Игорек и Иванушка

Нина Энская
Жил -был  в одном большом городе  синеглазый  рыженький  мальчик по имени Иванушка. Совсем сказочное имя, – подумаете вы. Да, только Иванушку так называла лишь бабушка. Мама называла его  «Ванька»( коротко и весело, но это редко случалось) или «Ива-а-а-н» –  громко так, сердитым голосом. А папу  Иванушка не знал. Папа жил где-то сам по себе и не думал о сынишке. Был у Иванушки отчим —второй мамин муж. Тот вообще  называл его  не по имени, а «мальцом», «мальчишкой», «толстым» и всякими дурными словами. Мама с отчимом могли и отшлепать, и ремнем выпороть, и мороженое купить, и в Макдональдс сводить – под настроение. Каждый день мама с отчимом ругались и Иванушку ругали. Жили они небогато, но сыто. Отчим покупал Иванушке то сразу пять киндер-сюрпризов, то самоходный танк на батарейках или робота-трансформера. Но Иванушка не называл его папой и не хотел идти на руки. Отчим обижался, ругался дурными словами и пугал пасынка ремнем. Иванушка однажды нечаянно сломал танк, и отчим его выпорол. Иванушка расплакался, мама закрыла его в комнате, а сама ушла с отчимом ругаться на кухню... Так и жили.
          Но вот родилась у Иванушки сестренка Танечка, и совсем ему житья не стало, как в старых сказках говорили. Мама все время с малышкой возится, отчим на работе с утра до ночи. Работа у него тяжелая –   грузчик на складе. Отчим  приходит с работы, выпивает водки, запивает пивом,закусывает пельменями и спать ложится. Приехала бабушка помогать маме. Так еще больше ругаться стали. Маленькая Танечка плачет, Иванушка всхлипывает и нос утирает, мама кричит криком, визжит,  как тетенька-артистка из телевизора,  отчим просто орет и все дурными словами, а бабушка охает и Иванушку жалеет.
         Иванушка как-то попросил: «Мамочка!  Купи мне хомячка! Пожалуйста! Я тебе буду помогать! Я сам теперь  научился убирать игрушки! Давай, я буду сам пол мыть! И посуду! Только купи мне хомячка! Я хочу хомячка Хому ! Рыжего!Я буду  клетку чистить и   кормить Хому   семечками.»
– Вот еще! Хомяка! Куда тебе хомяк?  Сам рыжий и  морда, как у хомяка! И вообще от  них запах и аллергия, а   я Танечку грудью кормлю. Мало тебе игрушек? Два автомата, три танка, машинок целая автобаза. У тебя вон мышь есть на диване, и тигр, и  лев, а ты в них не играешь, Иван!
– Они ненастоящие!
– Ты что же, настоящего льва захотел в квартире? Иди-ка ты в угол!

