Мальчик из плохой семьи

Галина Третьякова Николаева
     На школьное крылечко поднималась старушка,   останавливаясь на каждой ступеньке, чтобы передохнуть. Наконец-то добралась, постояла, всматриваясь в выходящих из дверей школы детишек. Это которое же поколение после первого её выпуска? Да наверное уже их внуки и внучки  пробегают мимо. Кто здоровается, кто нет;  кто обойдёт, кто рядышком прошмыгнёт, столкнуть готов;  кто умолкает, а кто продолжает начатый разговор, как будто и нет её здесь, старой-старой учительницы…
     Зашла в фойе, охранник внимательно посмотрел на пожилую женщину.
-Вам кого? Вы чья-то бабушка? - спросил охранник.
-Нет, милый, я не бабушка. Мне учительница нужна. Она второй класс «А» учит. Ксения Александровна  её зовут.
-А вы дождитесь её здесь. Уроки у неё уже закончились, какие-то там свои дела доделает и выйдет. Она обычно в это время выходит.
       Старушка присела на скамейку с разрешения охранника. Минут пятнадцать прошло. Наконец  она увидела, что  по лестнице спускается молодая красивая девушка в стильном костюме, на высоких каблуках. «Как фотомодель,-отметила старушка,- вот уже и в школу так ходят.»
-Ксения Александровна, к Вам пришли,- охранник  кивнул на  старушку.
     Старушка  поднялась со скамьи  и пошла к учительнице.
    Ксения Александровна  с верху вниз  посмотрела  на пожилую женщину
-Всё-всё, никаких приёмов я не веду. Мой рабочий день кончился. Если Вы бабушка кого-то из моих  придурков - приходите на родительское собрание, там всё решим. Да и вообще, при чём здесь бабки, родители должны воспитывать детей и интересоваться их учёбой.
Охранник засмеялся:
-Ну Вы Ксения Александровна, как губернатор - приём ведёте оказывается….
-Помолчи, делаешь своё дело и делай, а я уж как-нибудь своё сама сделаю.
И она  выпорхнула  из дверей школы. Красивая, молодая, модная, оставив  за собой аромат дорогой туалетной воды.
-А Вы,  правда, чья бабушка?
-А ничья, милый. Я    учительницей была.  Уже  больше двадцати   лет на пенсии. Вот, пришла посмотреть на свою школу. Конечно и своей-то её уже не назовёшь- перестроили, пристроили, красота какая, вот и охрана кругом.  Думала посмотрю и уйду. Сидела на скамейке и вспоминала…., .многое вспомнила….
       Охранник не торопил… Ученики,  видимо, уже разбежались, учителя один по одному тянулись к выходу. Что-то было в той старушке, что  заставило его послушать.
-Ученики у меня были разные - отличники и двоечники, послушные и не послушные, из благополучных и не благополучных семей. Молоденькая тогда была, хоть и изучали  в училище педагогику, психологию, но сердцу-то не прикажешь. К кому-то из учеников тянулась душа, к кому-то нет…. Был у меня  мальчишка, Сашкой звали. Не взлюбила я его. Учился средне,  часто прогуливал уроки, отец из тюрьмы пришёл, мать где-то техничками на трёх работах. Сашка  постоянно взлохмаченный, в мятой одежде, обувь вечно рваная; то спит на ходу, то синяк под глазом. Вобщем,  хулиган. Четыре года я его учила и четыре года я его не любила - оценки занижала, унижала в присутствии всего класса. Боже, как он перенёс такое! В аду мне гореть от этого! Так-то класс средний был, особо я никого не выделяла, только  Альбертика Синцова. Какой был мальчик! Папа директор завода, мама врач. Мальчик всегда аккуратный, воспитанный, ну как я ему пятёрки не буду ставить , он отличником был. Ну были конечно снисхождения с моей стороны - если не выучит стихотворение или урок какой - точку ставлю, а не двойку - на завтра расскажет. Только ему такое спускала! На всех утренниках у него главные роли,  я его и в Совет дружины выдвинула. А потом и в старших классах  старалась что-то ему шепнуть….  было…. было…. Что греха-то таить?  Ну вот так вот, учеников того выпуска пожалуй и не помню никого, а вот   Альбертик  и Саша  как сейчас  перед глазами.
        Много лет я их не видела. Другие ребята учились,  кого запомнила, кого нет, а вот тот, первый выпуск особенно в памяти остался.  Лет десять назад довелось мне с Сашей встретиться. Крыша у меня в доме прохудилась. Куда идти, кого просить? Не велика моя пенсия учительская, детей нет, сын был один, погиб очень много лет назад. Соседи тоже все, как и я, старенькие, молодёжь то в центр вся уезжает, в благоустроенные квартиры, а мы, старики, на окраинах доживаем. Вот и посоветовала мне одна знакомая сходить в городскую Администрацию. Может там кто поможет. И я пошла. Записалась на приём  к главе Никольскому Александру  Сергеевичу. В кабинет зашла, только начала рассказывать про своё житьё- бытьё, а этот мужчина  как выскочил из своего высокого кресла, начал меня обнимать и даже поцеловал. «Валентина  Григорьевна, Валентина Григорьевна…» - это меня так зовут. Думаю, откуда он меня знает? Сашка оказался, мой ученик, которого я не любила, которого я  ругала всегда и при всех.  Оказывается,  это он стал главой администрации. Мне и в голову не могло такое прийти, думала, пойдёт по отцовским стопам пьянствовать да по тюрьмам. Я так тогда и говорила ему при всех ребятишках, что он двоечник и лентяй и что пойдёт по стопам отца. Как я сейчас себя ругаю за это!!!! А ведь он ничего плохого не помнил, он только хорошее из школы вспоминал. А мне как было стыдно! Вот такой вот этот мальчик оказался не злопамятный. Помог он мне. Крышу отремонтировали за счёт Администрации и на очередь поставили как малоимущую  с ветхим аварийным жильём. Вот уже лет семь живу в квартирке - тепло, чисто, вода дома, туалет, ванна.  Вот и Сашка- двоечник, сын тюремщика!  Он даже как-то  года  два   в День Учителя сам приезжал  ко мне в новую квартиру - букеты цветов дарил. Ну потом-то  забылось как-то,  да и понимаю, я у него не одна такая, старушка, некогда ему.
