Моя родословная

Вп Бондарев
Мне кажется, что каждому человеку интересно знать его происхождение, кем были его предки, как они прожили свою жизнь.  Все мы, так или иначе, связаны генетически не только с родителями, но и с  бабушками и дедушками, более дальними прародителями. Не знаю почему, но в советское время об этом мало говорили, редко упоминали. Думаю, что основной причиной этого было то, что у многих людей того времени родители или более дальние родственники были или репрессированы в революцию, погибли в гражданскую войну, в годы сталинщины, во вторую мировую или в последующие военные конфликты, в которые ввязывалась наша власть.
Прервалась связь поколений в двадцатом веке  в нашей стране. Я, работая в школе, с 70-х годов прошлого века по нынешнее время, часто  спрашивал своих школьников о том, знают ли они историю своих семей. Рассказывали ли им родители об участниках  событий 20 века – их родственниках? Увы, чаще всего их родители сами этого не знали, иногда по причине развода , после которого о половине своей семьи они уже и знать не могли. Но могло быть и так, что ни дети, ни их родители просто не интересовались прошлым своей семьи. Не интересно им это было.
  Я видел в детстве своих бабушку и дедушку по папиной линии, общался с ними, хотя и немного, но никогда не слышал от них рассказов о прошлом. Иногда, правда, просачивалась весьма непонятная тогда для меня информация. И только после их ухода из жизни, в конце 80-х – начале 90-х годов, я узнал из рассказов своего отца историю своей семьи по его линии и понял, почему не мог узнать об этом раньше. Мой прапрадед, отставной русский солдат, участник войны 1812 года, отслужив 25 лет, вернулся на родину , осел на Тамбовщине, женился. Родился сын-Николай, проживший долгую жизнь. Вообще, как я понял из рассказа отца, мои предки жили долго, много и неплохо работали, старались материально хорошо зарабатывать. Николай сумел в 50-е годы 19 века выкупить семью из крепостной зависимости (по указу о «вольных хлебопашцах»). Его сына Илью и остальных членов семьи в селе звали по отцу  Никулиными. Но ближе к концу века, семья стала именоваться Бондаревыми, видимо по профессиональными способностям главы семьи.   Кстати, мой дед  до последних   дней своей жизни, был отличным плотником, умел делать, в том числе, и отличные бочки.  Павел Ильич, родившийся в 1891 году, прожил 89 лет, прошел первую мировую войну.   Вернувшись домой, начал работать на земле изо всех сил, поверив лозунгу НЭПа : «Обогащайтесь!». Взял еще один надел, летом работал вместе со всей своей семьей, богател. Купил сеялку, веялку, у них было 2 лошади, много другой скотины. За 2 года до сворачивания НЭПа  поставил новый дом, выдал замуж старшую дочь. И начались беды его и всей семьи. Попала семья под раскулачивание. Все отобрали, из дома выгнали, еле успел дед сбежать от ареста и высылки. Вся большая семья пошла побираться, стараясь как-то выжить. Где с помощью родственников, а где и прося милостыню. Дед несколько лет жил, где попало, скрываясь от властей, пока не попал под арест. Всю семью собрались отправить в Сибирь на поселение, но ему снова удалось сбежать из-под охраны. С помощью друга, сделавшему ему липовую справку в середине 30-х годов он переехал в Москву, устроился работать плотником. Жил в общежитии. К нему в 1936 году приехал мой 15-летний отец. Стал работать и учиться в ШРМ. За ними приехала и остальная семья. 5 человек стали жить в 7-ми метровой комнате на  Красносельской улице.  Существовали так  до 50 года, когда бабушке дали за городом  две комнаты с террасой и участком земли 2 сотки. Там и жили мои бедные родственники, там и ушли из жизни.  Понял я, узнав эту историю, как же обидела власть моего деда, как унизила всю семью. Кстати мой отец, пройдя войну, плен, после боев в Брестской крепости, никому из своих сослуживцев так и, по моему мнению, не рассказал  эту историю. А то не видать бы ему ни вступления в КПСС, ни должностей и званий в 60-е и последующие годы. Только в 2005 году, приехав в родную, но уже давно чужую Александровку,   открыл  всю  ее работнику местного музея. Кстати, тоже  Бондареву. Не знаю, правда, кому это теперь было интересно?
