Экспансия

Эдвард Вашгерд
Эдвард Вашгерд (Э2рd)

«Рыба ищет где  глубже...»
Мудролюбская мысль Советской школы
«Всякое может случится, и ещё не
 известно,  кто к кому постучится»
Русская пословица
«Все, абсолютно все, исторические  и
Философийские  суждения  спорны…»
 (Э2рd)

ЭКСПАНСИЯ?  НЕТ, ЭТО ЖИЗНЬ!
Сказки и выдумки на заданную тему. Всё и вся сюжетная линия выдуманы автором и к реалиям отношения  не имеют.  События  и  персонажи  никогда  не  существовали.
Куда и как перемещаются люди, да и целые народы? Куда же смотрит наша власть? Что делать?   Что делается!   Что делается?    Чо за, дела-а-а?!  Ну, что тут поделаешь...
Всё правильно в миграции людей устроено! Всё верно! Если перемещаются континенты, то почему  же   не передвигаться контингентам? … А, Человек - где лучше… В те стародавние времена историческая Родина азербайджанского народа была где-то в степях Хакасии. Но этот народ страстно возжелал к морю и ушёл на Каспий. Деде Коркут для азербайджанцев был, пожалуй, что и гид-экскурсовод Моисей для евреев. На Каспии, у исторической, мировой, углеводородной столицы - Баку, нефти и газа хватило не всем, а только сторонникам. Поделили они всё по-братски. По-честному… Поговорка о лопате и мотыге не сработала, сторонники ни с кем делиться не стали - всё себе. Остальные - выживайте, как хочите! Как хочите, так и можите! Сторонники, «чужих» в свои ряды, как водится, никого пускать в долю не захотели. Вот и пришлось искать по свету младшим в семье своёй лучшей доли. Всё произошло, как-то очень быстро… На глазах одного поколения. Век скоростей. Бензино - резиновая цивилизация.
Слухом земля ормузская полнится: «Где-то на далёком Крайнем Севере, стоит в газу богатом, созижден крепко, основательно, не шелохнётся у моря Руды, какой-то славный Царь-город Норильск…». «Жилья там, освободившегося от богачей, его оставивших и на юга уехавших, множество великое! Заселяй – не хочу! Можно и купить, благо цены там на квартиры, - бросовые…». «Летом конечно жарко, но зато ночью видно, как днём…». «РАБОТА ЕСТЬ!!!» «Есть и иным чем поживиться… «АЗЕРВТОРЦВЕТМЕТ», говорят, открыли и «Аздрагмет» собираются запускать…». «Вся мена и торговля в запустении постыдном, на бартер люди перешли, одичали… На никель, медь и платину – картошку и колбасу меняют!».  Видимо, кто-то по незнанию слово «ГАЗ» неправильно на азербайджанский перевёл… Но люди снялись и поехали на Север Дальний. Куда деваться? Только сильным и смелым такой путь был под силу, а заодно и тем обездоленным, кому терять уже нечего…
Приплыли, прилетели и ахнули. Не так, что-то они сказки о богатом Севере услышали, неверно - наверное, что-то поняли и представили… Но, делать нечего, ильхамовцы совсем охамели, а Родину любить и в изгнании можно, характер Северный закалять, воспитывать, на лучшие времена надеючись…