-А как у Альбертика  жизнь сложилась? Где он сейчас? Тоже в нашем городе?- заинтересовался охранник. Интересной показалась ему история старой учительницы.
-Альбертик-то? Альбертик  высоко взлетел, вот только вежливость и уважение к людям в детстве оставил. Затерялось  всё хорошее, заплутало. С ним я встретилась совсем случайно. Тоже не узнала. А как узнаешь, им ведь, моим первым ученикам уже по полтиннику. Полный стал, лысый. Но модный, машина дорогая, завод, на котором его отец работал директором, видимо приватизировали в девяностые или как там у них было…. Вобщем,  Альберт  сейчас там хозяин.  Брела я как-то из магазина, ну который большой-то, в центре города. Я уж ступила на пешеходный переход, с полметра прошла, а тут машина резко остановилась, мужчина выскочил, толкнул меня на тротуар и как закричал, мол старьё расплодилось здесь, добрым людям жить спокойно не дают, мол,  когда вы все передохните. И поехал дальше. Я упала, меня подхватили какие-то женщины и заругались, что богачи обнаглели, уже никого за людей не считают. Я спросила кто это? Мне сказали, что  Синцов  Альберт Петрович.  Я поинтересовалась не его ли отец, Пётр Венедиктович директором завода был?
-Да, да, его отец. А сейчас  сынок  всем заправляет. Всё прихватизировали.
-Вот так вот, милый,- старушка вздохнула и посмотрела на охранника.
-Валентина Григорьевна, а Вы зачем Ксению-то Александровну хотели повидать? Тоже ваша ученица?
-Да нет, милый, ей хотела рассказать про Альбертика и Сашу.
-А что так вдруг?
-Да нет, не вдруг. Есть у неё в классе мальчишка - Серёжей зовут. Встретила сейчас у школы, плачет навзрыд. Давай расспрашивать да выспрашивать. Думала кто из ребятишек обидел…. А нет… учительница…. Сказала, что он бедный, у него отец пьяница и инвалид.  Деньги он не сдал на   школьное мероприятие и делать ему там нечего. И чтобы больше в грязной рубашке  в школу не приходил и что от него всегда чем-то воняет. Именно это слово «воняет» и сказала.  Вот и хотела ей сказать, что   дети  растут, а учителя старятся.  И кто знает, что будет из этого Серёжки? Может она к нему на поклон пойдёт? Как в глаза ему будет смотреть? Пусть поучится на моих ошибках. Я ведь теперь в Церковь хожу по выходным, молюсь  за ученика, которого я  не любила. За Сашеньку.
-Валентина Григорьевна! Сомневаюсь я, что Ксения Александровна пойдёт  в Церковь, молиться за  Серёжку. Не так она воспитана, как Вы и как тот ваш Сашка. Она воспитана как Альбертик - в обеспеченной семье, при хороших родителях, с приятными запахами и  в чистоте, с  точками в журнале, которые ставили вместо двоек, - сказал охранник.
-А кто она такая?
-Она дочь вашего  ученика Сашки. Да-да не удивляйтесь. Она дочь того самого мэра, Никольского  Александра  Сергеевича. Никольская Ксения Александровна.
-Не может быть! О, Господи! ….- тихо произнесла Валентина Григорьевна. Она не могла поверить, что у такого хорошего человека, такая дочь……  « Вот оно, что богатство делает с детьми….»
-Валентина Григорьевна, я хоть и не изучал психологию и педагогику, как Вы, но скажу: тот пацан, который в раннем детстве не видит ничего хорошего, а промелькнёт   хоть капелька тепла и доброты от  взрослого человека, он запомнит это на всю жизнь.  Плохое забудет. Может зря Вы себя казните? Может что-то доброе сделали для него? А вот такие Альбертики и  Ксюши, которые росли в неге, как сыр  в масле купались, они не  научились ценить доброту  и жалеть кого-то.  Она никогда не вспомнит этого  Серёжку, она никогда не поймёт, что обижает его, унижая перед одноклассниками. Не стоит ей это говорить, бесполезно, расстроитесь, до инсульта доведёт своими нравоучениями. Одно скажу Вам -  не дам в обиду этого парнишку.
-Дай Бог тебе здоровья, сынок, дай Бог здоровья,- тихонько произнесла старая учительница. Она поверила парню. Уж он-то точно не даст в обиду этого беззащитного, восьмилетнего мальчишку. И она потихоньку, отдыхая на каждой ступеньке, стала спускаться вниз.
«Ну вот и посмотрела школу…. Дальше раздевалки и охранника не бывала… в своём классе не побывала… Ну ничего, может хоть одно доброе дело сделала- мальчонке помогла, да и слава Богу!»

Фото автора.
Рассказ опубликован в газете "Алапаевская искра" под названием "Куда ведёт дорога от школьного порога", август ,2019 год.