О остров Каменный, где ты?

Игорь Тычинин
Большинство людей, достигших солидного возраста, прекрасно помнит прошлое. А вот с настоящим не все так просто. Но вот меня, человека возрастного, давно волнует вопрос, как мало я запомнил из своего детства. А вспомнить то хочется, причем многое. Но как это сделать? А взять, да попробовать написать о своем детстве. Начать, хоть с чего то, с какой-нибудь ерунды, а там, глядишь, начнет всплывать, что-нибудь более существенное. Ну и что тянуть с этим, лет то немало, как бы не опоздать.
Итак, детство. Оно у меня связано с Каменным островом в Ленинграде. С местом удивительным и даже таинственным.
Начну не со своей истории, а с того, как остров приобрел тот вид, в котором и протекало мое детство. Причем не с петровского времени, когда на острове шли бои, стояли воинские отряды и артиллерия. А с конца XVIII века, в котором Павел I решил построить на острове императорский дворец. Точнее дворец строился для наследника Павла Петровича. Окончательно строительство было завершено при Александре I. И этот дворец стал его любимой резиденцией. Во время нашествия Наполеона император жил, как раз на Каменном острове. Отсюда он провожал Кутузова к армии. Здесь получил известие о Бородинском сражении и о занятии французами Москвы. Так вот, дворец этот был отгорожен от дома, в котором проходило мое детство, чередой высоких и длинных сараев, в которых хранились дрова. Отопление то было еще печным, Во дворце в это время располагался, да и сейчас располагается санаторий Министерства обороны. В нем отдыхали и лечились летчики.
Сам дворец времен детства я не помню. Видимо, на территорию санатория нас детей не пускали. А поражало мое воображение конское кладбище. Надгробия почивших в бозе царских лошадей были видны из-за забора, окружавшего санаторий.
А вот церковь Иоанна Предтечи, в которой молилась царская семья, была доступна для внимания детей, благодаря ее необычному и даже странному виду, а также тому, что она не была за оградой санатория. Мы часто к ней бегали. Посмотрим, обежим и скорей по домам, было как-то страшновато. Непонятно почему, но было.
Вычитал потом, что в церкви в то время размещалась мастерская известного скульптора. Возможно, пугали и скульптуры, если их «отпускали погулять» на свежий воздух. Потом в ней сделали спортзал санатория, но это, видимо, уже без меня, никаких физкультурников я в ней не помню.
Но отмечу интересную особенность своей жизни. Детство провел рядом с церковью, построенной архитектором Юрием Фельтеном на Каменном острове. А в старости стал жить неподалеку от другой церкви того же архитектора на улице Ленсовета. Оба сооружения прекрасны, трудно найти другие слова, чтобы их описать.
Что же до остальной территории Каменного острова, то она была застроена высшей знатью империи, потом к ней подключились и толстосумы третьего сословия той же империи. На острове был построен деревянный театр, который сравнительно недавно был восстановлен. Неподалеку от него сохранялся дуб, посаженный по преданию Петром Великим.
Ну а после революции мало, что изменилось. Особняки острова заняло руководство города, наркоматов, впоследствии Министерств и ведомств СССР. Есть до сих пор на острове и дача Главкома ВМФ. Ваш автор моряк, так что без ВМФ никуда. А вот пишу я об этом потому, что гулять по большей части острова, глядя на высокие заборы, загораживающие дачи элиты, было не очень-то интересно.
Но у нас для прогулок и игр были свои места. И появились они, как раз, благодаря советской власти.
В 30-х годах прошлого века на острове неподалеку от царского дворца было построено два дома для простых грешных. Как правило, для людей военных, насколько я мог судить. И в одном из этих домов жили моя бабушка Ольга Васильевна и дедушка Владимир Дмитриевич. Ну и я заодно с ними. Иногда наездами, длительный период постоянно. И в первых классах школы я учился, живя у бабушки и дедушки. И вот в окрестности этих домов места было, хоть отбавляй.
Жилым был и еще один дом, выходящий на Малую Невку. Он явно не был построен до массового жилья. В доме жил дедушкин брат Павел Дмитриевич, его жена Тетя Муся, Мария Ивановна, и их дети. Я дружил с младшим, Юрой, хотя он был на два года старше меня. Коридоры дома напоминали катакомбы. Найти нужную квартиру было не очень просто. Ванны в квартире родственников не было. Они мылись в бане, а у нас ванная была, и почему то мыться в ней приглашали только тетю Мусю. И это всегда был большой праздник для меня. Она была очень веселая, почти волшебница. И я всегда ждал ее прихода. Как сейчас помню ее, раскрасневшуюся, в халате, с каким то невероятным головным убором из полотенца. Уже за столом я всегда завороженно слушал ее рассказы. Увы, вспомнить о чем, не могу.
Сейчас все мои родственники по отцу, матери, деду и тетя Муся захоронены на Серафимовском кладбище. По существу, остался я один, кто посещает всю их разбросанную совокупность могил. И на что обращаю внимание. Всех дедушек уже пережил. Они умирали в возрасте 64-66 лет. К возрасту умерших бабушек приблизился (73-75 лет). Остались только впереди возраст отчима и мамы (76-80 лет). Ну а тетя Муся, как выяснилось, умерла в 50 с небольшим лет, видимо, много курила.
