Пробуждение прошлых впечатлений

Александр Ассельборн
Как мы любим вспоминать прошедшие события!.. Даже если вы не любите, то я, по крайней мере, очень люблю. Все они кажутся чарующей сказкой, все преображаются под влиянием прошедшего времени. Я с какой-то романтической ностальгией вспоминаю сейчас даже те события, которые приводили меня в ужас тогда, когда они происходили.

Почему так получается? Потому что я хочу жить в другой реальности, в другом мире, в другой вселенной... Вся моя жизнь – сплошная рутина, она мне совершенно не нравится! Вся эта формалистская научная работа с ссылками на авторов, правильным оформлением, научной методологией (благо хоть в своем творчестве я могу выйти из этих чертовых, непонятно кем и зачем введенных рамок и писать абсолютно все что мне вздумается и как мне вздумается)… Все эти нескончаемые домашние задания… Вся эта однообразная, не возбуждающая совершенно никакого интереса работа… Вот так мы и живем, постоянно, изо дня в день влача наискучнейшее существование… Спасают лишь научная фантастика, воспоминания и сны…

Если я вспомню какое-то приятное событие из своего прошлого, то (конечно, если сильно напрягусь) смогу ощутить то, что ощущал тогда. Но ощущения становятся сильнее, когда я, например, слышу песню, которую слушал в то время, или читаю свои дневниковые записи, которые передают чувства именно того времени. Иными словами, чтобы усилить впечатления, нужно воспринять что-то, что связано непосредственно с прошлым (музыка, письма, ароматы, материальные предметы…). Все это будто относит нас в прошлое. Когда же мы думаем о прошедших событиях наедине с собой, то мы остаемся на месте, такими, какие мы сейчас; мы никуда не улетаем, не переносимся в пространстве, и эта наша старость, эта наша многовременная рефлексия искажает впечатления.

Воспоминание – хорошее свойство человеческой психики. Если бы не эта чудесная особенность, то я был бы намного грустнее. Конечно, все это уже объективное небытие; все это нельзя уже найти нигде, кроме голов людей; все это в определенном смысле иллюзия, которая погружает нас в состояние, отдаляющее от действительной реальности. Нужно учиться жить здесь и сейчас, учиться преобразовывать свою жизнь так, чтобы быть счастливым, не погружаясь в прошлое, а пребывая в настоящем.

23.02.2018