К вопросу о деноминации. 2016 г

Игнатий Костян
Страхи перед грядущей деноминацией не покидают наших граждан. Страхи зачастую бывают безосновательными, а зачастую и наоборот, основываются на  здравых рассуждениях.
Так, что же такое деноминация по-белорусски, и с чем ее мы будем, есть, давайте порассуждаем.
Деноминация (от латинского nominatio – наименование), полное изменение нарицательной стоимости денежных знаков с целью стабилизации валюты или увлечение простоты расчетов. При деноминации все денежные знаки, которые были выпущены ранее, проходят процесс обмена на новые, более крупные денежные единицы. Как правило, белорусская деноминация будет представлять собой процесс «зачеркивания нулей» на купюре и введение металлических монет, что позволит упростить денежные расчеты и снизить уровень гиперинфляции.
Деноминация напрямую связана с государственными денежными реформами, проще говоря – это полное обесценивание денег, которое для любого государства может сыграть отрицательную функцию. Почему отрицательную? Потому что, как мы знаем из истории, этот процесс не раз касался как европейских стран, так и стран СНГ и проходил там весьма болезненно.
Но все-таки для Синеокой основное направление деноминации – это интенсивное уменьшение общей денежной массы в государстве, направленное на увеличение золото-валютного содержания нашего рубля.
Что в этом плохого? Правильно ничего. Но наш народ почему-то побаивается деноминации. Думаю, что эти опасения связаны скорее со злосчастным воспоминанием того времени, когда проводилась павловская денежная реформа (начало лихих 90-х прошлого века), которые служила удобным инструментом для отъема денег у населения. Выступая перед населением, президент Беларуси призвал народ не тревожиться по этому поводу, и люди вроде бы послушали лидера нации и успокоились, но как оказалось ненадолго.
Что говорить, наши люди это просто люди, им свойственно тревожиться о том, в чем смысла нет и, наоборот, проявлять абсолютною беспечность там, где необходимо усилить бдительность.
Отмечу, что деноминация по-белорусски это чисто техническая процедура. Просто поменяются одни бумажки с картинками на другие, для удобства так сказать в обращении, т.е. размещении их в кошельке.
 Но вопрос также заключается и в уровне инфляции. Если он у нас высокий (я не берусь этого утверждать, либо отрицать, потому что не отслеживаю проблему), то смысла в деноминации нет, потому что это пустая трата бюджетных денег, а сам по себе процесс деноминации дорогостоящее мероприятие, согласитесь. Но, если наше правительство уверено в том, что уровень инфляции в стране низко-стабильный, то, пожалуйста, берите и зачеркивайте нули, и бояться в данном случае нечего.
Людей, как правило, пугает не деноминация, а возможные негативные ее последствия, такие, например, как рост цен, что  в  последнее время мы и так наблюдаем. Разумеется, деноминация, не повлияет на процесс сдерживания цен, и их придется менять не в пользу покупателя. Но есть и плюсы, смехотворные, но все же плюсы. Несколько ноликов на бумажках с изображением библиотеки в форме алмаз исчезнут, и получится зарплата в место 3,5 млн. рублей – 350 рублей. Ну, чем не плюс? Хлеб будет стоить копейки. Хорошо? А, кому как.
 Люди все равно на плюсы внимания обращать не хотят, и  будоражат свое воображение страшилками связанными с деноминацией. Какими? Многие ожидают вслед с деноминацией белорусского рубля возможную деноминацию и российского, а также евро и доллара. Абсурд конечно, но такие настроения в народе присутствуют. По мне так я за деноминацию того же доллара, который как мне кажется за последнее время подешевел, и в этой связи ФРС США могла бы и убрать со своих купюр один нолик, укрепив тем самым престиж национальной валюты, и в очередной раз показала бы фигу в кармане европейскому еврику. 100 баксов стали бы дороже 500 евро. Чем не финт деноминации?
Беларусь знала несколько деноминаций – 1994  и 2000 годов.  Первый период неспокойный, постсоветский, т.е. экономики в стране никакой одни проблемы. Второй период был лучше – это время укрепления курса национальной валюты. Но начиная с 2011 года, вы уважаемый читатель помните, произошли две резких девальвации белорусского рубля и вопрос о необходимости деноминации в Синеокой стал актуальным.
 Сегодня же, на мой взгляд, такая актуальность отсутствует, поскольку ситуация еще не столь критична. Но Запад, господа, Запад, требует от нас реформ. Деноминация 2016 года – это одна из наглядных демонстраций Западу, типа Беларусь прислушалась, и готова к проведению реформ.