Старик и мальчик

Нина Ландау
На спящую предутренним сном безлюдную площадь вышел босоногий мальчик. Он прошлепал к большому старинному фонтану, который по ночам тоже спал. Фонтан был такой роскошный, что возле него всегда толпилось много туристов, бросающих в воду монетки. Мальчик перелез через бордюр - вода дошла ему до колен, набрал пригоршню монет и пошел обратно. В одной из боковых улочек его поджидал старик, опрятно одетый с сумкой через плечо и небольшой тросточкой. Мальчик обул сандалии и они неспешно пошагали к лавке знакомого булочника ждать, когда город проснется, а с ним и булочник, который замесит тесто и испечет вкусные хрустящие булочки.

Наконец появились первые прохожие. Молочник со своей тележкой полной бидонов, почтальон на велосипеде, хозяйки, спешащие на утренний рынок… Старик использовал это время для обучения мальчика наблюдательности. Он просил его быстро окинуть взглядом все вокруг, а потом закрыть глаза и воспроизвести увиденное по памяти. С каждым днем это становилось для мальчика все проще.

Когда из лавки булочника распространился вокруг запах свежеиспеченного хлеба, стали собираться завсегдатаи. Они усаживались за столики с утренней прессой в ожидании своей чашечки кофе с булочками. Обычно, когда газеты были прочитаны, они оставляли их и старик мог взять любую из них. Сегодня старику и мальчику денег хватило только на две небольшие булочки – монеты в основном были иностранные. Они запили их водой из бутылки и пошагали на набережную.

Усевшись на скамье с видом на пляж, старик достал из сумки потрепанную тетрадь и стал заниматься с мальчиком. Это была рукопись учебника, которую старик, в прошлом учитель математики и физики, много лет писал для обучения таких вот маленьких мальчиков и девочек. А когда его труд был закончен, он оформил его на компьютере и отослал в дирекцию школы для одаренных детей в Мадрид.
Старик каждый день занимался с мальчиком, потом они ложились в тени на песок и дремали. А в полдень шли на овощной рынок, где добросердечные торговки отдавали старику непроданные овощи, которые он брал понемногу у каждой с большой благодарностью. Потом они поднимались в гору к своему полуразрушенному домику, и старик начинал стряпать – тушеные овощи с рисом или картофелем.

Старик даже в этих спартанских условиях соблюдал привитые ему с детства правила этикета и учил этому мальчика. В их комнатенке были два топчана, небольшой столик и два ящика, служащие им стульями. Старик накрывал на стол, застилая его прочитанной газетой, они мыли руки перед едой и ели из видавших виды тарелок с ножами и вилками, которые старик носил в своей сумке. После еды у них была сиеста.

Еще недавно старик и представить себе не мог, что у него будет такая интересная и насыщенная событиями и людьми жизнь. Все текло из года в год по накатанной колее. Он жил со своей женой в небольшом уютном доме с садом, преподавал в институте, писал свой учебник для детей, которых у него никогда не было, и мечтал попутешествовать, когда выйдет на пенсию. Жена его умерла, Учебник был написан, и ему так стало одиноко в пустом доме, что он положил в сумку свой труд, документы, немного вещей и денег и ушел в большой мир. Он переезжал из одного города в другой и через два месяца оказался в этом большом приморском городе без документов и денег. Старик не счел это большим горем и стал жить согласно божьей заповеди – принимай с благодарностью все, что к тебе приходит.

И Боги “послали” ему внука, в этом он был уверен. Однажды, возвращаясь в свой домик, он увидел, как пьяный мужчина с силой вышвырнул маленького мальчика за дверь. Старик успокоил рыдающего ребенка с синяками по всему телу и забрал его к себе. Мальчик рассказал, что его мама заболела и умерла, а отчим бил его и выгнал из дома. Так они стали жить вместе.

Как-то раз, когда они отдыхали на пляже, к ним подошел полицейский и попросил у старика документы. Пока тот думал, как выкрутится из этой ситуации, сообразительный мальчик окинул взглядом окружающую обстановку, как учил его старик и сказал полицейскому, что в море кто-то тонет и нуждается в его помощи. Полицейский оглянулся и увидел далеко от берега две отчаянно машущие руки, развернулся и побежал спасать. А старик и мальчик удалились прочь.

