Плата за учёбу

Иван Думанов
            ПЛАТА ЗА УЧЁБУ
                            1
   У них довольно просторное жилище. У дедушки своя, пусть небольшая, комната. В ней, кроме кровати, шкафа и тумбочки, стоял небольшой письменный стол, над которым возвышалась целая лестница полок. На одних полках в строгом порядке размещалась книги, на других— папки с бумагами, на одной полке лежали несколько коробок, заполненных только хозяину известными предметами. Каждый предмет имел строгую постоянную приписку к определённой коробке. На столе— две папки: одна с чистыми листами бумаги, другая с листами, на которых написана хотя бы одна буква или цифра. Ещё на столе стоял стакан с ручками и карандашами и открытая коробочка со всевозмозможными скрепками, кнопками, точилками и т. п.  В комнате всё прибрано, стоит или висит на своём месте. 
   Дедушка уже давно не работал ни в каком учреждении или заведении по возрасту, но за рабочим столом часто просиживал  по несколько часов кряду, видимо, решая какие-то свои задачи. В домашних делах дедушка участвовал по силам, но все поручения выполнял тщательно. Его внук и невестка, мама внука, обращались к нему "дедушка", а сын, папа внука, иногда называл дедушку "папа".  
 У внука Стасика тоже была своя маленькая комната приблизительно с таким же набором мебели и с ужасным беспорядком на каждом квадратном дециметре пола и мебели. Сразу заметно, что внук откровенно не хотел учиться у дедушки порядку и аккуратности. А надо бы и по возрасту — девятый класс — и по необходимости выращивать в себе дисциплинированного человека. 
   Осталось познакомиться с мамой и папой — это Даша и Саша — успешно работающие достаточно молодые люди ( дедушка говорит ), пребывающие в плену заблуждения, что если к людям относиться хорошо, по совести, то и люди к тебе будут относиться так же. У папы и мамы тоже была своя комната, побольше, чем у дедушки или Стасика, но и большой эту комнату назвать нельзя. 
   Вот и всё. Других членов семьи и других жилых помещений не было. 
    У Даши и Саши Стасик— первый и пока единственный ребёнок, с самого раннего детства был и симпатичный и разумный мальчик. Рос в послушании у родителей, которые успевали и трудиться и давать сыну всё, что требовалось ему по возрасту. В школе Стасик тоже был хорошим учеником, и до пятого класса его основной оценкой по всем предметам была пятёрка. Летом он проводил каникулы то с родителями, то с дедушкой, который брал его и в поездки по родственникам, в том числе и сельским, и в санатории или просто в туристические поездки по стране. При этом дедушке было хорошо с внуком, а внуку — с дедушкой. 
   Но после пятого класса дедушка приболел, какое-то время провёл в больнице, и его здоровье не позволило ему обычно провести время с внуком. Тогда Даша и Саша решили отправить сына на отдых на море, в Анапу, в лагерь со сверстниками из его школы. Родители отправляли Стасика неохотно, но считали, что ничего с мальчиком за 24 дня не случится, а больной дедушка будет под присмотром.  
   И действительно со Сасиком за 24 дня ничего не случилось. Вернулся загорелый, поправился и даже, кажется, подрос немного. Дедушка медленно выздоравливал, уже начал совершать прогулки и приглашать с собой внука. Через пару месяцев здоровье дедушки восстановилось, и он, как и прежде, подключился к учебному процессу Стасика. 
                               2
    Но что-то разладились в учебной машине мальца. Стали чаще появляться четвёрки, а то и тройки.  И дома он теперь не спешил порадовать дедушку успехами, рассказать классные и школьные новости. Дедушка почувствовал непорядок и пошёл к классному руководителю. Та тоже отметила перемены в отношении Стасика к учёбе и то, что он теперь постоянно в  компании закоренелых троешников. Здесь не требовалось большого ума, чтобы понять, как он оказался в этой  компании. Выяснилось, что все они отдыхали на море в одной группе и что их вожатые часто рассматривали своё пребывание в лагере не как работу, а как возможность беззаботно отдохнуть, отчего ребятам было вольготно, и их не донимали окриками и замечаниями. 
