Священномученик Василий Горбачев

Вячеслав Иванович Марченко
Священномученик священник Василий (Горбачев).

Дни памяти:
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских
В неделю перед 26.08/08.09 – Собор Московских святых
4-я субботу по Пасхе - Собор новомучеников в Бутово пострадавших
13/26.02 – день мученической кончины (1938 г.)

Священномученик священник Василий (Горбачев Василий Григорьевич) родился в 1885 году в селе Нарышкино Сердобского уезда Саратовской губернии (ныне Пензенская область) в крестьянской семье.
До 1905 года крестьянствовал в хозяйстве отца.
Событие из детства: господам понравились маленький Василий и его сестра, кудрявые, белокурые. Они захотели взять детей к себе на воспитание, но родители отказались, несмотря на то, что в семье было пятеро детей.
Василий окончил церковно-приходскую школу, полюбил пение в церковном хоре и охотно прислуживал в храме. Он обладал музыкальными способностями: имел хороший слух и голос. Это стало делом всей его жизни.

Когда, в 1905 году, отец захотел женить сына против его воли, Василий покинул родной дом и ушел в Иверский Страстной монастырь города Саратова, где был певчим.
В 1908 году в саратовской обители иеромонах Таврион подарил ему небольшое Евангелие и надписал: «Читать каждый день по главе или по десять стихов». Это Евангелие отец Василий всю жизнь носил с собой.
Спустя какое-то время он уехал из Саратова в Москву.

До 1913 года подвизался в Москве в Свято-Данииловом монастыре.
Служил певчим, потом регентом в одной из московских церквей.

В 1913 году был взят епископом Иннокентием (Пустынским) в город Верный (Алма-Ата), Семиреченская область, на должность эконома при архиерейском доме. Там Василий стал руководителем большого церковного хора. Там же он научился играть на скрипке. Потом возил ее с собой повсюду, где приходилось жить.

В 1914-15 годах был псаломщиком в Александро-Невской градоташкентской семинарской церкви в Ташкенте.

В 1915 году призван в Царскую армию. Был псаломщиком в полковой церкви, а также выполнял хозяйственные поручения.
Однажды, в 1917 году, он ехал по церковным делам в поезде, который был остановлен какими-то вооруженными людьми, по-видимому, красными бандитами, и его как служителя Церкви повели на расстрел, но вдруг появились другие военные, отряд регулярной армии, началась перестрелка, и он был освобожден. Позднее отец Василий вспоминал: "Я помолился Богу, и ничего со мной не случилось".
Пробыл на войне до 1918 года.

В 1918 году Василий женился на Вере Афанасьевне Трофимовой и был рукоположен во диакона.
Служил в Николаевской церкви станции Туркестан Ташкентской железной дороги.
Жизнь в большом городе была тяжелой: нехватка питания, очереди. Ожидалось рождение первенца. Поэтому супруги приняли решение уехать в село Ванновское Черняевского района Сыр-Дарьинской области. Здесь они завели свое небольшое хозяйство. У них родилось трое детей.
В 1920-е годы отец Василий пожелал вернуться на родину.

В 1923 году он – диакон Петропавловского собора, затем Христо-Рождественской церкви в Саратове.
Началась коллективизация, наступил голод. Служащие Церкви лишались права голоса, объявлялись «лишенцами». Многим служителям Церкви предлагали публично отречься от Христа, но это было немыслимо для отца Василия.
Вводились хлебные карточки, которых «лишенцы» не получали. Семью из пяти человек нужно было кормить. Доходы в Церкви становились мизерными, зато налоги с «церковников» брали большие.
По словам дочерей отца Василия, он брался за любую работу, чтобы прокормить семью: клал печи, чинил часы, крыл крыши, перетягивал матрацы. У него были золотые руки. Однажды налоговый агент, пришедший с бумагами по оформлению, застал отца Василия за перетягиванием пружинного матраца. Это его удивило, ведь «церковники» преподносились обществу как лодыри и тунеядцы. Чиновник спросил, почему он не бросит церковь в такое-то тяжелое время при таких-то золотых руках. На это отец Василий ответил, что посвятил себя служению Богу по глубокому убеждению и никогда не отступит: «Пока будет открыт хотя бы один храм, я буду в нем служить».
Детей своих он воспитывал согласно Закону Божию. Радовался, когда они приходили в храм на службу и участвовали в таинствах.

