Николай Гоголь Как сладко умирать

Анжела Стальная
Материал для публикации в рижском альманахе "Русло" 2018 г.      


         В таких местах, как Оптина пустынь, даже небольшие события воспринимаются как что-то знаковое и особенное. Когда Гоголь и его спутники подъезжали к монастырю, они решили как и положено паломникам, отпустить экипаж и последние две версты пройти пешком.
        По дороге им встретилась девочка с миской земляники. Гоголь захотел купить ягоды, но девочка с удивлением посмотрела – признала в них паломников и сказала:
        - Но как же можно брать деньги со странных людей?
        А Гоголь прокомментировал, что в святых местах благодать распространяется далеко вокруг.
         Николай Васильевич Гоголь находился в начале такого интересного явления, когда в Оптину пустынь приезжали выдающиеся люди – духовные лидеры времени, кумиры миллионов. Здесь они находили наставников, которые помогали разобраться им в самых важных вопросах. Представление о старчестве – это представление в первую очередь о духовном учителе.  Им  свойственны   прозорливость, духоведение (учение о духе, познание духа)  и многое другое. Но самое главное – это наставничество. В обществе заговорили об Оптинских старцах, православных монахах, достигших невероятной высоты духа, к которым, забыв про гордость и известность, едут известные журналисты, глубокие философы.
           Козельская Введенская Оптина пустынь – старинный монастырь, который возник в Калужской губернии в 4-х верстах от города Козельска на реке Жиздре* . По приданию Оптину пустынь в 15 веке раскаявшийся разбойник по имени Опта. 
            В первый свой приезд в Оптину пустынь в июне 1850-го года Николай Гоголь многое успел. Сначала отстоял всенощную, во время которой молился весьма усердно и в сердечном умилении. Старцы организовали для него специально экскурсию по обители, показали храмы, здания для прочих нужд. Экскурсию проводил послушник Пётр Григоров. С первых минут, как они начали разговор, Гоголь не мог поверить как у него невероятно много общего с этим человеком. Для обоих,  ключевой фигурой современности был А.С.Пушкин. А его смерть на дуэли стала большой личной трагедией.
             В своей домонастырской  жизни, когда Пётр Григоров был гвардейским офицером и служил в конной артиллерии, он однажды признал Пушкина в молодом человеке в штатском и отдал распоряжение о салюте из пушек в честь любимого поэта, за что был посажен на гауптвахту.  Происходило это под Задонском. И название городка тоже ошеломило Гоголя. Ведь в Задонском монастыре окончил свои дни святитель Тихон, труды которого писатель особо почитал.
      
             Находясь заграницей во время написания «Мёртвые души», Гоголь очень любил читать святоотеческую литературу. Просил, чтобы из России ему присылали святоотеческие произведения и очень просил собрание сочинений святителя Тихона с большой любовью его читал. Опять же такая пасхальная радость, общая мысль сочинений святителя Тихона о том, что христианская вера – постоянная радость, не могла не оставить Гоголя равнодушным. Продолжая беседовать с Оптинским послушником Петром Григоровым, Гоголь делает еще одно поразительное открытие. Оказывается свою иноческую жизнь этот человек начал тоже в Задонске. В том самом Рождество-Богородицком монастыре, где и ныне почитают мощи святителя Тихона. В этом Гоголь видит знак судьбы, перед ним - посланник от Тихона Задонского, от святителя, который научил писателя осознавать своё истинное предназначение.  помог представить самые главные понятия христианства.
               У Тихона Задонского адские мучение описаны как муки совести. Это было новаторство в то время богословской мысли XVIII века. И вполне вероятно, что этот момент тоже воспринял Николай Васильевич Гоголь при создании своей пьесы «Развязка ревизора».
               «Развязка ревизора» - это не «Ревизор», это отдельное произведение. Оно написано через 10 лет после комедии «Ревизор» в 1846 году, где раскрывается символика этой комедии. Цитата:
               «Теперь совсем другой оборот. Все мне дают взаймы сколько угодно».
                Образно: город – это наша душа. А чиновники – это кипящие в душе нашей страсти, которые воруют казну нашей души.
                «Во-первых, городничий глуп, как сивый мерин».
                Как нечестные чиновники воруют казну нашего государства, так и кипящие в душе нашей страсти (гениальная метафора Гоголя) воруют казну нашей души.
***
                Несколько часов, проведённых вместе,  делают знаменитого писателя и Оптинского послушника близкими людьми, духовными братьями.
                Образованный, лёгкий в общении, остроумный Пётр Григоров, меняет представление Гоголя о монахах и монашестве вообще. Оказывается,  чернецы не обязательно должны быть угрюмыми затворниками. Они могут излучать радость, быть весёлыми людьми, любить жизнь, иметь свой взгляд. Своему новому знакомому Николай Гоголь рассказывает историю, которая произошла в те дни, когда он пребывал в паломничестве на греческом острове Корфу, где находятся мощи святого Спиридона Тримифунтского.

