Чешуйка

Михаил Богов
 
       К долгожданному нересту леща на водохранилище в мае Иван готовился тщательно и заранее. Уточнял прогноз погоды из разных источников и по своим приметам прикидывал, когда вода начнёт резко прогреваться и лещ отправится на нерестилища, обычно это случалось через пару дней после заметного скачка температуры воздуха вверх.
       Прочная сеть и одноместная резиновая лодка были с осени тщательно осмотрены, отремонтированы и готовы к рыбалке. Накануне он вечерком выезжал к водохранилищу как бы на прогулку, останавливался на обрывистом бережке, выходил из машины и беззаботно дымя сигаретой, прогуливался вдоль берега, на самом же деле внимательно наблюдая, не забурлит ли где вода от рыбы и не появятся ли на поверхность горбатые спины лещей.
       И как только он видел первые признаки начинающегося нереста в виде спинных лещёвых плавников, высовывающихся из воды, спешил домой и с радостным нетерпением готовился следующей ночью выйти на не совсем законный промысел.
       Инспекция рыбоохраны уже не справлялась с обилием браконьеров, по весне отправляющихся на незаконный вылов и на помощь к ним подключились наряды ОМОНа. Они плотно перекрывали дороги, ведущие от водохранилища и тщательно перетрясали каждую машину, выискивая рыбу. Все попытки перехитрить их, посадив в салон своего дружка и пару не совсем трезвых женщин, типа – мы вообще с пикника, селёдкой закусываем, к результату не приводили, всех просили выйти из машины и устраивали доскональный осмотр с пристрастием.
       Но Ваня и здесь нашёл неожиданный и очень на его взгляд удачный выход из ситуации. Встречают у нас всегда по одёжке, а браконьер как правило должен быть обязательно вонюч, небрит и оборван. Ну и само собой в болотных неоднократно заклеенных резиновых сапогах до самой ватерлинии.
       Поэтому у него с собой была беленькая рубашка, аккуратный джемпер и чистые брючки. А самое главное, он нашёл, куда в машине спрятать мешок с рыбой! В двигательном отсеке своего Москвича после несложных манипуляций освобождалось место для целого мешка рыбы! Салон и багажник для осмотра – да пожалуйста! А чтобы заглянуть в двигательный отсек, такое на ум ни одному ОМОНовцу прийти не могло. Ну что ты там можешь спрятать? Пару рыбёшек от силы? И после пары таких осмотров, когда его отпускали восвояси, Ваня уверовал в свою гениальность, вот как здорово я провёл этих инспекторов вместе с ОМОНом!
        На браконьерство он всегда отправлялся в одиночестве. Немного тоскливо конечно ночью, но при встрече с рыбнадзором легче выкрутиться из неприятной ситуации, к одинокому человеку всегда больше доверия, чем к толпе.
       Лодка и сеть после уловистой рыбалки аккуратно укладывались и прятались в надёжном тайнике, и Ваня забирал их домой через пару недель после окончания нереста, когда стихал ажиотаж рыбных охранников.
       Место для ловли он давно выбрал после тщательного осмотра водохранилища. Это был труднодоступный залив, полностью окружённый болотом, на который обзор с берега был очень ограничен.
       Иван в сумерках приезжал на место, маскировал Москвич, переодевался, накачивал лодку и поминутно оглядываясь, отплывал ставить сеть. Не успевал он закончить установку, как сеть уже вырывалась из рук от движения множества рыбин. Он проплывал обратно, вынимая добычу из сети и складывая в мешок на дне лодки.
        Набив мешок под завязку, снимал орудия лова, выходил на берег, прятал рыбу в кустах, просушивал лодку и сеть и отдыхал до утра, мудро рассудив, что если его тормознут утром часов в восемь, то это он едет на работу из ближайшей деревни, где живёт, а если в три часа ночи, то здесь вопросов может возникнуть в избытке.
         В ту ночь всё вышло как нельзя лучше, доехал до места засветло, когда ещё не выставили свои посты инспектора, замаскировал машину и приготовил лодку и снасти. С приходом темноты вода забурлила, широкие лещи плотно шли на нерест, Иван не успевал вынимать их из сети и бросать в мешок. Проскользнула мысль наловить побольше и припрятать до вечера в кустики, но он эту мысль отогнал, ночи стояли очень тёплые и рыба гарантированно испортилась бы.
        Закончив промысел, уложил мешок с рыбой рядом с двигателем, просушил и утрамбовал в тайник лодку и сеть и улёгся в салоне машины вздремнуть.
        Проснулся с рассветом, перекусил, попил крепкого чая из термоса и принялся переодеваться. Внимательно осмотрел себя в зеркале – на него смотрел уверенный в себе инженер, работающий в аэропорту, а никак не злостный браконьер. Не спеша выехал на просёлочную дорогу и отправился домой.