Так со многими народами, в надеждах на лучшую долю, произошло. Никто не желает худа своим детям. Труд на чужбине, за гроши, закалил их характер, принёс достаток в дом, и они заняли, по праву, своё место под Солнцем. Не пить, - работать надо! Под Полярным Солнцем многим место нашлось. Свято место пусто не бывает… Власть разумеется свою опаску имела и сопротивлялась, как могла! Малопьющие! Как ими управлять?! Всеми законными и незаконными методами боролась. В том числе попирая широко разрекламированные Конституционные права: Право на свободное передвижение, да и самое главное право, - Право на жизнь. Размещение в дорогом руководящем кресле, в не менее богатом костюме и галстуке, не гарантирует одного, очень важного права человека - права на разумность. Sapienti sat. Действительно, достаточно! Достаточно было просто подумать, а не палить из пушки по воробьям! В борьбе обретёшь ты право своё: Они нам посла своёго – всенародно любимого соловья, а мы им на это Своим трудом ударным, за достойную зарплату! Власть аж задохнулась от мысли крамольной своёй:
- «Да, как же?! Как же ж можно??! Ежели же дать нашим людям достойно работать и также жить же, они же думать начнут уже! А мы-то, власть единородная, законно избранная, куды ж пойдём? Чо мы могём? Или могем?! Да какая разница: могём, могем, - ни хрена не могем! И думать тоже!!! Запрещать и не пущать могём! Только подавай! Да думать задним умом соображать, крепко, возле своёго болотца: Как бы чего…».
- Как пёр мусават ихний на обескровленную нами же землю, так и прёт!!! А, что мы, убогие, против их разведчиков, первопроходцев-нелегалов, можем поделать? А? Их разведчики, нелегалы, ещё при Иосифе обучались, Абвер в Тегеране, голыми руками с горсткой бойцов на ровном месте победили… Герои и Легенды Советской разведки. И снова нелегалы! Водичка дырочку найдёт... Даже по одному паспорту целыми аулами азербайджанские родственники прилетали в Норильск, для мусоров русских они все на одно лицо! Главное держаться уверенно, не сцать. И проскочишь в суете аэродромной, под шумок. А ежели чего, можно и денег дать...
Задним умом горазд педераст! Ничего умнее не придумав, власть, от греха подальше, скинула этот непростой вопрос своёму передовому отряду – ментам. Уж они-то разберутся! Раз школу милиции с удовлетворением кончили… Менты «разобрались», использовали оставленную, брошенную на позициях власть по-своёму разумению. От их радения кладбище на станции Голиково пополнилось Норильской молодёжью гораздо, а мусора те понастроили себе коттеджей на крови в центре Сочи и других южных и прибалтийских курортных городов. Наркотический огонь, под мусорским прикрытием выкосил не самых худших Норильчан… Для того, чтобы шахтёру такую недвижимость приобресть, нужно в одиночку пробить тоннель из Талнаха Норильского в Гибралтар английский! Но менты, видно трудолюбивее и талантливее. Они власть. Они познали прикуп:

- Что стоит, для виду, для палки, закрыть рядового, забитого нелегала с дурью?! Раз плюнуть! У нас же ДОРОГА! КРАСНАЯ! ПО-ЗАКОНУ! А в обратную сторону, на что надо закрыть глаза?! Правильно! На продукцию комбината… Мы же умные люди! Дорога к хорошей жизни должна работать в два конца, кругросуточно! А, кто мешает - должен умереть! – Так рассуждали убийцы-воришки тогда, да и сейчас, пожалуй тоже… На Севере «девяностые» подзадержались подольше, - такой уж тут метаболизм на Морозе замедленный.

Примерно так, много лет кряду, от этих фрикций жирела себе власть в открытых погонах, а те, у кого погон был под одеждой штатской… охраняла своё бабло. Не хрустя им, в тишине, у своёго же корыта. Всё поделили по-честному, то есть по-братски. Делить поровну они с детства не умели… И всё ведь для народа! Под самыми безотбойными лозунгами: «Северянам – достойную жизнь!» - хорошо! «Переселение на юг!» - истчо лутсче! «Мы с тобой, КОМБИНАТ!» - просто колоссально!
Власть была с комбинатом, а комбинат сокращал численность счастливых жителей Крайнего Севера. Много счастья не бывает, от такой сладости махровый диабет появляется!
И свято место продолжало заполняться естественным путём – путём ненасильственного размножения, под раздражение «коренного» населения: «Понаехали!». Но, кто скажет, что родившийся в Норильском роддоме ребёнок «НЕ НОРИЛЬЧАНИН»?! У кого язык на такое повернётся? Мы все в одной лодке: И русские, и белорусы, и осетины, и татары, и киргизы, и азербайджанцы, и евреи, и украинцы, и дагестанцы… Грамотнее было-бы конечно писать по алфавиту, но автор имеет право, так что не взыщите, - все равны! 
Исторически население Норильска было пришлым и, часто не по своёй воле, по этапу пришло. После Норильлага, Талнах и Надежду – недалёкое будущее Норильских гор, строил весь НАШ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ, без исключения. Косыгин, умница, на одном единственном совещании, всё разложил на сотню лет вперёд! Вот это был Технарь! Господин «НЕТ». Политик! Титан! Но это для запада. Для народа - Всесоюзная комсомольская стройка! Даёшь Норильский металл! Алексей Николаевич угадал в Норильск аккурат в «Чёрную Пургу». -530С + 27 м/с!!! Очевидцы рассказывали, что когда Главный Министр Союза прошёл десяток метров от машины до управления комбината в старом городе, в своём видавшем виды, драповом пальтишке, то погрустнел и многозначительно заметил: 

- «ДА…   ЗДЕСЬ   ЖИВУТ   ЖЕЛЕЗНЫЕ   ЛЮДИ…»

  Именно тогда Комбинат с Городом перевели на газ, к великому неудовольствию украинского угольного лобби. Тогда же стали строить на мерзлоте девятиэтажки. Надежду заложили подальше от Города, с пониманием проблем экологии. Норильск стоит на преобладающем направлении ветров, посреди заводов, откуда ни дунет, всё на Норильск несёт, весь газ. Много было и других Государственных решений чуть меньшего масштаба. От одного Человека в истории многое зависит...
На особицу в Норильске жили: русские, украинцы, татары и осетины. Так само-собой сложилось. За построение «Самого Северного Города» ломались копья ленинградской и московской школ молодёжи. Для примирения соревнующихся сторон, доказывающих каждый своё в честной борьбе молодых максималов, между улицей Московской и улицей Ленинградской пришлось заложить улицу их дружбы, или улицу МИРА! Правда на задворках культуры, - прямо за Драмтеатром. Ну да ничего… помирили. Осетины, выпускники Орджоникидзевского горно-металлургического, доказывали своё умение ударным трудом с южным темпераментом. Норильскгазпром поднимали выходцы из нефтегазодобывающих республик: татары, башкиры и прочие охочие… Все были при деле! Все! Никакой «дедовщины» не наблюдалось: перед Пургой и Морозом все равны в Полярную ночь… Север помирит всех. Это в пустыне ты можешь дня три протянуть, под Солнышком закопавшись до ночи, а при полтиннике с ветром, в Ночь Полярную ты и трёх часов не протянешь…

«Горняки! Всё добро на-гора!». Металлурги! Ваша сила в плавках!». «Кому не спиться в ночь глухую? Бди… и Будь готов!!!». «Делай, как Я!». «Торговля – двигатель Прогресса!». "Перед законом все равны" «ПОКУПАТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ!». «Бабло победит зло…».

