Освободитель часть 1 глава 7

Владимир Шатов
Учёба
В начале 1826 года семилетний Саша Романов, наследник русского престола любовался видом замёрзшей реки из окна своей комнаты на втором этаже Зимнего дворца и думал:
- Вид реки так величествен, что по сравнению с нею всё остальное кажется мизерным!
Из огромных окон комнаты тянуло ледяным ветром. Отныне дворец стал домом для маленького Александра.
- Это огромный широкий сосуд, до краёв наполненный водой, которая постоянно грозит вылиться за пределы берегов! - он зябко поёжился от ужасных воспоминаний недавнего наводнения.
Мальчик не понимал, что близость реки, широкой, как озеро, протекающей по глубокому руслу среди болотистой равнины под вечно туманным небом и грозным дыханием моря, являлась наименее благоприятным условием для закладки столицы государства.
- Недавно она затопила дворец! - он остро почувствовал исходящую от Невы угрозу и отвернулся от окна.
Воспитатель наследника Карл Мердер зашёл к нему и предупредил: 
- Нужно поздороваться с отцом, 
Они проходили анфиладой парадных залов. Низкое кровавое зимнее солнце случайно заглянуло в них. Засверкал в холодных лучах лёд на Неве. Сверкнули золотые и серебряные блюда, развешенные у дверей комнат и каски великанов кавалергардов.
- Они застыли, - присмотрелся Саша, - недвижные как сами колонны.
Только близкие к царской семье люди имеют право входа «за кавалергардов» в апартаменты семьи. За покрытыми бронзой дверьми кончались их личные апартаменты.
- Их поставила когда-то императрица Елизавета, - сказал наследнику воспитатель. - И с тех пор кавалергарды стоят здесь уже целых полвека.
Их впустили в кабинет императора. Комната была ярко освещена свечами, утро стало пасмурным. Перед папой стоял арестованный гвардейский офицер. Руки у него были связаны офицерским шарфом.
- Таким же, как тот, которым задушили императора Павла I... - отметил Мердер, который молча поклонился царю.
На софе у маленького столика сидел командующий гвардией генерал-адъютант Васильчиков, который записывал показания арестованного. Допрашивал сам император. Всю ночь, пока маленький Саша крепко спал, к отцу доставляли арестованных главарей восстания декабристов.
- Ситуация по-прежнему тревожная, - знал Николай Павлович. - Нужно выяснить корни заговора.
Их привозили на допросы из сырых камер Петропавловской крепости в Зимний дворец, куда являлись они на балы и дежурства в парадных мундирах, обвешанные боевыми орденами за подвиги в битвах.
- В заговоре задействованы знатнейшие фамилии, потомки Рюрика и Гедимина! - на первых же допросах узнал он. - Князья Волконские, Трубецкие, Оболенские и прочие фамилии, вошедшие в историю России.
Ему нет и тридцати лет. Он отлично знал, как непопулярен в столице. Рядом с ним перепуганная, несчастная жена, дурно говорившая по-русски. 
- Этот перманентный заговор ведёт начало от эпохи Наполеона, - устало сказал император. - Прозорливый итальянец видел опасность, грозящую Европе со стороны растущей мощи русского колосса. Воспользовавшись дружбой с императором Александром I и врождённой склонностью моего брата к либеральным установлениям, он послал в Петербург, под предлогом желания помочь осуществлению планов молодого монарха, плеяду работников переодетой армии, которая должна расчистить путь для солдат.
- Эти искусные интриганы получили задание втереться в нашу администрацию, - согласился Васильчиков, - завладеть образованием и заронить в умы молодёжи идеи, противные политическому символу страны.
Николай I энергично прошёлся по кабинету. Его походка и манера держать себя была непринуждённо внушительными. Он знал, что привлекает общие взоры и никогда ни на минуту не забывал, что на него все смотрели.
- Мало того, - невольно подумал Мердер, - кажется, что он именно хочет, чтобы все взоры были обращены на него одного.
Его подопечный, сидел в углу и не понимал, о чём говорили взрослые.
- Таким образом, великий полководец, наследник французской революции и враг свободы всего мира, издалека посеял в России семена раздора и волнений, ибо единство самодержавного государства казалось ему опасным оружием в руках русского милитаризма. - Николай I размышлял вслух. - С той эпохи зародились тайные общества, возросшие после того, как русская армия побывала во Франции.
- Россия пожинает плоды глубоких политических замыслов противника, которого она как будто сокрушил! - воскликнул командующий гвардии.
