Призрак Адарки

Сергей Ходосевич
Лет кажется двадцать назад я решил погостить у своего армейского друга. Его поселок обосновался на живописном берегу батюшки Днепра,недалеко от тихого райцентра с громким названием Днепродзержинск. Название Карнауховка немного смешило меня и в то же время от него веяло какой то загадкой.
Туда-сюда между домами носились с тяжелыми баулами цыгане,скупая за гроши дары садов и огородов местных жителей,потрясая своими нарядами и гомоном мое сознание. Но привлек мое внимание один ветхий дом в самом центре поселка,возле железной дороги,а не цыганский колорит.
Даже днем вглядываясь в окна жилого дома и полное запустение двора,при радостном свете палящего августовского солнца на чистом небе без единого облачка,казалось,что именно над этой мазанкой сейчас возникнут грозовые облака и сверкнат молния..
О-о! -протяжно сказал мой друг-"Смотрю и на тебя,как приезжего бабка Адарка свой глаз положила". Потом он рассмеялся. дьявольским смехом,а вечером за столом поведал историю этой местной достопримечательности.
Некогда во времена последнего русского императора явились в это село казаки и ничего никому не объясняя принялись возводить дом. Строили не быстро,но когда было все готово промчалась по ухабам овражистой местности кибитка из которой вышел казачий атаман ,цыгане и девушка-красавица. Новоселье этой самой девицы спрвляли долго и шумно и не один месяц. А когда первый снег лег на землю казаки ушли и больше их тут никто никогда не видел. Девица же для которой было все это пиршество осталась и пошла о ней нехорошая молва.Дескать на кого из мужиков глянет так не видать ему счастья в семье.
Шли шальные годы. То революция,то гражданка,что стороной обходили это место,а то священная война с кровавыми боями у берегов великой реки.
Некогда красавица глухонемая и колдунья по совместительству превратилась в дряхлую старуху,которую сельчане прозвали Адаркой.
И вот однажды в тот счастливый год,когда погнали немца с украинской земли именно в ее дом принесли красноармейцы тяжело раненого бойца.И что вы думаете! Она его с того света за месяц воскресила!
И вместо того,чтоб ей в ноги поклониться боей этот бумагу написал в органы. Дескать личность бабки весьма странная.
Ох,какое только начальство на черных воронках не подъезжало к этой. халупе и куда ее только не таскали... А потом все затихло...И забыли все про это ! Но вот те раз! Летом пятьдесят третьего участковый нашел в этом самом доме старушечье тело,что провисело в петле не менее полугода...
В шестидесятых домик этот облюбовал один художник из Днепропетровска. Но прожил там недолго,угарел по пьяне от печки.
А потом вселился ревнивый Федор с женой. Драки,скандалы,самогонку.... Сначала жену свою зарубил приревновав к соседу А потом и сам повесился.
Долгое время дом пустовал и его все стороной обходили. Однажды в восьмидесятые цыгане его оккупировали,да недели не прожили. Ночью из дома повыскакивали и что то про нечистую силу кричали...
После уже,как дачу на летний период какой то москвич купил с множеством маленьких детей. В первый год приехал,огород засадил и теща его не отчего тут умерла. На следующий год приехал-дочурке его маленькой плохо стало и Богу душу отдала до приезда скорой.... Теперь там дед Михей живет,рак у него... Вот он и чтоб быстрее в мир иной податься и поселился. Врачи то от него отказались... А он живет! Видать Адарка не всех за собой туда тащит,а кому то помогает. Люди поговаривают,а Михей тот подтверждает,что ночью в этом доме раздаются тяжелые шаги и цепи железные гремят..."
Я не знаю почему тогда захмелевшего от браги потянуло проверить достоверность повествования друга. Слегка пошатываясь я долго брел по плохо освещенной улице,спотыкаясь на кочках,а армейский дружок все стоял на крыльце своего дома и орал какие то проклятия,будоража окрестных собак.
Ноги хоть и плохо слушались,но все же привели меня к этому проклятому дому. Хозяин спал внутри и через открытую форточку его окна доносился его дикий храп.
Я схватил лестницу,что валялась в зарослях репейника недалеко от крыльца и приставил ее к чердачному отверстию. Замка не было и я легко проник внутрь. Освещая себе путь зажигалкой то и дело натыкаясь на столетний хлам от бывших обитателей где то посередине чердачного помещения мое внимание привлекло огромное распятие,вырезанное из дерева. Мои руки потянулись к нему,но что то холодное коснулось моей спины и женский голос прошептал над ухом: " Между мною и тобою белый свет!" Сердце заколотилось,мне стало скверно. Мое тело размякло и подобно тающему воску стекало на пол на то самое распятие.Где то возле моих ног раздался звук удара друг об друга железных тяжелых цепей.
Сознание покинуло меня,а тело летело куда то ввысь.
В себя я пришел от крика петуха и лая собак,а так же бранных слов еще не протрезвевшего за ночь друга..
Спустившись без посторонней помощи возгласом:"Оставить шум,рядовой!,я урезонил пришедшего ко мне на помощь спасителя я поздоровался с хозяином дома и выслушал его речь,обращенную к никому: Прощалась сегодня Адарка,любовь всей жизни моего деда,со мной. Больше не будет смертей в доме этом. Я последний. Злые люди глухонемую знахарку сжили с этого света,сначала лишив дитя,отца моего,за то,что когда дед мой свою невесту отцу своему представил,а тот взглянул и костью подавился,ибо много на нем крови невинных было. А потом людишки жалкие,все за ее богатствами охотились,что дед мой,как выкуп за разлучение с сыном малым оставил. Им,грешникам и невдомек,что церковь в селе,что почти напротив тут на те самые богатства еще при Сталине и построили! Все! Все! Кончилось ее мытарство! Да и червоточине моего организма пора конец положить..."
И вот уже сколько лет прошло,а эта поездка к другу не выходит из моей головы. Ровно за день до моего отъезда мазанка эта сгорела. А вместе с ней и болезненный Михей... Друг Пашка через год переехал в Крым и меня больше не заносило в эти места...
Но зато теперь я точно знаю,что кроме нашего -живых людей существует и их мир,давно ушедших от нас,но по прежнему умеющих любить и ненавидеть. Этот мир далеко и в то же время рядом,а меж нами-белый свет за которым то,что не дано знать здравствующим.