Иванушка не любил ни розовую мышь, ни льва с тигром, которых подарила другая бабушка на день рождения. Мышь была размером с самого Иванушку, а тигр — с большую собаку.
Из угла Иванушку выручила бабушка. Она подозвала его к себе, погладила по головке и усадила на диване, отодвинув мышь и льва.
«Бабуль, давай мультики посмотрим!»
– Давай!
Иванушка нажал на кнопку пульта, и на экране телевизора появился его тезка — сказочный братец Иванушка, тот самый, с сестрицей Аленушкой...
Несколько дней спустя пришли гости – на день рождения Танечки, ей исполнилось шесть месяцев. Бабушка ворчала: «Неправильно это! Кто полгодика-то празднует? Вот будет год, тогда и отмечайте!»
Опять все  чуть не переругались. Гости принесли много водки, отчим – два ящика пива, мама запекла в духовке мясо, а бабушка приготовила салат. Иванушку посадили за стол, накормили и даже налили полстакана пива. Пиво оказалось горьким, но Иванушка выпил все, что было в стакане, закусил хлебом с колбасой, съел ложку салата, и стало вдруг ему легко и весело. Взрослым-то весело было уже давно. Отчим и гости вышли на лестничную площадку покурить, мама выбралась из-за стола —пришло время кормить Танечку, бабушка в кухне доваривала картошку к жаркому, и никто не заметил, как Иванушка выскользнул из квартиры . Курильщики стояли на площадке выше этажом.
 Как там  наш Иванушка шел в своих белых кроссовках, синих шортиках и  разноцветной футболке   по большому городу далеко-далеко, дальше детского садика, дальше всех знакомых магазинов, детских площадок с горками и качелями и Макдональдса,никто не знает. Он просто шел... Шел-шел...и пришел наш Иванушка в сказочный город на берегу какой-то реки с мостами. Никогда он не видел таких стен из красно-бурого кирпича, таких высоких башен,таких широких ворот под серой аркой... В ворота заходили самые разнообразные  люди и заезжали машины... Вот человек с барабаном в руках и зелеными волосами, вот красивая  большая девочка(или тетенька?) в длинной черной юбке и с гитарой... Вот длинная фура едет, а вот – маленькая красная машинка... А вот дядька в желтом шлеме на велосипеде... Засмотрелся Иванушка,увязался за людьми и оказался внутри городских стен. А там дома —пониже и повыше, одни черные, другие красные, третьи – серые, и все старые, ободранные, есть и поцелее, и совсем поломанные. И дорога под ногами разбитая —то камень выпирает, то яма, то лужа.  А машины-то едут, и чуть в стороне рельсы с вагонами и тепловозом.
Грузовики едут друг за другом... Иванушка отскочил  почти что из-под колес к стене старого дома без окон. У стены росла яблоня. Иванушка потянулся к ее веткам, как в сказке,  встал на цыпочки и  сорвал яблочко  с нижней ветки – он уже проголодался. Но сестрицы Аленушки-то у него нет, а маленькая Танюшка еще не умеет говорить.
 Откусил Иванушка кусочек яблока и вдруг услышал голос —тихий и немного скрипучий, как у  соседской бабушки:
– Не ешь,Иванушка,моего яблочка! Козленочком станешь!
– А ты кто?
--Яблоня! Старая заводская яблоня.
– Ты все врешь! – закричал Иванушка совсем так, как кричала на него рассерженная мама, – в сказке нельзя было воду пить из копытца!И там  старшая сестрица Аленушка была. Я совсем другой Иванушка. И сестричка у меня не Аленушка, а Танюшка. Младшая.
 Заскрипела яблоня на ветру,закрутился маленький пыльный вихрь на дороге около старой кирпичной стены,и вот нет уже на месте мальчика Иванушки... А  под стеной полуразрушенного цеха лежит козленок. Маленький. Белый с желтым. С красной ленточкой на шее и бубенчиком на ленточке. С малюсенькими рожками и копытцами. Но не настоящий –   резиновый. Игрушечный. Все у него резиновое, даже бубенчик на шее. Потому что забрел наш Иванушка на старый-престарый,  большой -пребольшой резиновый завод.

      Тут мы с вами, дорогие читатели, оставим нашего Иванушку, потому что  пришло время рассказать про мальчика Игорька.
Игорек не знаком с Иванушкой. Иванушке пять лет, а Игорьку уже семь. Иванушка  круглолиц и голубоглаз, а у Игорька лицо узкое и  глаза карие. Живет Игорек с мамой Асей. Бабушка Галя  приезжает к ним в гости  с Кубани. Вот только папы в прошлом году не стало. Папу Игорька звали Робертом, и был он самым настоящим добрым  волшебником, но, милые мои читатели, вы ведь знаете,что волшебники не умеют спасать самих себя. Вот и наш Роберт не исцелился от своей  болезни. Игорек думал, что папу-волшебника лечат волшебные доктора, потому что папу  после операции лечили какими-то особыми лучами и очень ядовитыми лекарствами, от которых  Папа  Роберт потерял свои пышные волосы и стал носить   черный парик с  дредами, переплетенными разноцветными ниточками.
– Я тоже такой хочу! – сказал Игорек, а мама обняла его,назвала дурачком, поцеловала и постаралась не плакать при папе.
Вскоре папа очень похудел и ослабел, ему даже  стало тяжело носить парик, и мама сделала ему из своего красного платка  бандану.
– Ну, я пират  Карибского моря! – смеялся папа.


