Эволюция сознания. 8. 2 Вечность-Бог или Ид. Время

Лариса Болотова
               
   Что такое Безвременная Вечность, а именно Бог?
   
   Рассмотрим понятие безвременности в его «до» и «транс» аспектах. От высшей тонкой области и дальше время само начинает как бы испаряться, пока в причинных областях не остаётся Безвременная Вечность. Это не значит в точности, что само время исчезает, а сознание меркнет. Скорее в состоянии Трансценденции (тонком и причинном) время сжимается в Вечное Сейчас и вместе с тем продолжает течь через него и из него. Как ваши глаза способны одним взглядом охватить или увидеть все четыре угла этой страницы, так глаза Вечности видят все времена в одном Моменте. Вся вечность содержится в каждой временной точке, так что время есть Настоящее в Вечности. Каждая точка времени остаётся совершенно сама собой и самой по себе, и вполне естественным образом развёртывается из  себя самой. И, вместе с тем, каждая точка времени есть только в Вечности, от момента к моменту. Это то, что называется «nunc stans» - Вечным Моментом, охватывающим все времена, не уничтожая ни одно из них, ибо «Вечность пребывает в любовном единстве с тем, что порождается временем».
   
    Как я это понимаю? Представьте, что вы находитесь внутри сферы, в центральной её точке. Вы можете видеть всё происходящее на внутренней поверхности сферы одновременно. Для вас нет времени, всё существует одновременно в настоящем и в едином миге. Но для того, кто находится на поверхности сферы, время существует, он не может видеть все события одновременно, а только постепенно, поочерёдно. Время и пространство – это свойства конечного мира, в бесконечном мире их нет.

Что такое Ид? Представим сознание как многоэтажный дом.

    На первом этаже здания сознания помещается плеромное и уроборическое состояние. Форма времени здесь полностью довременная и безвременная: никакого прошлого, настоящего, будущего, - одно лишь плеромное неведенье. Это не транс-временное состояние; младенец не трансцендирует время, он ничего о нём не ведает.

    На втором этаже – тифоническая самость – первичный процесс, праническое Ид, эмоционально-сексуальное бытие. Здесь нет никакого линейного времени (никакого прошлого и будущего), а только простое настоящее. Форма времени включена в этот простое настоящее, не ведая о линейном времени.

    На третьем этаже помещается эгоическое время – линейное, историческое, синтактсическое, обладающее прошлым, настоящим и будущим.

    На четвёртом этаже – кентавр. Временная форма – снова непосредственное настоящее, но уже транс-линейное, тогда как у тифона оно до-линейное. Кентавр обоснован в настоящем, но по-прежнему осознаёт линейное время.

    На пятом этаже расположены все именно вневременные области. Это предельная Вечность, осознающая и линейное время, и непосредственное настоящее, но не укоренённая  ни в том, ни в другом. Это не непосредственное преходящее настоящее, длящееся одну-две секунды, а вечное, которое, вообще не имея длительности, лежит в основании всякой продолжительности и охватывает её.

    Первый и второй уровни – плерома и уроборос и тифон – это приблизительно то, что подразумевается в психоанализе под «Ид» («Оно»). Ид действительно является безвременным, но безвременным по неведению, а не в силу трансценденции (я бы сказала познания). Все состояния Ид являются безвременными, но из этого вовсе не следует, что все безвременные состояния относятся к Ид. Ид – просто часть довременной вселенной. В камнях нет ничего, что соответствовало бы понятию времени, этого нет и  ни в растениях, ни в низших животных. Все стадии эволюционного развития, предшествующие языковой, являются фундаментально безвременными (это либо совершенная безвременность, как у камня и плеромы, либо до-линейное время, как у растений, животных и в тифонических областях).
   
    Ид безвременно – но оно до-временно. Бог тоже безвременен – но он транс-временен.

Источник информации книга «Проект Атман» Кена Уилбера.