К вопросу о возвращении

Александр Хотомлянский
Был Степан Иваныч секретарем парторганизации.  Слыл он  человеком принципиальным,   неподкупным и бескомпромиссным.
 
Окончил университет марксизма-ленинизма. Первоисточников  не читал, но часто на них ссылался. Линию партии разделял безоговорочно, особенно в части борьбы с мировым империализмом и сионизмом.
 
Так бы все и шло, если бы не почили в бозе  политическая, а вслед за ней и экономическая системы.

Бросился Степан Иваныч в райком. А там уже никого нет. В горком.  И там никого нет. Где же они, его наставники и руководители. А кто где. Кто крупным собственником стал госимущества, кто членом наблюдательных советов, кто именитым госчиновником. Все на плаву. Один Степан Иваныч остался не у дел. А тут еще и предприятие  закрылось. Так что идти ему оказалось некуда.
 
Опечалился Степан Иваныч. Затаил обиду на своих единомышленников.
 
- Давай к нам, а то пропадешь, - призывают  ненавистные ему когда-то либерально мыслящие демократы.

А как же партийные принципы, - подумал Степан Иваныч. Как быть с учением Маркса, Ленина…Однако, угрызениями  совести мучился не долго, и согласился.

Тогда и встретился Степан Иваныч с Фроимом  Марковичем, который до закрытия предприятия работал ведущим конструктором.

Вырос Фроим Маркович в семье братских народов.  Были в семье старшие братья и сестры, но были   и инородцы. Очень мешали они власти и определенной части лояльного к ней населения. Как только появился на свет Фроим Маркович, так  сразу и  стал им мешать. Потому и жил Фроим Маркович с ощущением своей второсортности. Стать «своим» не получалось, несмотря на природный ум и трудолюбие.

К властной идеологии относился цинично. Ясное дело – масон.  В былые времена признали бы его троцкистом или каким-то уклонистом. А за это известно что – срок или «вышка».
 
Задолго до закрытия предприятия решил  Фроим Маркович вернуться на свою историческую родину. Но  оказалось, что имел  отношение к какой-то государственной тайне. Так что стал «невыездным». Сказали, ждите. А тут и грянули девяностые.   Рухнула общественно-политическая система. Предприятия стали давать сбои в работе, а многие и вовсе  остановились. Так и остался Фроим Маркович  без работы.

Был он человеком деятельным.  Сидеть, сложа руки, было не в его правилах. Тогда и освоил он «шелковый путь» раньше в Польшу, а потом и в Турцию. Оказался  он неплохим организатором, умел ладить с людьми, обладал хорошим коммерческим чутьем.
 
Зла на своего парторга Фроим Маркович   не таил, и, более того, стал ему наставником. Учил азам рыночной экономики, основам международной торговли, искусству продаж.И пошло-поехало по «шелковому» пути. Товарооборот рос, а вместе с ним и доходы. Так встал Степан Иваныч на путь не столько  к светлому будущему, сколько  к благополучному настоящему.  Только путь этот, к сожалению, оказался   коротким.
 
Получив, наконец, разрешение, Фроим Маркович репатриировался на свою историческую родину.  Уехал туда, куда так долго и упорно посылали   патриоты – антисемиты.
 
Остался Степан Иваныч один, без партнера. Как же так!? «Двести лет вместе», а тут – на тебе! Обиделся, что ли!?  Но ведь не убиваем же, не грабим! Да и черту оседлости отменили и всякие там квоты. Живите, творите, радуйтесь!

Загрустил Степан Иваныч. Прошлое вспомнил. Покаяться бы ему вместе с властью. Да что толку. Ни государства того уже нет, ни той власти, только люди  остались те же.

Хотя, кто его знает. Вдруг обратится  президент с покаянной речью и предложит  им организовать кибуцы за Полярным кругом. Того и гляди,  хлынет поток возвращенцев. Но пока что-то их не видно. То ли Израиль не выпускает, то ли просто смешались со стадами северных оленей.