.. Весной  у папы пропал голос, и его снова увезли в больницу. Игорек  простудился и тоже потерял голос, но мама напоила его  теплым молоком с медом, и голос скоро вернулся.

 Папа  присылал  Игорьку коротенькие истории и сказки из нескольких СМС-ок.
Потом он присылал только смайлик – то утром, то днем, то даже поздно вечером – один смайлик в день. Иногда смайлики были грустные, иногда веселые. Игорек с папой договорились, что папа не станет его обманывать,и если ему очень  плохо, пришлет грустный смайлик, а Игорек ему в ответ – улыбающийся, чтобы подбодрить.

Мама работала дома —она рисовала на своем большом планшете картинки  с какими-то дурацкими туфлями и ботинками, потом другие картинки —интересные, с рыбами и морскими звездами. Потом эти картинки возьмут в издательство, вставят в учебник, и маме заплатят деньги. Мама брала с собой Игорька в издательство, там он ее ждал, тетя Мирра  угощала его какао из автомата и показывала новые книги с картинками.
Домой приходили друзья –       недавняя директриса детского приюта  Бетти ( «Бетти,у которой дети»), старая путешественница  фея Пульсатилла, музыканты   – Большой Кочегар и Маленький Дворник, изобретатель Олег Невезучий... Они подолгу разговаривали с мамой. Мама угощала их бабушкиным кизиловым или абрикосовым вареньем, Большой Кочегар и Маленький Дворник рассказывали ,как они ездили на своем фургоне по всему свету с концертами. Пульсатилла вспоминала истории из своей жизни.
Олег Невезучий дарил Игорьку модели самолетов и космических кораблей.


Но однажды  майским  утром, когда после ночной грозы солнечно и  распускается  сирень под балконом, СМС-ка  от папы не пришла. На днях тоже не было СМС-ки, целых три дня папа пропустил, потому что  было  ему очень плохо, и от  лекарств он уснул... А на четвертый день папа все же прислал СМС-ку –  не смайлик, а значок в виде лежащей на боку восьмерки. На самом деле такого значка в телефоне нет, но Роберт сумел как-то его создать... и умер.

… Похоронили волшебника  под старой елью на самом обыкновенном  кладбище за городом, рядом с его мамой и папой. Много народу собралось... Игорек держался  то  за совсем измученную бледную  маму, то за  бабушку Галю. Потом его отвела в сторонку фея Пульсатилла...
Большой Кочегар и Маленький Дворник сыграли самую любимую песню Роберта – «Let it be».

Остались Ася с Игорьком вдвоем. Игорек спросил как-то: «Мам,а почему у меня нет брата? Или сестры? Я хочу маленького».
– Для этого нужен папа. А папы нет,-- ответила мама.
– Потому что папа был волшебником, да?
– Потому что папа был папой.
Игорек вздохнул,как большой. Да,он знает,что дети получаются только у мамы и папы вместе. Но...  папа ведь был волшебником,и он – сын волшебника!
… Прошло лето. Осенью Игорек стал первоклассником – Ася отвела сына  в маленькую домашнюю школу, где преподавали сама Бетти , ее дочка Соня и еще некоторые знакомые, Олег Невезучий учил ребят  мастерить и конструировать,  фея Пульсатилла  водила  их на экскурсии в парки и в лес, а старая фея Пеларгония давала уроки танцев.