Была осень, близилась зима и, хотя здесь редко бывали холода, старик стал задумываться о том, что мальчику надо более подходящие условия для жилья.
 Иногда старик изменял привычному маршруту - вот и сегодня они пришли в городской парк полюбоваться большой цветущей клумбой. К ней подбежал мальчуган лет пяти, пытающийся перенюхать все цветы, а за ним появилась дама, очень элегантно одетая с добрыми лучистыми глазами. Она присела на краешек скамьи, на которой сидели старик и мальчик, и кивнула им в знак приветствия. Когда ребенок, по все видимости, ее внук, хотел сорвать цветок, она подозвала его и стала что-то объяснять на знакомом для старика, но давно забытом языке. Он понял два слова – люди и цветы. И вспомнил, что очень-очень давно на этом языке разговаривал со своей бабушкой – русской по происхождению. Старик извинился и спросил даму:
- вы разговариваете по-русски? -
- да -, ответила она по-русски и перешла на испанский. Вскоре между ними завязался разговор и мудрая и внимательная женщина, незаметно для старика, узнала все подробности, о нем и о мальчике. Она вырвала из блокнотика листок, написала свой адрес и пригласила их назавтра к чаю - возможно, она сможет помочь старику с документами и вместе подумают, как быть с мальчиком. На этом они распрощались.

На следующий день после сиесты старик и мальчик подошли к небольшой очень симпатичной вилле – там их ждали. В саду было накрыто два столика к чаю – один для детей, другой для взрослых. На взрослом стояло три прибора. Дама сказала, что ждет знакомого, который взялся помочь. Дети за столом долго не высидели – съели по пирожному и побежали играть. А пока ждали гостя, дама рассказала, что это вилла ее сына – русского бизнесмена и что она приезжает сюда с внуком, когда в России начинаются холода.

В гости пожаловал тот самый полицейский, который потребовал у них документы на пляже. Старик сразу узнал его, похоже, и он тоже. Полицейский записал все данные о старике и адрес, откуда тот забрал мальчика и сказал, что через два дня сообщит, как продвигаются дела. А пока дама попросила старика пожить у них на вилле и он согласился.

Старик лишь немного изменил своим привычкам и приобщил к ним свою новую знакомую. По утрам они шли к булочнику пить кофе, а дети чай с хрустящими булочками, потом шли на набережную, где он занимался с двумя детьми, затем навещали фонтан и поднимались на смотровую площадку.

 Эта идиллическая жизнь закончилась через два дня, когда на вилле появились двое полицейских арестовывать старика и забирать мальчика – его отчим, видимо протрезвев, понял, что лишается пособия и объявил мальчика в розыск, а старика теперь обвиняют в его похищении. Мальчика вернули в дом отчима, а старика посадили в “каталажку”. Он, конечно, был опечален таким поворотом судьбы, но свято верил, это всего лишь небольшой зигзаг судьбы и когда-нибудь они снова встретятся.

В камере было еще пятеро заключенных, к которым старик относился с такой симпатией, что каждый хотел излить ему свою душу. Наступил день суда. Избитый отчимом мальчик, сидел под замком, но он понял, куда тот направляется и сумел выбраться и проследить за ним. Мальчик даже сумел прошмыгнуть между ног дежурившего у двери полицейского и подбежать к решетке, за которой сидел старик. Тот потрепал его по волосам и тихонько прошептал: – потерпи немного. Но мальчик был настроен решительно, он встал перед судьей, снял с себя футболку и все увидели следы побоев на его теле. Зал был шокирован, а когда выяснилось, кто это сделал, отчима лишили опекунства, а мальчика после суда отправили в приют. Дама внесла залог за старика, и он жил у нее пока ему не выправили документы.

Пора было возвращаться к оседлой жизни. Старик вернулся в свой дом после нескольких месяцев скитаний и нашел в почтовом ящике письмо от дирекции школы для одаренных детей. В нем сообщалось, что его учебник издан и признан лучшим среди подобных и что ему присуждена премия, за которой он должен приехать в Мадрид. Старик снова собрался в дорогу.

Разговаривая с директором школы, он попросил вместо премии протестировать одного очень смышленого мальчика, который сейчас живет в приюте и директор согласился, тем более, что они разыскивают одаренных детей по всей стране. Мальчик им так понравился, что руководство зачислило его сразу же после тестирования.
А после поинтересовались у старика, как он с ним занимался. И тот поведал о занятиях по наблюдательности и об уроках по своему учебнику. Тогда и старику нашлось место в этой школе – заниматься с подготовительной группой малышей.
С тех пор старик и мальчик не расставались. Мальчик стал ученым, и они жили вместе пока старик не ушел а иной мир.