       Пост стоял на своём обычном месте, мостике через впадающий в водохранилище ручеёк. При виде его Москвича привстал рослый ОМОНовец и требовательно махнул палкой.
       Иван остановился, вышел из машины и широко улыбнулся во все свои двадцать пять оставшихся во рту зубов:
        - Доброе утро!
        - Доброе, - хмуро процедил милиционер, совсем не разделяя Ваниной утренней радости. – Багажник для осмотра откройте.
        Ваня стёр с лица улыбку и поднял крышку багажника.
        Милиционер мельком просмотрел содержимое, потом внимательно осмотрел салон и пристально взглянув браконьеру в глаза, вразвалку отошёл к инспекторской машине.
        - Да нет ничего, но нутром чую, что-то с ним не так…- услышал Ваня приглушённый милицейский голос и по спине пробежала неприятная дрожь.
        - Если в машине нет ничего, надо отпускать… Твою чуйку к делу не пришьёшь.
        - Может, запаску посмотрим, помнишь, как в прошлом году было?
        Из салона инспекторской машины поднимаются ещё два человека, с видимым трудом преодолевающие сонливость после бессонной ночи и окружают Ваню со всех сторон.
         - Мужики, я на работу опаздываю, у меня смена начинается в девять в аэропорту, - начал слегка поддавливать стражников Иван.
         - А вы откуда сейчас едете? Живёте здесь?
         - Да живу в посёлке аэропортовском, а здесь в деревне мать, ездил проведывать.
         - Местные всегда здесь леща нещадно давили, карауль – не карауль, все тропинки знают. И ты значит решил ночью рыбки дёрнуть, а потом нагло мимо нас проехать? - плавно сократил дистанцию в разговоре и уверенно перешёл на «ты» инспектор.
         - Какая рыбка, мужики, вы что? – заикаясь, максимально округлил глаза Ваня. Я на работу сейчас опоздаю!
         - Без тебя, значит, не улетит ни один самолёт из аэропорта… Что хотите, ребята, но что-то с ним не так! Не могу сказать, что именно, но рыбой от него за версту несёт! А ну-ка покажи мне свои руки. Я просто их понюхаю.
         Ваня не на шутку занервничал, ведь от двигателя рыба могла нагреться и начать сильнее пахнуть, может у этого мента какое-то уникальное чутьё на рыбный запах, что б его разорвало! И в самом деле его руки будут конечно сейчас пахнуть рыбой, про это он совсем не подумал! Ведь целый мешок он перебрал своими руками, запах наверняка въелся глубоко. И ведь в машине есть флакон с жидким мылом, можно было утром помыть! Вот ведь досада!
         Но до обонятельной экспертизы в этот раз дело не дошло.
         - Смотрите! Что я вам говорил! – вскричал милиционер и показал рукой на ноги Вани. На его правом ботинке чуть ниже шнуровки гордо сияла рыбья чешуя размером с большой ноготь.
          Ваня похолодел и, быстро сняв чешую с ботинка, отбросил подальше, скороговоркой прокричав:
          - Я вообще не знаю, откуда эта хрень ко мне прицепилась!
       - Неее, братан, теперь мы твоего корча по гайке будем раскручивать, пока рыбку не найдём! Ну Петро, ну красавец – что-то с ним не так, говорит, нюхом чую! Открывай-ка капот живо!
        Ваня сделал неуклюжую попытку сослаться на то, что капот заклинило и он давно не открывался, но его без разговоров легким движением оттёрли от машин, щёлкнула задвижка и перед глазами изумлённых инспекторов предстал Ванин улов.
        - Это ж надо, куда запихнул, - восхищённо зацокали они языками и принялись с разных ракурсов фотографировать добычу.
        По рации вызвано подкрепление и Иван в компании с ОМОНовцем за рулём Москвича отправляется в ближайший отдел, где пол дня ребята в погонах взвешивают рыбу и снимают с него показания.
         Все неуклюжие попытки на ходу придумать детскую версию, что вот я только что встретил на дороге незнакомого человека, который попросил подвезти его улов, вызывают гомерический милицейский хохот.
        - Или признаёшься, сдаёшь лодку и сети, и мы делаем снисхождение, или отказываешься и мотаем тебе штраф по полной!
         Ваня решил уйти в отказ, никаких протоколов не стал подписывать, поэтому в милицейском классе благонадёжности стремительно опустился на самое дно к рецидивистам.
         П приговору суда штраф оказался таким большим, что для его выплаты пришлось скрепя сердце расстаться с Москвичом, так умело обустроенным для перевозки рыбы.