Царственным жестом монарх отослал из кабинета наследника с воспитателем. Ему нужно было определиться, что делать с мятежниками. Ведь за окном дворца короткие зимние дни, сменяющиеся опасной тьмой, и прятался спесивый, враждебный ему Петербург.
- И могущественные родственники тех, кто сейчас сидит в Петропавловской крепости. - Николай I ожидал удара от петербургской знати, чьи предки убили его деда и отца, ждал продолжения мятежа.
Оказалось, пушки оздоровили общество. Слышались крики восторга:
- Победа! Победа!
Будто неприятельская армия была повержена, а не горстка соотечественников. Молебны заказывали о спасении Отечества. Бывшие друзья, братья, любовники именовались «государственными преступниками», и отцы с готовностью приводили детей к наказанию.
- Если правитель твёрд и расправа беспощадна, самыми трусливыми становятся те, кто вчера были самыми смелыми! - именно тогда Николай I понял важный закон русской жизни.   
В России не было казней со времён Елизаветы Петровны. Императрица-нимфа поклялась Господу отменить смертную казнь, если её переворот будет удачен. Строгий государь казнь вернул, но глядя на подготовку, ужаснулся:
- За это время произошло недопустимое - в России разучились вешать!
Виселицу соорудили слишком высокой. Пришлось из находившегося по соседству с Петропавловской крепостью Училища торгового мореплавания принести школьные скамейки.
- Будто снова в школу пойдём... - пошутил кто-то.
Пятеро приговорённых декабристов поднимались на помост и становились на скамейки, поставленные под виселицей. Каждому обмотали шею верёвкой, но, как только палач сошёл с помоста, он рухнул.
- Господи! - в ужасе закричали зрители.
Двое декабристов повисли в петлях, но трое упали вниз в дыру, ударяясь о лестницы. Несмотря на все дедовские обычаи, решили вешать заново:
- Приказ императора!
Помост поправили и вновь возвели на него несчастных упавших. Герой войны с Наполеоном полковник Муравьёв-Апостол с горечью сказал:
- Проклятая земля, где не умеют ни осуществить заговор, ни вешать!
Под барабанную дробь опять затянули шеи верёвками. На этот раз успешно. Остальные участники бунта осуждены были на каторжные работы, разжалованы в солдаты, утеряли дворянство. Вчерашние блестящие гвардейские офицеры очутились на рудниках в Сибири.
- Пощади, государь! - родственники просили помиловать декабристов.
Но Николай I не слушал молений. Тогда одиннадцать женщин, жёны и невесты осуждённых посмели отправиться вслед за мужьями в Сибирь. Согласно закону о ссыльнокаторжных, аристократки потеряли не только привилегии дворянства, но и самые обычные гражданские права.
- Общество должно было уяснить - власть непреклонна! - учил он сына.
После подавления мятежа Николай I хорошо усвоил главный урок управления Россией, который собирался передать сыну Александру:
- В Европе Государь должен обладать искусством управления, быть то лисою, то львом!.. Так учил генерал Бонапарт. В России - только львом.
Чтобы сгладить впечатление от неудачного начала царствования он устроил пышную коронацию. Главным героем коронационных торжеств в Москве 22 августа 1826 года стал восьмилетний наследник на коне. В семь часов утра великий князь Александр Николаевич в полной парадной форме лейб-гвардии гусарского полка поскакал к Петровскому дворцу.
- Вся Москва выбежала смотреть эту величественную картину, - с восторгом сказала мать. - Появление наследника на чудесном коне, коим он управлял с невероятной ловкостью, всё затмило.
- Все от него без ума, особенно дамы, - шутливо ответил ей царь.
Прибывший на торжества наполеоновский маршал Мармон, который предал Бонапарта и открыл союзникам дорогу в Париж, восхищался  маленьким наездником. Строгий отец вслух выразил высочайшее одобрение:
- Это мой сын!
После коронации родители задумались, что пора всерьёз заняться образованием цесаревича.
- Но нужно подобрать достойного наставника… - уточнила мать.
Собрался семейный совет и единогласно решил:
- Пригласить главным воспитателем наследника Василия Андреевича Жуковского - знаменитого поэта, отца русского романтизма.
- Само его появление на свет было весьма романтичным, - знали родители Саши. - Во время войны с турками была захвачена в плен красавица-турчанка. Крепостные крестьяне, служившие в армии, подарили восточную красавицу барину. Тот крестил её и сделал своей наложницей.
Так появился на свет плод любви Василий Жуковский. Сын турчанки и богатейшего русского помещика получил блестящее образование в Московском университетском пансионе, где учились дети московской знати. Там начал писать стихи, сразу получившие признание.