                Один английский путешественник не хотел оказать им должного почтения. Говорил, что спина угодника будто бы прорезана и тело набальзамировано. И когда англичанин решился подойти к мощам, Спиридон Тримифунтский обратился к нему спиной. Эту историю потом обсуждала вся обитель. Пересказывал её сам Амвросий Оптинский.
                Чувство любви, которое Гоголь ощутил по отношению к Петру, передаётся и на всё восприятие обители писателя. Он уезжает отсюда через день в блаженном расположении духа, его захлёстывают чувства. В Оптину пустынь летят его письма с просьбами о молитвах:
                - Просите вашего достойного настоятеля, просите всю братию,  просите всех, кто у вас усердно молится и любит молиться, просите молитв обо мне. Путь мой труден, дело моё такого рода, что без ежеминутной, без  ежечасной,  и без явной помощи Божией,  не может двинуться моё перо.
                Начинается переписка с послушником Петром Григоровым, который после пострига стал монахом Порфирием. Инок посылает Гоголю духовную литературу, всячески побуждает к окончанию поэмы «Мёртвые души»:
                - Пишите, пишите и пишите! Для пользы соотечественников, для славы России!
                В Оптину пустынь Николай Гоголь приезжает духовно зрелым человеком, ему 41 год. Он уже написал все произведения, которые составляют его творческое наследие. Не завершена только грандиозная поэма о русской жизни «Мёртвые души».
                «Скажите, ради Бога, наконец, что такое «Мёртвые души»? Чтобы такое они могли значить эти «Мёртвые души»»?
                В своих паломничествах  он уже заезжал так далеко, кто мало решался в его окружении – до Иерусалима, где отстоял ночную литургию у гроба Господня. Теперь он мечтает поехать на Афон и даже предполагает, что на святой горе допишет свою поэму.
                Павла Ивановича Чичикова,  в конце концов,  ждала Сибирь. Ждало и возрождение конечное. На этот счёт сохранились кое-какие свидетельства. И что многие герои, как считали читатели, столь беспощадно сатирически выставленные в первом томе, они тоже должны были измениться.
                «Ни одного же истинного лица. Все какие-то карикатуры».
                Для того, чтобы как-то убедительно путь преображения своих героев отобразить в своём великом произведении, Гоголь прекрасно понимал, что надо измениться в первую очередь самому.