   В девятом классе стало видно, что прорехи в знаниях Стасика по основным предметам так расширились, что самостоятельно ему их уже не устранить. Значит, репетиторы. Сразу три: математика, физика и русский язык. Но, несмотря чуть ли не клятвенное обещание Стасика учиться по-настоящему, в занятиях с репетиторами усердствовали больше репетиторы, а не Стасик. На занятиях он зевал, посматривал на часы, ожидая, когда же, наконец, минутная стрелка достигнет желанного деления. Семья— все вместе и каждый в отдельности— искала выход из тревожной обстановки. Не за горами и выпускные экзамены. Расходы на высококвалифицированных репетиторов значительны, результаты едва заметны. Все, кроме Стасика, охвачены беспокойством. 
    Заканчивался календарный год, и прежде, чем отпустить учащихся на зимние каникулы, учительница литературы поручила детям собрать материал о своих дедах-прадедах и поинтереснее написать рассказ об их жизни. Три лучших рассказа обещала опубликовать. Стасик рассказал об этом задании папе и маме, а те посоветовали ему упросить дедушку, чтобы он рассказал о своей жизни, особенно о годах учёбы. Добавили, что его детство и молодость были богаты на интересные события, да и работа его может дать материал на хороший рассказ. Главное, разговорить деда. 
   Стас ( в семье договорились, что в новом году сын уже не будет мальчиком Стасиком,а будет парнем Стасом ) своей неглупой головой разработал целую стратегию, чтобы расположить дедушку к рассказу о себе. В ход пошли стремление проявить внимание, оказать помощь, показать интерес к его наградам. А наград было много:  дипломы, грамоты, медали и даже орден. 
   И вот во время каникул Стас увидел в телепрограмме объявление о демонстрации старого фильма про годы, когда дедушка ещё жил активной трудовой жизнью, и спросил у дедушки:
 — Хотели бы Вы посмотреть этот фильм?
 —Да,— ответил тот, — с удовольствием. 
 — А можно и я с Вами?
 —Конечно, вдвоём веселее. 
После окончания фильма Стас не спешил расстаться с дедом и начал задавать ему вопросы про события, о которых повествовалось в фильме: правда ли так было, чем занимался дедушка в те годы?
                                   3
    Дедушка вначале отвечал коротко, потом разговорился и стал увлечённо рассказывать, как интересно жили и работали люди в то время. Мало продуктов? Никто с голоду не умирал. Мало одежды? Никто не ходил голым или босым. У всех было где жить. Тут Стас и попросил дедушку рассказать про детство, про учёбу в школе. 
   Лицо дедушки стало серьёзным. Он замолчал, словно раздумывая, стоит ли касаться этой темы. Ведь внук может и не поверить, что всё в рассказе — чистая правда, живая быль.Потом спросил внука:
 —Ты действительно хочешь всё узнать или для выполнения задания стараешься?
 —Действительно хочу знать. 
 И таким взглядом посмотрел на дедушку, что тот поверил. 
 —Ну что ж, слушай и знай: всё было так, как я тебе расскажу. 
    И начал. В послевоенные годы люди ещё не едят вдоволь, одёжка в заплатках— обычное дело. Ребятня летом бегает босиком — нечего обуть. Село наше Чугуново в пяти километрах ( кто их изерял?) от другого села Мисово. В Чугуново только начальная школа — четыре класса, а в Мисово — семилетка, неполная средняя, значит. Это теперь неполная средняя школа — девятилетка, а неучей среди подростков меньше не стало.  И дети из Чугуново и из других окрестных сёл, кто хотел получить неполное среднее образование, весь учебный год ходили в Мисово. Кто каждый день ходил из дома в школу, то эесть,туда  и обратно по пять километров, а кого-то, особенно младшеньких, на зиму поселяли у родственников или добрых людей в Мисово. Таких, кто ходил в школу и зимой каждый день, было пятеро. Среди них и семиклассник Вася— Васянка. И туда и обратно ходили гурьбой — так безопаснее и не очень страшно. А чтобы было ещё безопасней, у каждого всегда был с собой посох —палка с острым железным наконечником. Старшие классы учились во вторую смену — с 12-ти часов. 