Трансформация лозунгов от «развитого социализма» к свободному рынку и обратно, к дикому капитализму, привлекло на Норильскую землю людей новой, западнической, алчной и беспринципной национальности – «Масквачей». Молодых, наглых до невероятности, реформаторов, а по сути своёй – мародёров. Мириться эта публика ни с кем не захотела и улицу Дружбы нигде не заложила. Наеборот! Рубить стала с плеча, по-живому, часто вообще не понимая, что творит. Оптимизировали стабильно работающее производство «по-новому». Перекрыли напрочь финансовые потоки. Сокращали численность и не платили месяцами. Позакрывали все "непрофильные" активы. И почее, прочее, прочее...
На Никелевом заводе было «слишком много» крановщиц, например, - сократили и стали почему-то получать на полсотню тонн никеля в сутки меньше… Странненько. Оказалось, что сырьё в печи, оказывается краном загружают! Чудеса в решете, да и только. Сэкономили на булавках… Это самый безобидный и доходчивый пример того, что творили с мировым лидером «финансовые гении». Численность всей территории «оптимизировали», ворочая, как слоны в ларьке коммерческом. Кто на что учился…
Оголились целые отрасли. Строителей срубили под корень, как класс. ЖКХ часто дышало на ладан и зааварилось. Выкачали озеро Стрихнинное и спустили его под падающие дома… Энергетики ставили город на грань не раз. Да мало ли… Всё это безобразие выдерживала «Норильская гора» со своими уникальными содержаниями драгоценных и цветных. Под Горой Норильской понимается весь комплекс уникальных месторождений, не могущих существовать друг без друга. Грызли Гору выборочно, - только самое-самое жирное. Кто его знает, может отберут Норильск обратно, после "залогового аукциона".  Хапнули промышленный район с людьми и производствами мирового уровня за бесценок - 170 миллионов долларей. Караул, ограбили!!! В Канаде просто за кусок голой, неосвоенной земли, с перспективами месторождения отвалили 4,5 миллиарда! После нас хоть бы хны…
Количество пришлого населения росло, как на дрожжах. Арабы тоже, как в воду смотрели: дали денег под Мечеть. Самую Северную в Мире Мечеть… Наверное «не специально», просто так вышло, но Полумесяц под звездой на Минарете оказался выше Православного Креста всех скорбящих, но чуть-чуть, всё таки пониже Норильской Синагоги без опознавательных знаков. Причём Крест на часовне у «Чёрного тюльпана» также оказался ниже! Простая глазомерная прикидка по ростверкам улицы Комсомольской это Вам с лёгкостью докажет. Символов и подсказок в жизни много не бывает, для тех, кто их видит и может толковать: Норильск – Мусульманский город и это уже свершившийся ФАКТ! Всё по Корану, ненасильственно, путём повышения рождаемости... Новых Норильчан.
В деле борьбы с «незаконной» миграцией, ментовское лобби просто разрывалось. Раздваивалось. Левая рука «понятия не имела», что делает правая. Потому брали обеими… Героически ловили нелегалов, даже на снегоходах. Игарка спокойно смотрела на людей, прилетевших по билету из краевого центра и лытающих проводника в светлое будущее. Люди искали любых способов достижения своёй цели : Святого и Вожделенного Места, - Царь-Града Норильска. Добирались и на вездеходах, и на Уралах и, даже на нартах по застругам, за «Бураном».
Кто знал прикуп, комфортабельно летел самолётом из Златоглавой, с соблюдением всех Конституционных прав России. Право на смазывание вертикальной оси власти, для лучшего вращения её шестерён, никто не оглашал, но и не отменял: Дал во Внучке денежку тамошнему «жучку» по-таксе, и лети себе сизым голубем в Алыкель. На этот самый договорной «спецрейс» у мусоров конъюнктивит обострялся и оне просто зажмуривались, от удовольствия побочного «заработка». Надо бы ещё им зряплату накинуть, а то отощают ведь, бедолаги. Не всех огульно охаиваю, есть и среди ментов люди. Пущай этими честными, частными случаями, УСБ с пристрастием занимается, отлавливает Белых Ворон, но… Ворон - ворону, да ещё зажмуренный глаз, с прищуром хитрым, не выклюнет…
…На Красноярском речном причале, в Песчанке, нелегал-разведчик Гасан, из последних сил уговаривал, сбивал по цене капитана судна… Отступать ему было уже некуда: Два контейнера свежайших, этого года, первого урожая Абаканских помидоров, как дети малые грели, веселили ему сердце. Он их сторговал по очень и очень выгодной цене, немножко слукавил на весах, выгадал на доставке до пирса, сэкономил свои нервы, раздавая небольшие взятки направо и налево… Всё складывалось довольно успешно и сулило такую прибыль, при размышлениях о которой у него кружилась голова и коммерсант аж зажмуривался от удовольствия, как кот, глядя на халявную колхозную сметану… В это предприятие он вложил все свои сбережения, да ещё пришлось занять денег у таких людей, которым не отдавать, - было бы смертный грех. В смысле смерть лютая, верная. Но он-то не дурак! Торговец! Он же всё просчитал. Всё учёл и предусмотрел. Гасан хотел по-осени красиво жениться…
Капитан плюнул за борт и согласился с Гасаном. Сколько можно торговаться за копейки?! Отваливать давно пора. Отвалили...
С Гасаном увязались ещё одиннадцать нелегалов. Всем в Норильск надо попадать, в надеждах на светлую жизнь. У капитана свой интерес был. Двенадцать человек за свои, часто последние копейки, это уже было немало. В тесноте, да не в обиде... До Дудинки добирались друг у друга на голове... Кэп велел Гасану закрыть своих попутчиков в контейнеры, от греха подальше, и сидеть там тихо, как мыши под веником. Пароход был настолько перегружен, что при циркуляции у пирса черпанул воды в открытые иллюминаторы и затонул. Нелегалы приняли лютую смерть за свои же деньги. О чём думает человек в последние секунды своёй жизни, сидя в погружающемся под воду контейнере можно только догадываться. Когда их достали, по реке поплыли Абаканские помидоры...