                Близкие люди с опаской поглядывают на Гоголя и его поведение, которое всё более и более им кажется странным. Он перестал создавать сочинения с необычными сюжетами и удивительными героями. Его выбранные места из переписки с друзьями, произведение странное, малопонятное, как и его поведение. Он изнуряет себя голодом и постами. Непрерывно молится, куда бы ни приехал. Почти не пропускает церковных служб. Его речи, тексты, письма в основном о том, как важно молиться, спасать свою душу. Искупать грехи и готовиться к смерти. И у него есть единомышленники.
                По всей вероятности в Оптину его направил Иван Киреевский,  духовный сын настоятеля обители. Это он рассказал Гоголю о старцах. О том, как они понимают любого человека, от простого крестьянина до первого лица в государстве. Как они прозорливы, но главное  - их сердца наполнены той любовью, которой никому не хватает в Москве и Петербурге. И всё, что обещал Гоголю Иван Киреевский,  подтвердилось. Воспоминания об Оптиной становятся настоящим утешением Гоголя в жизни. Ухудшающееся здоровье, нервозность, слабость - всё это для писателя неважно, когда он получает весточки из любимого монастыря. И он не устаёт писать об обители своим друзьям возвышенные строки:
                - Я заезжал по дороге в Оптинскую пустынь и навсегда унёс о ней воспоминания. Я думаю, на самой Афонской горе – не лучше. Благодать, видимо, там царствует. Это слышится в самом наружном служении. Нигде я не видал таких монахов. В каждом из них, мне казалось, беседует всё небесное. Я не расспрашивал, кто из них, как живёт. Их лица сказывали сами всё.
                В марте 1851 года из Одессы, Николай Васильевич пишет иноку Порфирию:
                - Как мне не ценить братских молитв обо мне, когда без них я давно может быть погиб? Путь мой очень скользок. И только тогда я смогу его пройти, когда со всех сторон будут поддерживать меня молитвой.
                Но этой весточки отец Порфирий, по всей видимости, получить не успел. Письмо Гоголь отправил 6 марта, а через девять дней 15  марта 1851 года монах уходит из жизни. На одной из могильных плит кладбища Оптиной пустыни, поблизости от Соборного храма можно прочитать:
                « На сём месте погребено тело монаха Порфирия – Петра Александровича Григорова».
                В Оптину пустынь Николай Васильевич Гоголь приезжает через два месяца после смерти своего духовного друга. Поскольку Гоголь знаменитость, братия за ним внимательно наблюдают. Гоголь усердно молится.  Он отстоял вечернюю службу, заказал панихиду своему другу, отстоял литургию. И в принципе,  оставил у братии самые благочестивые впечатления.
                Возможно, Николай Васильевич Гоголь самая аскетичная фигура в русской литературе. И даже ранние его произведения невозможно рассматривать без стремления к Богу и высотам духа.
Вакула чёрту: « - Вези меня сейчас же на себе!
                - Куда?
                - В Санкт- Петербург! Прямо к царице!
                - В Санкт-Петербург?
                - Да!
                - Поехали….
                Крестное знамение накладывает на себя Вакула и тем самым побеждает чёрта.
У автора всегда Божья сила побеждает бесовскую силу.
                А в «Вии» - храм, в котором происходит действие – это униатский храм. Там явные у Гоголя приметы, что это униатский храм, заброшенный храм, где нет службы давно.  Это мерзость запустения. И, конечно, виновник того, что с ним происходит, сам Фома. И он дал возможность в себя вселиться бесу…
                Гоголь с детства знал, что является в его жизни главным, что определяет его путь. Даже при поступлении в Нежинскую гимназию, маленький Гоголь только обнаружил знания по Закону божию. По другим предметам был подготовлен слабо. Гоголь ещё в школьные годы не мог пройти мимо нищего. Если денег не было, он мог сказать: «Потом сочтёмся», и в следующий раз подать вдвойне.
                Не все могут вместить даже степень церковности Гоголя. Достаточно сказать, что он ежедневно читал по главе из Апостолов, по главе из Евангелия, причём на разных языках, главу из Ветхого Завета, в память святого или тех святых, которых празднует церковь в этот день и, помимо утренних и вечерних молитв, он читал ещё малое повечерие. Это такая служба. И следы вот этого малого повечерия, они просто очевидно проявляются в его произведениях.
                После паломничества в Иерусалим, откуда привёз камушек с гроба Господня и кусочек дерева от старых дверей Храма Воскресения, писатель изменился. Даже на лице его были заметны большие перемены. Прежде закрытый для людей, теперь он стал мягок, добр, снисходителен. Как писали его друзья: «Он дышит христианством».
                У гроба Господня, когда он причащался Святых тайн – эта минута осталась на всю жизнь в его памяти, как он говорил.