… Однажды в воскресенье утром Ася  выглянула в окно и позвала Игорька: « Посмотри на клен!»
– Ой, где его листья?
...Клен облетел. И липа рядом —тоже. Только кусты сирени  с почерневшей листвой еще стояли.
Лужи подмерзли. На траве иней.
Может быть,завтра снег выпадет. Пора покупать зимнюю одежду.
Ася с Игорьком сели в трамвай и приехали на большой рынок около железнодорожной станции.
Сначала они зашли в зоомагазин и купили корм рыбкам.
Потом Ася вспомнила,что дома кончилось моющее средство, и они купили в хозяйственном белое турецкое мыло.
Мимо множества ларьков и лотков, сквозь целые улицы .населенные сапогами и занавесками, джинсами и пачками кофе...
И вот они – замечательные прилавки-раскладушки, полные разноцветных вещей на любой вкус и размер.
Ася купила Игорьку ярко-зеленую куртку с капюшоном  и темно-зеленые с синим отливом штаны. Себе она тоже купила темно-красную куртку и  теплые лыжные штаны –  лиловые. Им повезло –  быстро удалось найти дешевые вещи. И отправились Ася с Игорьком гулять по всему рынку, чтобы вдруг найти что-нибудь неожиданное и очень занятное.
Торговцы держали свой товар на картонках, разостланных прямо на земле.
… Папа  Роберт в свое время тоже любил рынки, он находил там всякие полезные вещицы для фокусов.
...Игорьку было интересно все, и они с Асей играли в угадайку – находили непонятные штуки и угадывали, для чего они предназначены. Тяжелая круглая ложка,например, предназначалась для шариков мороженого, но ею,как выяснилось,можно выскабливать изнутри тыкву и кокосовые орехи.
Деревянный кружок с металлическими крючками оказался всего лишь машинкой для штопки ( точно такой же водился когда-то в доме -- вдруг вспомнила Ася).
А вот — игрушки... Заводная лягушка-попрыгушка. Кукла-блондинка  с голубыми  закрывающимися глазами, в пышном белом платье..Еще одна кукла — голенький пупс размером с настоящего младенца. Мишка – светло-рыжий. Второй мишка —темно-бурый. Заяц —почему-то малиновый с белым.
А вот – козлик –  беленький  с желтым,  с красной ленточкой и  бубенчиком на шее. Резиновый. Маленький —можно в кармане носить.
Игорек посмотрел-посмотрел на игрушки, но ничего не выбрал.Вот если бы тут был заводной грузовик!
А мама Ася … Ну, что мама Ася вот-вот заплачет —не удивительно... Что мама Ася на весь рынок воскликнула: «Ой,какое чудо!» --тоже не удивительно. Но что мама Ася купила только этого самого резинового козлика...
Торговка запросила за козлика столько же,сколько стоила Асина куртка, и  Ася отдала несколько сотен, не торгуясь.
– Сына! Малыш мой! Ты понимаешь? Это козленочек...У меня такой был в детстве, в Баку...
Игорек знал,что сейчас мама заплачет. Не из-за козленочка. Из-за того,что вспомнила Баку.

– Мама,это сказочный козленочек! Я точно знаю. Я сын волшебника!

Игорек знал —успокоить маму можно ,если сказать ей волшебные слова «Я сын волшебника!»

– Я верю тебе,сын волшебника! Козленок поедет жить к нам домой!
– Сын волшебника хочет мороженого! –   пробасил Игорек.
– Мама сына волшебника тоже хочет мороженого,но сейчас холодно. Предлагаю горячие пироги. Нет-нет,не в этом ларьке. Тут их жарят на машинном масле.

