Полет над льдами

Андрей Бернулли
Каких только «интересных» ситуаций не случалось в насыщенной  деятельности малой авиации прошлого столетия (о нынешней знаю только из СМИ  и  рассказов более молодых коллег).

Порой различные  материальные предметы вспомогательного назначения, будь-то: очки, перчатки, термосы, бортжурналы, заглушки, колодки, огнетушители и т.д., не всегда играли ту позитивную роль, для которой они были предназначены.  Но это была не их «вина», а элементарные «косяки» и «косячки» технических и летных  эксплуатационщиков (чуть не сказал – эксплуататоров), то есть летного и инженерно-технического состава. 

А теперь по существу.
Вертолет Ка-26 выполнял самый ординарный почтовый рейс, доставляя почту в отдаленный рыбацкий поселок. Во время полета над покрытым льдом приличного размера озером внезапно весь объем пилотской кабины заполнился густым углекислотным туманом.

Оказывается,абсолютно спонтанно сработал до этого мирно лежащий в проеме между пилотской и грузовой кабиной(место нештатное) углекислотный огнетушитель. Его раструб был направлен прямиком в кабину пилотов.

У экипажа, - командира вертолета  и проверяющего, реакция была вполне профессиональной:  никаких ненужных эволюций, продолжение полета, сдвижные двери нараспашку, интенсивное проветривание «помещения». В итоге - посылки, письма и газеты своевременно были доставлены в пункт назначения.

В ходе послеполетных разборок возобладала версия специалистов авиационно-технической базы, которые утверждали, что нештатной ситуации способствовал ряд причин.

Во-первых, неизвестный фигурант по неизвестной причине снял  огнетушитель со штатного места и  «заложил» его в сквозной проем между грузопассажирской и пилотской кабиной,  но,  ни выпустивший вертолет в полет   авиатехник, ни экипаж этим нисколько не озаботились.

Во-вторых, сотрудник службы организации перевозок по техническому «недопониманию» возможных последствий своих действий почти что полностью завалил посылками окно  подачи тепла   в  грузопассажирскую кабину, которое находилось у пола кабины прямо под вышеуказанным проемом.

Ну и в третьих, сообразуясь с законами физики теплый воздух, вместо  последовательного распространения по  всему  объему грузопассажирской кабины, из-за почти что полного перекрытия выходного окна и загроможденности  пространства около него посылками, стал подниматься  к проему пилотской кабины и нагрел лежащий там огнетушитель до состояния его самопроизвольного срабатывания.   

Версия в целом была достаточно убедительной за исключением одного момента: по словам пилотов, никто в полете не открывал заслонку обогрева грузопассажирской кабины, так как обогревать посылки и мешки с письмами не было никакой необходимости – тепла даже для собственного обогрева не хватало по причине почти что 30-градусного мороза. 

Экспериментов по нагреванию заряженного рабочего  огнетушителя и определению температуры его самопроизвольного срабатывания никто почему–то  не проводил.

Тему закрыли ввиду незначительности нанесенного материального и морального ущерба, строжайше указав о жестком контроле всеми заинтересованными лицами за нахождением огнетушителя на его штатном месте.