                Именно во второй свой приезд в Оптину, Гоголь познакомился с преподобным старцем Макарием. Говорят, что старец предчувствовал приезд удивительного гостя. Говорил бывшему с ним иноку:
                - Волнуется у меня что-то сердце, точно,  что необыкновенное должно свершиться, точно ждёт оно кого-то.
                В это время доложили, что придёт Николай Васильевич Гоголь. Почти несомненно, что в беседе со старцем, речь зашла о раскритикованной и непонятой вышедшей книге – переписке с друзьями. Писатель решал для себя вопрос – как общаться с современниками религиозному человеку? Как разговаривать с ним? Как делиться своими идеями? Насколько он сам и его читатели готовы к этому диалогу?
                По возвращению в Москву, он пишет письма игумену Моисею, а также старцу Макарию. Благодарит за гостеприимство, просит молитв, посылает на обитель 25 рублей серебром.
                И снова, как после первого приезда, у Гоголя появляется второе дыхание, силы для жизни. Он верит в себя, строит планы, думает о будущем. Но этой духовной подпитки хватает ему ненадолго. Уже через два месяца он снова чувствует себя издёрганным, уставшим. Мысли о смерти преследуют его. Ему нужны серьёзные перемены в жизни, на которые Николай Васильевич  всё не отваживается решиться. И он оказывается в Оптиной в третий раз.
                Третий – последний раз Гоголь посетил святую обитель в сентябре 1851 года. Сестра Елизавета зовёт его на родину, где будет праздноваться её свадьба. С одной стороны Гоголь рад покинуть Москву, где томится его душа, тем более , что есть перспективы после торжества переехать на всю зиму в Крым. Он отправляется в поездку, но тревожные мысли раздирают его. И Гоголь сворачивает к Оптинскому монастырю.  24 сентября Гоголь был у старца Макария. Старец видит непростое состояние Гоголя и внутреннее желание вернуться. Старец благословляет Гоголя повернуть коней обратно в Москву. Но Гоголь продолжает сомневаться. Тогда отец Макарий предложил поехать всё-таки к сестре на свадьбу. Но Гоголь почему-то не едет,  и старец оставляет решение за ним самим.
                Гоголь осаждает старца вопросами о том, что ему делать?  Говорит о том, что его беспокоит повышенная тревожность и о желании в последние времена своей жизни. По сути дела речь идёт о некоем переживании несостоявшегося монашества.
                По всей видимости, вот в этот свой приезд, Гоголь и просил у старца Макария  разрешение остаться в скиту. Но тот не благословил его оставлять поприще писательское. Хотя у Гоголя эти мысли о монашестве были уже давно.  И было несколько случаев в его биографии, когда он собирался оставить литературное поприще и принять монашеский постриг.
                Незадолго до смерти Николай Васильевич сокрушался: «Ах, как я много потерял! Как ужасно много потерял, что ранее не поступил в монахи. Ах, отчего батюшка Макарий не взял меня к себе в скит?»
                Однажды поклонница попросила его об автографе.  Он ей ответил:
                - Совсем забыл свою фамилию. Кажется,  был когда-то Гоголем.
                В светской жизни ему удалось соблюдать монашеские заветы, целомудрие и нестяжание.  Гоголь отказался от своего имения. У него не было собственного дома. Он останавливался жить у друзей. И деньги, которые давал ему литературный труд, уходили на нужды студентов, нищих и церковную бедноту.
                После поездки в Оптину, Гоголь написал духовное завещание, где рассчитывал, что в его родном селе будет организован монастырь. Сёстры станут монахинями.  а его самого похоронят в церкви или в церковной ограде.
                Никто не знает недуга, подкосившего Гоголя и болезни, от которой он умер в 42 года.  Последние дни Гоголя наполнены молитвами, душевными метаниями, суетой, которые создавали вокруг его болезни близкие друзья.  Он слышал голоса, говорившие ему, что он умрёт. Он жёг личные бумаги, из которых много важных, в том числе, возможно, несколько глав из второго тома «Мёртвых душ». Распорядился деньгами. Отдал наставления относительно людей, которые ему служили, из своего скудного имущества.
                Мы точно не знаем, что он сжёг. Никто никогда не видел рукописи второго тома «Мёртвых душ».
                - Надо ли и зачем выводить эти типы на свет?... Какой пример молодому поколению? А то – одни Собакевичи, демагоги. Пустейшие Маниловы. Заплатанные Плюшкины…
                Врачи пытались применить для излечения Гоголя новейшие методы, и, например – магнитизм.  Но Гоголь всё время читал Иисусову молитву и эксперименты над ним не удавались. Его сажали в тёплую ванну, обливали холодной водой, ставили к носу пиявки, общались, как с невменяемым человеком.  Даже были попытки сбросить его с кровати, чтобы от этого он пришёл в себя. И среди происходящего утешением оказывались весточки с Оптиной пустыни. Старцы просили писателя принимать лечение от врачей.
                Николай Васильевич отнёсся к этому, как к послушанию, благословение на которое получил из святого места. После Оптинского письма он не оказывал никакого сопротивления странным процедурам, которым его подвергали.  Умирал с чётками в руках.

                В последние дни всё время твердил Иисусову молитву и стих из деяния апостолов:
                «Всегда радуйтесь и непрестанно молитесь».
                Никакого психического расстройства у Гоголя не было. Все его поступки все его действия говорят о том, что он в полном здравии. Вне всякого сомнения.
                - О чём, брат, ты говоришь, что дела в хозяйстве идут скверно. Я это и без тебя знаю. Ты мне дай позабыть, не знать этого. Это ли счастье?
                Последними словами Гоголя станут: «Как сладко умирать!» и «Лестницу! Поскорее давай лестницу!»
                Удивительным образом это совпало с тем, что  видел во сне незадолго до своей кончины, почитаемый Гоголем святитель Тихон Задонский.
                После смерти писателя, друзья посылают в пустынь известие и 15 рублей серебром на помин души новопреставленного.  Монахи Оптиной получают возможность,  одними из первых познакомится с размышлениями о божественной литургии Гоголя.  Мать Гоголя – Мария Ивановна, прислала в Оптину письмо и деньги, а потом приехала сама. От игумена Моисея  она получила заверение, что – «С февраля 1852 года исполняется по душе его поминовение в обители нашей на службах Божиих и навсегда продолжать будет». 
                В 1988 году, после возрождения в обители церковных служб, непрестанное поминовение Николая Гоголя в Оптиной пустыни было возобновлено.
                На родине писателя местные крестьяне отказывались верить, что Гоголь умер. Они говорили, что в гроб положили другого человека, а барин сейчас уехал в Иерусалим и оттуда молится о них. Очень бы хотелось верить, что они правы  и сейчас Николай Васильевич Гоголь находится в небесном Иерусалиме. И как он проповедовал при жизни, молится о православной возрождённой России.

Источник:
Документальный фильм:  "Николай Гоголь. Старцы и русская литература".