Память возвращает...

Валентина Телепенина
Более 25 лет храню в альбоме единственную фотографию, на которой запечатлены известные люди. Это актёры Малого театра, тогда ещё нашего, общего. Потянуло поделиться с читателями. Наверное, время пришло.   

Было это в 1989 году. Малый театр приехал на гастроли в Триполи, столицу Ливии. В то же время и я, волею судеб, проживала на ливийской земле, далеко от столицы, поэтому шансов на встречу с Малым не было никаких. Сообщение о гастролях известного театра немного удивило: Ливия не была той страной, навестить которую стремились зарубежные театры. Тем не менее, это случилось: гастроли состоялись.

Готовя статью, я попыталась найти информацию об этом культурном событии в интернете. Нашла два упоминания и одну байку.

«Новости культуры» от 7 сентября 2010 года. Ю.М. Соломин: «Я говорил, что все-таки психологический русский театр существует. Он имеет большое уважение со стороны наших и не наших театров. Мы даже в Ливии побывали. Единственный русский театр, который побывал в Ливии». 

"Из записок завлита", 1992 год. Б.И. Любимов: «… зарубежные поездки 1989/90 года – важная веха в жизни театра. И если поездка в Ливию, пожалуй, обнаружила лишь способность актеров жить и творить в условиях «сухого закона» (материалы о способах нарушения его прошу хранить до 2089 года), то поездки в Израиль и Японию, полагаю, остались не только в памяти Малого театра».

Сказано так ёмко и точно, что человек, не живший в этой стране, легко догадается о степени удовлетворения труппы театра от работы в ливийской столице. Страны разные бывают.

В советское время артисты традиционно встречались с трудовыми коллективами. Возможно, актёры и сами пожелали встретиться с соотечественниками, чтобы побольше узнать о жизни в закрытой стране. Часть труппы приехала к нам, на военный завод. Ливия жила в условиях изоляции, и это не могло не отразиться на нашей жизни. Можно ли удивить советского человека дефицитом продуктов и товаров? Риторический вопрос. Мы приспосабливались, учились друг у друга. Скажу по секрету, что, не имея возможности ловить или покупать рыбу, наши граждане всё же умудрялись есть холёного карпа из рыбного хозяйства Главного. Трудно представить, что могло бы произойти, если бы он об этом узнал. А «сухой закон» для советского человека, пусть даже в Ливии – разве это возможно? При хорошем оборудовании, которое любовно изготовили ещё дома профессионалы своего «дела»? Змеевики… О нет, никаких намёков! До 89 года не проговорюсь!

Гостей принимали без показухи, создать которую было немыслимо даже при самом горячем желании. Наш «клуб» – огромный высокий сарай, щели в стенах которого широко пропускали солнечный свет. Летом хорошо, продувает, но в Ливии бывает и сырая холодная зима, а кроме клуба, где крутили старые фильмы, выйти было некуда.
Встреча состоялась после того как гости прогулялись по нашему посёлку и «полюбовались» вагончиками, полученными в наследство от строителей. Нет ничего более постоянного, чем временное. Никто не собирался улучшать жилищные условия, никто на это и не претендовал. Приехали заработать, значит, надо терпеть. Сначала терпели, потом привыкали. Конечно, было стыдно перед именитыми гостями за наш быт, уровень которого явно не вписывался в понятие «достойный».

Не видно было радости на лицах актёров, поднявшихся на сцену. Думаю, что колючая проволока под током и вооружённые посты охраны произвели на них сильное впечатление. Директор театра Коршунов Виктор Иванович назвал вещи своими именами: «Товарищи, вы живёте в жутких условиях». Он не возмущался и не сетовал – он констатировал, но боль его почувствовал каждый. Творческие люди видят больше и переживают глубже, чем все остальные. Жизнь вдали от семьи, отсутствие самого скромного уюта, кроме того, в непривычных климатических условиях подрывалось здоровье, да и змеевик делал свою чёрную работу среди неустойчивых… Правда, прозвучавшая из уст уважаемого человека, многих тогда заставила задуматься, но не до конца. Осознание пришло дома, когда начали поступать известия о разводах и преждевременном уходе наших товарищей – уже не сограждан, а друзей и знакомых из почти независимых стран.

Артисты выступили перед нами с небольшой программой: стихи, монологи, сценки. Это был подарок – на всю жизнь. Ливия, сопки, колючая проволока, убогая сцена… Никто не предполагал, что на ней будут стоять великие таланты великой страны и творить чудо для её рядовых тружеников. Наверное, постарались бы, если бы могли заглянуть в будущее… эх!

Аплодисменты, крики "Браво!", дамам – прекрасные букеты, которые произвели впечатление и на женщин посёлка, потому что в округе цветов не было, не росли. Чем могли...      

После представления не хотелось расходиться. Сфотографировались на память. Не всем повезло, многие остались за кадром. Через 15 лет, в Минске, на обороте доставшейся мне карточки появился автограф Виктора Ивановича Коршунова.

Эта встреча – глоток свежего воздуха – ещё долго поддерживала нас на ливийской земле.

***

«Байки Малого театра»:

«Забавный случай произошел на гастролях Малого театра в Ливии. В Триполи мы играли «Вишнёвый сад». Ливия – религиозная страна. Помещение, в котором играли спектакли актёры Малого театра, было в одном дворе с мечетью, здесь находился и невысокий минарет. Двери на улицу были открыты. Только начался спектакль, муэдзин влез на минарет и начал призывать народ к вечерней молитве, но подобающие этому обряду громкие его «призывы», заглушали актёров на сцене и являлись серьёзной помехой спектаклю. Волнуясь, помощник режиссёра Валентина Кувшинова выбежала во дворик и стала призывать «нарушителя» к порядку: «Вы с ума сошли, у меня спектакль идёт, немедленно прекратите!!!» Муэдзин остановился и стал сверху вниз смотреть на Валентину. Она не унималась: «Вы мне мешаете, у меня идёт спектакль, немедленно прекратите это безобразие!» Гневная тирада Вали так потрясла муэдзина, что он удалился… Наверное, такое случилось впервые в религиозной стране – театр вмешался в жизнь…»