… Ася привела Игорька в кафетерий. Они съели по пирожку с капустой, и еще по одному – Игорьку Ася взяла куриный,а себе – второй капустный, и выпили по стакану  имбирного чая, и на десерт –  по корзиночке с ягодами,и все это оказалось в холодный осенний день куда вкуснее мороженого.
… Ночью дома Ася сидела за компьютером в большой комнате, а Игорек вроде бы спал в детской. Резиновый козленок стоял на полке рядом с книгами. Но вот он соскочил с полки. Резиновый бубенчик тихо звякнул -то был скорее шорох,чем звон. Копытца тоже почти бесшумно коснулись линолеума на полу. Игорек сел в постели, протянул руку ,и козленок запрыгнул ему на ладонь, а с ладони —на подушку.
Игорек не успел даже удивиться громко. Он молча сидел, так и держа одну руку протянутой ,хотя козленок с нее уже соскочил и пропал в постели. Вместо козленка под одеялом рядом с Игорьком оказался мальчик. Настоящий живой мальчик. Маленький. Толстенький. Теплый.
Мальчик что-то хотел сказать,но не мог. Он только всхлипывал и хныкал.

Игорек подумал,что мальчик ему приснился.
Но на следующую ночь мальчик снова пришел к нему. Он не говорил,произнося только что-то вроде «Меее—меее»,но мог что-то показывать знаками. Игорек напоил мальчика водой из бутылки для цветов,накормил спрятанным в школьном рюкзаке печеньем и чипсами(особенно чипсами —они такие вкусные,а мама не разрешает их покупать!).
Утром мальчик снова превращался в козленка и стоял на полке.

Игорек все хотел рассказать про   чудесного козленка маме Асе,но боялся ее напугать.
...Однажды случилась авария , свет во всем квартале погас,и Ася зажгла свечи. Игорек забрался  под одеяло на Асиной кровати в большой комнате  и задремал. И вдруг из детской послышался шорох —это резиновыми копытцами ступал козленок. На пороге детской шорох сменился шлепаньем босых пяток по линолеуму. И...
Да, Ася увидела в почти полной темноте мальчика. Толстенького мальчика лет четырех.
… Но тут свет снова зажегся – мастера  починили кабель.

Только зимой Игорек решился и рассказал маме Асе про то,что козленочек-то —волшебный, из сказки.
– Помнишь, мы говорили про маленького? Ну,что я хочу братца? Теперь у меня есть братец.

...Ася не знала,что сказать сыну.
...Утром в школе она целый час говорила о чем-то с Бетти, пока Игорек с другими ребятами занимался танцами у феи Пеларгонии.




...Прошел еще год. И вот бабушка Галя приехала к ним в гости с Кубани.
И обе феи – Старая Путешественница Пульсатилла и обидчивая фея Пеларгония –  заглянули на чашку чая с бабушкиным кизиловым  вареньем.
Игорек и тот самый толстенький рыженький мальчик Иванушка сидели в детской. Они уже успели трижды подраться и четырежды помириться.
Игорек учил Иванушку разговаривать с рыбками.
– Корм надо сыпать вот сюда и немножко —вот столечко!
Эту рыбу папа назвал «Ваше золотое  рыбейшество»! Но можно ее называть просто «Золотая», а эта рыбка – «Мадам Телескоп», это тоже папа придумал,а эта – Буся. Не знаю почему,просто Буся-рыбуся.»
– За-во-тая!
– ЗоЛотая! Золотая Р-Р-Рыба!
– За-во-тая!


… Тем временем  в кухне взрослые вели свои разговоры.

– Пятый внук у меня. Вот так, сразу.
– Я ведь при его рождении была. Здоровья на троих дала,а любви материнской ,той,что от биологической мамы,как
то сейчас говорят, не успела. Выгнала меня старшая акушерка из роддома. Говорит,что вы  тут делаете без халата и маски? Не верит она в фей. А я фея обидчивая. Вот так и вышло, что пятеро младенцев в тот день родились и осиротели при живых родителях. И только одному Иванушке повезло.
– Как же это так удалось?
– Ну,вообще-то это все как в сказке. Конечно же, усыновление!
– Асенька умница!
–-  А  Игорек какой молодчина! Настоящий сын волшебника!

 
Так сын волшебника Роберта Игорек стал братом маленького Иванушки. И это —первое  его настоящее волшебство.