                                  4
   Зимний день короток. Однажды урок физики — он был последним — затянулся. Учитель демонстрировал опыты по электричеству, было очень интересно, и Васянка не заметил, как быстро пробежало время. Его попутчики несколько раз заглядывали в класс, давая знать, что пора идти домой. Васянка сказал им: вы идите, я вас догоню. Через какое-то время он спохватился — ребята могут уйти далеко — быстро оделся, хотел взять посох, но его не оказалось на месте. Васянка решил, что посох взяли ребята и быстрым шагом пошёл по знакомой дороге догонять своих. Прошёл уже больше половины пути, темнота стала совсем густой.  В душе Васянки нарастал страх. Он ещё больше ускорил шаг.  До Чугуново оставалось ещё больше  километра, как он увидел две пары передвигающихся светящихся точек. Волки! Вот тут страх охватил его полностью. Что делать? Посоха нет. Достал из кармана небольшой самодельный ножичек , снял с плеча сумку и начал размахивать ею и что-то кричать. Пары точек то сближались, то расходились — ничего другого Васянка разглядеть не мог. Как же он бранил себя, что не пошёл со всеми и что не поискал ничего вместо посоха. Сейчас бы пять посохов против двух зверей — сила! Да и не решились бы волки нападать на такую ватагу людей. Вдруг точки исчезли, значит, не на него идут. Вскоре Васянка услышал впереди себя всхрапывание лошади. Ускорил шаг, вглядываясь во тьму вдоль дороги, пока, наконец, разглядел пару коней, запряжённых в сани. 
   Остановился, тяжело дыша, может, от усталости, а может, от пережитого страха. Сани тоже остановились. В санях сидел мужчина из Мисово. Спрашивает:
 — Кто ты и что здесь делаешь в такую темь?
 — Иду домой из школы. 
Дальше Васянка принялся сбивчиво рассказывать, что с ним приключилось и как ему страшно идти одному и про волков тоже. Мужчина после недолгого раздумия проговорил: 
  — Садись, поночуешь у нас, а завтра пойдёшь в школу. Волки тебя одного не оставят теперь в покое. Неравён час...
Мужчина замолчал. Васянке  не нужно было разъяснять смысл последних слов мужчины, и он проворно сел в сани. Всё, что угодно, только бы не оставаться одному на этой дороге. 
                                 5
    А дома уже забеспокоились— стемнело, а сына нет. Отец сходил к школярам-попутчикам и узнал, в чём дело. Тревога куском льда коснулась его сердца. Тотчас отправился взять верхового коня, выпросил у деда Михея берданку с одним патроном и помчался по дороге в Мисово. Не проехал и половины пути, как увидел у дороги две пары светящихся точек. Понял — это волки. Сразу же немного отлегло от сердца — сытый зверь не ищет добычу. Рука потянулись к ружью, но остановилась. Это ещё не крайний случай, а патрон всего один. Он несколько раз щёлкнул кнутом — звук щелчка похож на выстрел из мелкашки, светящиеся точки исчезли, значит, волки не идут в его сторону. Так, пощёлкивая время от времени кнутом, отец въехал в Мисово и сразу же направился к школе. Она была заперта снаружи. В школе Васянки нет. На улице села — ни души. Почти во всех домах окна не светятся. Не у кого спросить, где живут одноклассники сына. Раз нет оснований предполагать худшее, решил вернуться и успокоить домашних. 