В январе 1924 года умер старший сын – Виктор.
В 1926 году родился четвертый ребенок, которого также назвали Виктором. С трех лет мальчик выстаивал со свечой у Царских врат, не шелохнувшись, всю архиерейскую службу, что умиляло отца Василия.
Сам отец Василий показывал детям пример христианской любви к ближним. По воспоминанию дочерей, где бы они ни жили, куда бы ни переезжали, у него везде находились друзья. Все его любили.
Однажды в Саратове он как-то привел в дом одного незнакомого человека. Покушали они, поговорили. Проводил он гостя, а супруга ему заметила, что он ее без обеда оставил. Отец Василий ответил: «Ну, ты знаешь, это такой человек! У него никого здесь нет знакомых. Ты бы мне сказала потихоньку, я б не стал обедать».
Никто не слышал от отца Василия ни одного бранного слова, а когда обидит кто его или раздражит, он только скажет: "Ах, искушение!"

В 1930-е годы голод вынудил семью покинуть Саратов и переехать в Московскую область.
В селе Марково, на границе с Владимирской областью, диакон Василий прослужил несколько месяцев. Там была только начальная школа. Детям негде было учиться, поэтому через несколько месяцев он попросил перевести его в другой район.

Его назначили в церковь села Ильинский Погост Куровского района Московской области. Рядом была деревня Беззубово с семилетней школой. Там и обосновалась семья. В этой деревне они прожили полтора года.

В 1936 году отца Василия перевели в Никольскую церковь села Парфентьево рядом с Коломной.
Отец Василий с юности любил рисовать, и в Парфентьеве он не только служил диаконом, но и занимался реставрацией настенных росписей в храме.
Осенью 1936 года арестовали священника Никольской церкви и под этим предлогом хотели ее закрыть. Тогда по просьбе прихожан диакон Василий решил стать священником. Он знал, на что шел. Его рукоположили, и церковь открыли на короткое время.
Несмотря на все усилия прихожан и назначение отца Василия церковь все равно закрыли.

С 13 января 1938 года отец Василий – священник в селе Большие Вяземы (станция Голицыно) Звенигородского района Московской области.
Прихожане в Больших Вяземах полюбили нового батюшку, считали его одним из лучших из тех, кто служил в их храме; говорили, что он произносил хорошие проповеди и часто со слезами на глазах призывал верующих к терпению.

В 1938 году уже почти не оставалось священнослужителей на приходах, и все, отказавшиеся сотрудничать с безбожной властью, подвергались репрессиям.
15 февраля, в праздник Сретения Господня, отец Василий был арестован органами НКВД у себя дома и при аресте обвинен в антисоветской агитации. Был заключен в тюрьму города Можайска.
У него было только несколько Богослужебных книг, ноты церковных песнопений и акварельный автопортрет. Все это было изъято при обыске.
В то время священнослужители вне храма обычно ходили в партикулярной одежде. И когда жена по привычке предложила ему одеться в светское, он ответил: «Нет, я пойду в рясе. Я этому посвятил всю свою жизнь». Перед выходом из дома отец Василий надел скуфью, зимнюю рясу и сказал матушке, чтобы нигде его не искала – если жив будет, даст о себе весточку.

Обвинен отец Василий был на основании показаний одной женщины.
26 января 1938 года на поминках по случаю годовщины смерти местного священника его вдова Антонина Соловьева стала плакать и обижаться на жизнь, говоря: «Это не власть, а грабители, жить невозможно». На это отец Василий якобы ответил: «Вы будьте осторожны и не называйте в других местах их грабителями, а то ведь знаете, как сейчас: моментально заберут. Я вполне согласен с вами, что это грабители. Но нам надо терпеть».

19 февраля 1938 года священник Василий Горбачев тройкой при УНКВД СССР по Московской области по обвинению в "антисоветской агитации" приговорен к высшей мере наказания – расстрелу.
26 февраля был доставлен в Таганскую тюрьму в Москве.
В тот же день священномученик священник Василий расстрелян на "Бутовском полигоне" в поселке Бутово Московской области и погребен в общей безвестной могиле на полигоне.

Семья ничего не знала о судьбе отца Василия. Дети очень ждали его возвращения, часто смотрели на дорогу. Иногда им казалось, что идущий по ней старичок их папа. Они подбегали ближе, но видели, что это не он. О расстреле узнали лишь в 1989 году.

Священномученик священник Василий (Горбачев) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 года.

Литература:
1. Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937-19.10.1938. М.: "Зачатьевский монастырь", 1997. 420 с. С. 86.
2. Священномученик Василий Горбачев// Благовестник. 2001. Август. № 8 (100). С. 6.
3. Определение Священного Синода от 17 июля 2001 года// ЖМП. 2001. № 8. С. 6.

Документы:
ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.П-78029.