- Микола, поможи мешок забросить.
- Мешок?! Це ж куляка неподьёмный! Ты пошто так наробыв, Тарас?
- Зима длинная… Всё подберёт...
Хохлы грузили свой мотоцикл не для дяди, а до сэбэ. Им было всё равно, что двенадцать человек приняли страшную смерть. Нажива была превыше морали. Не пропадать же добру...

Как бы то ни было, а в Городе, в большой Норильской семье, стало заметно чище и интереснее, веселее. На День Города НАШ Северный Париж преображается национальным колоритом самых различных диаспор.  Песни, танцы, игра в кости, дефиле по Ленинскому, фестивали, конкурсы, концерты и прочее… На «Аргиш», при хорошей погоде (минус тридцать без ветра) полный Ленинский людей самых разных национальностей набивается. Никто не мёрзнет. Всем тепло. И местным и приезжим, - Норильск самое тёплое на Севере Азии место, когда люди с добром приехали. Коренные, малочисленные, тоже ведь к тюркам прямое отношение имеют, вот и принимают у себя более южных собратьев. Даже африканский брат в Норильске был…
Усвоить, ущучить надо одно! Если азербайджанец, киргиз и осетин будут изъясняться на родных языках - они никак не договорятся. Если они будут думать и говорить по-Русски, по-Норильски, то их усилия умножатся… Не стесняйтесь думать на Норильском Русском Языке! С новым годом!


Город Норильск, Новогодняя ночь. 01 час
-80С. Тихо. Ходят рейсовые автобусы. Э2рd

P.S. На площади у драмтеатра Русских было очень мало... Прогуливались родители с детьми и целые бригады гастробайтеров. Азербайджанцы в нарядах Дедов Морозов фотографировались за деньги. Город жил своёй мусульманской жизнью. Шампанское у ёлочки употребляли только коренные...

 Над Норильском всё чаще, и чаще
 Вокруг звучит нам не родная речь
Наверно Крайний Север в чём-то слаще!
А может Городу уж надо просто лечь?!
Что, без войны, Норильск завоевали?!
Под немца лёг Париж в сороковом!
И лаптем щи,  мы видно  прохлебали!
Не ляжем мы! С колен мы восстаём!
Мы, Парижане! Это каждый знает!
 Но Норильчане Все, любого цвета глаз
В одной все лодке,-каждый понимает
И Полумесяц выше всех крестов сейчас
Так получилось, вышло, так бывает
Индейцев извели в недобрый час
Я Норильчанин, это каждый знает
И с Норильчанами мне жить, как раз!
Эдвард Вашгерд (Э2рd)