   С рассветом вновь поехал в Мисово, сразу же в школу. Хотя сын учился во вторую смену, он уже был в школе. Стоял у окна, что-то записывая в тетрадь. Уроки делает, подумал отец и бросился к сыну, а сын к нему. Целую минуту так и стояли, сжимая друг друга в объятиях. 
    Васянка всё рассказал отцу и назвал своего спасителя. Сын остался в школе, а отец пошёл сделать благодарственные поклоны спасителю сына. Для длинных разговоров времени не не было— хозяин спешил на работу, извинился перед гостем и предложил, чтобы парень больше не рисковал жизнью и в трудных случаях—пурга там или как вчера— приходил к ним переночевать. Ведь, считай, дитя ещё. 
   Отец поехал домой. Все, поди, испереживались от неизвестности. Зашёл в дом, там все в слезах. После рассказа отца все повеселели и смогли уже громко разговаривать о чём-нибудь будничном, смеяться. Вниматально посмотрел на жену и еле подавил в себе крик — виски у неё стали седыми. 
   Отец отвёл коня в стойло ( коню тоже досталось за прошедшую ночь — дорога-то снежная, рыхлая ) и понёс деду Михею ружьё. Дед усадил его — расскажи. Выслушав рассказ, дед Михей проговорил: 
 — Вот она плата за учение. Как в сказке: в жертву Змей-горынычу или Кащей-бессмертному плата была живыми детьми. Только в сказке змей сам забирал детей, а тута подослал волков. Ты уж построже блюди Васянку. Хлопец он уж больно хороший. Да, и вот ещё. Я вашего спасителя знаю. У него матерь в недуге, совсем слабая. Тут мне сноха прислала гостинец, возьми и передай ему через Васянку — сказал он и протянул отцу бутылку с мёдом. Тот запротестовал:
 —Не возьму, ты сам в немощах. 
Дед повысил голос: 
 — Забыл, верно, не перечить старшим?
 — Нет, не забыл, — промолвил отец и покорно взял бутылку. Дед не унимался: 
 — Не возьму, не возьму. Не тебе дадено. Только пущай Васянка отнесёт.
                                   6
   Дедушка замолчал. Молчание продолжалось с полминуты. Стас вопросительно взглянул на дедушку. Тот проговорил: 
—Весь рассказ. Видишь, как жили и учились дети в годы моей молодости. В школе не звучало слово "буфет". Не было буфета, не было булочек с чаем. Сами приносили у кого что было: лепёшка, пара картошин, варёная свекла или ничего. И школа-то— дом из пяти кабинетов: четыре классных и учительский. Всё. Иди. Мне нужно отдохнуть.
   Вечером, после ужина, Стас снова зашёл к дедушке. Тот стоя что-то перекладывал на своих полках. Стас спрашивает:
 — Это Вы про себя рассказали?
 — Разве я Василий? Но на месте Васянки мог оказаться любой школьник из сёл вокруг Мисово. 
 — А откуда там столько волков?
 — Война нагнала, они так и остались на новом месте. Они же не знали, что война уже кончилась, и можно вернуться в свои леса. 
 — Деда ( так Стас  обратился к дедушке в первый раз ), а можно, я буду делать уроки за Вашим столом? 
 Дедушка удивлённо посмотрел на внука:
 — Можно, почему нельзя, если тебе это важно. 
 — Важно, очень важно!
 — Что ж, работай, ведь это стол для работы, а не чтобы балду гонять. Только мои порядки не нарушай. 
    Стас неожиданно для родителей  стал другим человеком. Снова собран, старательно учит уроки, попросил отказаться от репетиторов и так подналёг на учёбу, что в школьном журнале против его фамилии совсем исчезли тройки. 
   И ещё: он теперь постоянно сопровождал дедушку во время прогулок. А в конце февраля Стас объявил, что его рассказ о дедушке занял третье место. 

     Март 2017