Должны имеем право

Лана Милус
Однажды, сразу  после похорон сына, я ехала (больничный по этому поводу никто не дает, поэтому приходится работать, а, следовательно, садиться за руль), задумавшись напрочь и на Т-образном перекрестке, не посмотрев никуда и ни в чем не убедившись, повернула туда, куда мне было нужно. Очнулась от того, что мне перекрыла дорогу машина, и из нее выскочил и направился ко мне разъяренный мужик, размахивая руками и матерясь. Я оторопела: вмиг поняла, что он чудом не въехал мне в задницу (простите за автосленг), было бы убито две машины, куча неприятностей и масса потраченных денег... Открыв дверь, я вышла ему навстречу, сложила руки у груди и, глядя ему прямо в глаза, сказала: «Пожалуйста, простите меня!»
Повторять ничего не пришлось, потому что мужик оторопел, встал как вкопанный, посмотрел на меня, как на умалишенную, сказал куда мне идти, махнул рукой, сел в машину и уехал.
Конечно, он ожидал другой реакции: защиты, нападения, грызни, оров, матов и т.д. (Здесь, кстати, можно было бы поднять проблему агрессии на дорогах, но я сейчас о другом)
Я была виновата. АБСОЛЮТНО!!! Я имела право горевать и проживать свое горе, но я НЕ имела право выезжать на дорогу с тем, чтобы причинять неудобства другим. Я ДОЛЖНА была соблюдать правила и быть предельно внимательной.
К чему это я? К тому, что сегодня в обеих консультациях очень часто звучало: Я никому ничего не должна…. Я имею право….
Да, конечно, мы все имеем право… Но… Мы все что-то и кому-то должны. Кто-то из современных ПО ВЕРХАМ ИДУЩИХ, я их так называю, потому что легко славливать популярность на вещах, которые людям приятно слышать, которые оправдывают их душевную леность , которые расслабляют и позволяют ни о чем не заботиться (а это ведь так здорово, когда вот так разом оправдали все твои негативные стороны). Так вот кто-то из них когда-то недавно сказал: Вы никому и ничего не должны!!! И даже книгу об этом написал…  И что сейчас происходит?
- Я ничего тебе не должна! – говорит жена. Муж кубатурит и отвечает:
- Так ведь и я ничего не должен!!! (инсайт словил)
Вроде бы все правильно. Но… Женщина хочет, чтобы муж зарабатывал деньги,  ночевал дома, чтобы заботился, дарил подарки и интересные вечера, чтобы не задерживался на работе, чтобы помогал с ребенком…. И еще много чего. Причем в этом перечислении часто звучит слово «должен». 
Представьте, что будет, если мы будем иметь права и никому ничего не будем должны…
У меня в начальной  школе  была учительница. Когда мы, совсем еще малышня, прибегали к ней пожаловаться: «Васька дернул за косичку», она брала нас за руку, усаживала на стульчик и говорила:
- Подумай, почему тебя Васька дернул за косичку (толкнул(а), ударил(а), обозвал(а)). Тогда нам было не очень понятно: это же меня дернули (ударили, обозвали)… За что меня на стульчик?
А со временем мы привыкли сначала думать, а потом бежать жаловаться. А потом думать прежде, чем что-то сделать.  Я ей очень благодарна за это. Она научила нас НАЧИНАТЬ С СЕБЯ. Абсолютно не читая нам нотаций и морали, она врастила в нас (по крайней мере, в меня) чувство ответственности за свои поступки, она очень хорошо дала нам понять, что такое ДОЛЖЕН  и что такое ИМЕЕШЬ ПРАВО. Эмма Николаевна, спасибо Вам за это!!!
Я практический психолог. Ко мне приходит много людей. И я вижу, как не складываются отношения между родителями и детьми (потому что дети уже воспитаны на том, что они ничего не должны /попробуйте, поспорьте – в ответ услышите ТАКИЕ аргументы…/), как рушатся отношения молодых пар, которые не готовы отдавать, которые только ИМЕЮТ ПРАВО, как страдают пожилые родители, потому что ведь «никто никому ничего НЕ должен». 
Я не очень сейчас хочу морализмов на эту тему (хотя это очень серьезно), я просто прошу быть очень осторожными с этими, казалось бы, безобидными и, казалось бы, призванными защитить нас, вещами.
Да, имеем право… Но и да – должны!!!