Кстати, как то я перескочил через несколько моментов. Например, через то, что родился я в Самарканде, в эвакуации в 1943 г. Вернулся в Питер, как выяснилось недавно, в конце 1944 года. Некоторое время жил на Каменном острове, куда дедушка вывез из Самарканда меня и маму. Потом вернулся отец, где мы жили тогда, не помню. Возможно, в квартире бабушки Лины Васильевны и дедушки Николая Александровича по отцовской линии неподалеку от Каменного острова, на Вяземском проспекте. А может, у родителей была и своя квартира, что-то я об этом слышал. Когда мне было  четыре с небольшим года, мой отец, Юрий Николаевич,  трагически погиб. Помню я его не очень отчетливо. Всего две зарисовки. На стене в затемненной комнате он показывал на освещенном участке стены фигурки животных, сотворенных пальцами обеих рук. И был еще альбом, который он подарил мне с собственными рисунками всевозможных животных. Альбом долго хранился в семье, а потом безвозвратно исчез.
У бабушки и дедушки, родителей отца, была дача в Сиверской. Там содержалась даже корова в сарае. И молочные продукты с тех пор главное в моей жизни.
Еще я помню, что в их городской квартире стоял огромный (по моим меркам) кожаный черный диван, на который ставился таз с водой, в который я запускал водоплавающие игрушки.
Ну вот. А когда отец умер, я надолго переехал к бабушке и дедушке на Каменный остров.
Моя любимая мама, Зоя Владимировна, вышла замуж за замечательного человека, Николая Борисовича Аристова. Сначала я его недолюбливал, мечтал о том, чтобы на Каменный остров приезжала одна мама. Какое это было счастье, ждать встречи с ней. А еще большее счастье, если она оставалась ночевать. И засыпать вместе с ней в кровати, это было ни с чем не сравнимо по отношению ко всем моим детским привязанностям.
Сразу скажу. Когда из жизни ушел Николай Борисович, а мне уже было хорошо за тридцать, я ревел, задыхаясь от слез. Это был во всех отношениях великолепный человек в самой высшей степени. Когда позже умерла мама, было очень нехорошо, но слезы не появились. Вот такая ситуация.
Ну вот. Я закончил Высшее военно-морское училище, служил на подводных лодках Северного флота. Вернулся, и по роду занятий стал часто посещать Военно-морскую академию, располагавшуюся через мост от  Каменного острова. И это была сказка. После окончания работы в Академии я шел пешком через Каменный остров, стараясь вспомнить самое приятное из детских времен.
Но вот, что удивительно. Вспоминаю каток, на котором мы не только катались, но и играли в хоккей. В детстве он казался огромным. Рассматриваю это место и не понимаю, как на таком пятачке льда могло все это происходить. Вот, что значит  мы были маленькими.
А потом у нас появился телевизор КВН, один из первых телевизоров в доме. Дедушка был инвалидом, передвигался на коляске, может, поэтому нам и повезло. И какое же количество ребят усаживалось перед этим телевизором. Помню «Три толстяка» по Олеше, какие-то «Кривые зеркала», еще что-то. Но к телевизору полагалась линза, а к линзе дистиллированная вода. И эта вода продавалась в аптеке. Аптека была далековато от дома. Вообще на острове был только продуктовый магазин, недалеко от нашего дома. В одном из караульных помещений дворца, точнее в его пожарной части. Да и то, молочных продуктов в нем, к примеру, не было. А это значит, что надо было идти через Каменностровский мост, мимо сада имени Дзержинского к домам Щуко на Кировском проспекте. К Молокосоюзу. Ну а к аптеке надо было уже ехать на автобусе до набережной Карповки. Аптека размещалась в красивом здании, известном как Итальянская вилла.
Когда подрос, эти путешествия стали моим уделом. Бабушка часто болела. А дедушка был «невыездным» на своей коляске. Но все это было не так просто. Я не соглашался ходить и ездить в магазины, аптеку, на Сытный рынок до тех пор, пока бабушка меня не познакомит с продавцами и кассирами, так что это был целый ритуал.
А вообще представьте, как мне повезло провести детство на Каменном острове, на котором кто только ни жил из знаменитостей. Одно только перечисление займет десяток страниц, если не больше. И везение это распространялось только на жителей 2-3 домов, построенных на острове. Так что многие ли могут похвастаться таким детством.Да и было ли это везением, вопрос.
Ну а если перебраться через Каменноостровский мост, который был построен на моей памяти (а до этого предыдущий мост не был связан напрямую с Кировским, сейчас Каменноостровским проспектом), то сразу можно попасть, если смотреть налево, в Лопухинский сад, или во времена детства сад имени Ф.Э.Дзержинского. Сад причудливый, с гротами, прудами, возвышениями и спусками. До революции сад принадлежал знаменитому предпринимателю Грачеву (?), построившему здесь несколько огромных оранжерей.
В одной из этих оранжерей в моем детстве располагался Дом пионеров и школьников. Представляете размеры оранжереи. Ну и в этом гостеприимном доме меня обучали игре на фортепьяно, без какого-либо успеха.
Но наибольшей гордостью за свое детство я проникся достаточно недавно. Когда узнал, что я учился в школе, угол Кировского проспекта и улицы Скороходова, которая до революции была Царскосельским лицеем. Причем здесь Царскосельский лицей в Пушкине, спросите Вы? Лицей, в котором учился А.С.Пушкин, и улица Скороходова. А все очень даже просто. Пушкинский лицей был переведен из Царского села на эту самую Скороходову улицу, сейчас Большую Монетную. И все царскосельские лицеисты, в том числе и друзья Пушкина (и дольше всех Горчаков, министр иностранных дел Российской империи) отмечали памятные даты  Лицея в этом новом здании. Да и этот новый Лицей закончило большое число знаменитых людей. Один Ф.М.Достоевский, чего стоит.
Правда, сознаюсь, закончить этот Лицей, то бишь школу, мне не удалось. Родители забрали меня от бабушки с дедушкой на улицу Чайковского д.63 (сейчас Сергиевская). Так я, если и не попрощался с Каменным островом, стал бывать на нем гораздо реже.
Возможно, в дальнейшем удастся вспомнить еще что-нибудь. Если удастся, обязательно напишу.