- Во время войны с Наполеоном его патриотические строки повторяла вся Россия! - напомнил жене Николай I.
Двери Зимнего дворца открыли ему не стихи, а переводы с немецкого. Немки-императрицы: вдова Павла I, Мария Федоровна, и императрица Александра Федоровна обожали Шиллера и немецких романтиков.
- Я в совершеннейшем восторге от переводов Жуковского! - томно вздохнула она. - И, главное, от бесед с ним о любимых поэтах.
Поэт получил должность чтеца при вдовствующей императрице. Он учил русскому языку молодую императрицу. Вопрос был решён:
- Он обучит наследника!
Жуковский целиком посвятил себя царственному отроку.
- Моя должность заберёт всё время... - сообщил он друзьям. - Прощай навсегда поэзия с рифмами. Ведь в моих руках будущее России!
Поэт составил десятилетний план «Путешествия», так он назвал процесс воспитание наследника. Как всё в России, план воспитания наследника утверждался отцом. Он пристально следил за его осуществлением, порой весьма жестко поправляя воспитателя:
- Наследник престола должен нести своё великое бремя!
Как-то после урока Николай I пришёл в класс, где маленький Саша занимался историей со своим воспитателем.
- Это была та самая комната, где когда-то я допрашивал декабристов… - в нём, видно, проснулись воспоминания.
Он знал, что добрейший Жуковский слишком много говорит с маленьким Сашей о христианском всепрощении. Император спросил сына:
- Как бы ты поступил с мятежниками-декабристами?
Мальчик ответил по-евангельски, как его учили:
- Я всех простил бы!
Поэт воспитывал наследника как истинного христианина, то есть монарха, способного сочувствовать страдальцам. Николай I ничего не сказал, просто молча ушёл. На следующий день он сказал сыну, тряся сжатым кулаком перед его лицом и повторяя:
- Вот чем надо править! Умри на ступенях трона, но власть не отдай!
Наследник был необычайно красив, истинный принц. Но, с точки зрения отца, излишне женственен:
- У него слишком нежная душа.
Когда уезжала в Царское село императрица, Саша отправлял вдогонку матери букет гелиотропа. Но царь желал, чтобы сын был мужествен.
- Наследника нужно растить в окружении сверстников! - повелел он.
Выбраны были двое мальчиков, дети придворных - Александр Паткуль и Иосиф Вильегорский. Жуковский, к радости отца, составил для них беспощадное расписание занятий, чтобы не было свободного времени.
- Подъём в шесть утра, - одобрил отец, - уже в семь наследник обязан был сидеть в классе вместе с двумя товарищами.
Пять часов до полудня шли занятия. Даже государь, не имел права входить тогда в классную комнату. В полдень два часа на прогулку.
- Лучший способ обучения, - три ученика и воспитатель пешком гуляли по Петербургу. - В непринуждённом разговоре!
На улице, занятия продолжались. Одетый в военный мундир Саша был обязан внимательно обозревать встречающиеся по дороге общественные здания, учебные и научные учреждения, промышленные заведения.
- Собор построил мой дядя император Александр I, - похвастался он.
- Учись с детства читать великую книгу, которая должна принадлежать тебе по рождению. - Жуковский напоминал наследнику. - Книга эта Россия!
Во время прогулок читали вслух стихи. Затем час на обед и с трёх часов до пяти занятия. Час на отдых и мальчики одевались для спортивных игр.
- С 7 до 8 гимнастика и подвижные игры, - докладывали императору.
Ужин в десять часов после нравоучительной беседы с родителями. После ужина молитва и сон.
- Я доволен таким расписанием! - одобрил государь.
Список предметов, которым учили наследника, был обширным:
- История, русский язык, математика, физика, философия, геология, законоведение, французский, английский, немецкий и польский языки, рисование, музыка, гимнастика, плавание, фехтование, танцы, военные науки, токарное дело.
- Лучшие умы России преподают науки цесаревичу! - радовалась мать.
Одним из учителей Саши стал граф Сперанский. Он преподавал ему юриспруденцию. Государь не боялся прежнего вольномыслия графа. Он знает, как благотворно подействовала ссылка на прежнего свободолюбца, и его участие в суде над декабристами это доказало. Сперанский искренне учил наследника незыблемости самодержавия:
- Нет такой власти на земле, ни в границах, ни за границами империи, которая могла бы положить конец верховной власти российского монарха! Этой власти служат все законы нашей империи.
 


 
продолжение http://www.proza.ru/2018/02/28/478