Открытие Вера Сытник

Наталья Меркушова
     Два года я ждала эту книгу. Так получилось. И вот, наступил этот день, и я держу в руках долгожданную книгу Веры Сытник «Цикады». Вера  живёт в Китае. Далеко от Тамбова, конечно, но благословенное время Интернета соединяет и не через такие расстояния.
Нас же соединил Сайт «Союз писателей», город Новокузнецк и конкурсы рассказов и сказок.
Чудо современности иногда действительно чудо.
Передо мной красивое издание с красивым названием «Цикады». Получив новую книгу, я вначале  просто смотрю на неё, потом открываю на последней странице, смотрю, где издана, какой тираж, потом читаю, если есть, вступительную статью.
Читаю. Статья показалась мне интересной, но… Прочитав, я подумала, что встречусь при прочтении с чем-то глубоко упрятанным, недосягаемым для простого читателя. Повременила немного. Но когда снова открыла и начала читать, то  остановиться уже не могла. Мне открылся невообразимый мир людей, явлений, чувств, философских размышлений.
Рассказ «Цикады». Цикады и в наших краях трезвонят. Не знаю, такие  или нет, но звуки издают очень похожие на описание их автором. Что в этом в рассказе больше - описания жизни цикад (кстати, мне  было интересно узнать о жизни этих невидимых певцов) или глубокая психология человеческих отношений? Подсказка, что небольшой случайный момент жизни разрушает, казалось бы неразрушимое?
В рассказе «Тайфун» продолжается эта тема. Камни. Что заключено в них, какой смысл?
Автор и даёт ответ и заставляет читателя размышлять вместе с ним.
И в последующих рассказах таинственность и загадки, как в иероглифах, что рисует необычный художник.
Продолжаю читать. И тут мне, читателю, открывается мир человеческих отношений. Автор проникает в душу читателя через души героев рассказов.
 Меня поразил рассказ «Копьё». В молодости все хотят большего, чем имеют. А что имеют, не ценят. Я помню эти желания – убежать, найти, не опоздать… Потом всё успокоится, как успокаивается море после  тайфуна. Но молодые  не знают об этом, и не думают об этом.
В каждом человеке есть копьё. Эти копья разные, но когда человек теряет их, он теряет смысл жизни и даже погибает, как герой рассказа «Копьё». Не смог он пережить  расставания с женой, хотя она не отличалась примерным поведением. И тоже это осознала, но слишком поздно.
Выделю ещё один рассказ, «На границе».  Тут уже сама судьба вмешивается  в жизни героев. И такой пронзительный финал, что сердце на миг останавливается.
Плот. Маленький мальчик строит его, чтобы уплыть от беспросветной жизни, в  которую вовлекла его пьющая мать. Но он любит её и собирается взять с собой на плот.  В этом рассказе хороший финал, органы опеки не забрали малыша, есть надежда, что мать возьмётся за ум. Невозможно сдержать слёзы, читая  строки, насыщенные  любовью и трагизмом.

А рассказ «Письмо»?  Письмо, пришедшее через двадцать лет,  открывает  пласт жизни героев, казавшийся им  предельно трудным.  А он был счастьем.

Многие рассказы Веры Сытник  таковы,  что в них заключается почти вся жизнь героев, а не один  только эпизод, как обычно бывает. Этот стиль написания так гармоничен, так глубок, что читаешь и проживаешь вместе с автором, вместе с героями их жизни.
Я назвала бы эту книгу открытием: для себя, для  будущих читателей, для будущего.