 Сын кулака, ненавидящего советскую власть всю свою жизнь и тщательно скрывавший это, должен был передать это чувство своим детям. Я понял, став взрослым, как  всем им было непросто жить с этой болью. Особенно моему отцу. Он ведь теперь просто не мог стать  рядовым рабочим. Он должен был докаать! Прошел через работу на заводе, Окончив вечернюю школу, папа  вступил в комсомол, В армии едва не стал  младшим политруком, но началась война и это, как не странно спасло отца. Он не успел получить лычки, попал в плен и до 1944 года был на грани жизни и смерти. Сбежав из плена, он доказывал, что не трус  и не предатель, а доказав, служил в армии до 1946 года. Вернулся домой, женился на моей будущей маме, с которой был знаком с 1939 года. Прожили они вместе 50 лет. Последние годы, после смерти мамы, мы жили вместе, и я понял, какую непростую жизнь прожил мой отец. И ,даже не потому что прошел через войну, плен, ранения и болезни.  Наверное ,потому непростую, что всю жизнь боялся разоблачения, что он сын кулака. Конец служебной карьере был бы однозначным, да и перестали бы приглашать на встречи со школьниками, солдатами и т. д. И на телевидение тоже могли и не позвать. А ему, как любому человеку хотелось признания. Да и заслужил он его безусловно, Ведь не предал Родину, к Власову не пошел, хотя заключенных очень звали, и не раз. Но кто у нас в это поверит? Социально-чуждый он был власти всю свою жизнь. Кроме последних лет, наверное. Но в своем Московском Комитете ветеранов до последнего дня не рассказывал. Так что он доказал всей той швали, уничтожавшей его семью, что они неправы, что нельзя было так с ними обходиться. Да только их-то тогда никого и на свете-то уже не было.
  Большой интерес вызывала у меня история семьи моей мамы. Но здесь все оказалось сложнее. Мама почти не знала своего отца, так как ее родители быстро развелись и, по словам ее мамы, он погиб в 20-е годы в Узбекистане от рук басмачей. А, может быть,  кто-то из них это придумал. По крайней мере, от материного отца осталась одна фотокарточка, на которой он изображен с моей мамой, маленькой девочкой. Несколько больше информации осталось о бабушке из рассказов ее дочери, моей мамы. Бабушка, Валентина Дмитриевна Аратова, ровесница 20 века прожила короткую, но яркую жизнь. Дочь нижегородского слесаря, главы многодетной семьи,  успела до революции закончить гимназию и ушла в революцию. По рассказам мамы, работала   на партийной работе (так в ее анкете) до 30-х годов, была делегатом 16 съезда ВКПб, работала в полпредстве в Туве, потом в кадрах Министерства Вооружения СССР. Во время войны была заведующей сектором кадров этого учреждения. После 3-х инсультов умерла в 1945 году. Думаю, что подлинную историю моего отца она не знала. Но еще до войны была не против встреч моих будущих родителей. Сама была пролетарского происхождения и думала, что и мой отец, как минимум крестьянин, колхозник. Самое смешное, что он им и был, правда, всего полгода, подростком. Надо было как-то кормиться, матери помогать.
Вот такая моя родословная. Сын служащего, как называл себя в анкетах папа, внук раскулаченного труженика и дочери партийной работницы, я узнал жизнь моей семьи, будучи уже взрослым. Причем я уверен, что многие детали этой жизни я уже никогда не узнаю. Неоткуда, да и некому рассказать. А родители рассказали только то, что захотели. Спасибо большое им и за это.
Я рассказал, что знал и помнил  своей дочери, а  кое-что и своим ученикам. А теперь и  читателям.