Уроки Военного Дела

Виктор Надеждин
Посвящается Василию Поликарповичу Гайдею – моему первому военруку!

Уроки Военного Дела.

Я начал учиться в Липканской Русской средней школе №1, когда преподавателем физкультуры, тогда произносили протокольное слово «физвоспитание», был легендарный Виктор Гаврилович Куделевич.

Через некоторое время в школе незаметно появился второй физрук -  Василий Поликарпович Гайдей, и стал вести у нас военное дело.

Наученные горьким опытом прошедшей великой войны, Советские власти ввели в каждой средне школе уроки военного дела.

Школа имела свою «Оружейную комнату». Она находилась у подножия лестничной клетки и  больше смахивала на комнату для технического инвентаря.

В комнате находились знаменитые трехлинейные винтовки Мосина, образца 1891 года. Со спиленными бойками. Оружие старое и легендарное. Штыки длинные.  Граненные.

Были и другие образцы оружия. Подробно уже не вспомнить. Пусть читатели поправят меня.

На этих уроках, мы, старшеклассники, получали оружие и строем шли на школьный двор или плац. Изучали ружейные приемы и проводили практику по уставу караульной службы.

Часовой, караул, разводящий – звучали чарующие для каждого мальчика слова. Обязанности часового учили наизусть.

Был такой эпизод.

Я стоял на посту.  Василий Поликарпович, разводящий, с двумя вооруженными учениками, подошел менять часового. Для этого уставом определялся определенный ритуал с обязательными караульными фразами.

- Разводящий ко мне. Остальные на месте! - пролаял я заученную фразу.

Разводящий, он же учитель военного дела подошел, и говорит по-свойски, по не уставному, теплые дружеские  слова:

-  Слушай, Виктор, дай посмотреть твою винтовку. Мне кажется, у нее заедает затвор.

-  Что Вы такое говорите, возмутился я по-одесски. Затвор в порядке, только что щёлкал. Возьмите и сами посмотрите, - и протянул Василию Поликарповичу ружье, т.е. винтовку.

И как только винтовка перешла в руки военрука, я заметил лукавство в его глазах. Быстро спохватился и стал вырывать оружие их стальных рук разводящего. Завязалась шутливая борьба, но я ее проиграл, еще до начала.

По уставу, часовой ни при каких обстоятельствах не должен передавать своё оружие в чьи бы ни было руки.

Этот горький урок говорит о том, что и сегодня мы не должны отдавать или выпускать из рук оружие мирной борьбы за права угнетенных. Права бедных пенсионеров, безработных, права подавляющего числа людей оставшихся на грани существования на фоне издевательства чиновников и олигархов. Эти гниды готовы обобрать народ до последней нитки, бросая им унизительные предвыборные подачки.

За коммунистов и социалистов!

 С днем Советской Армии, дорогие друзья!

Вспомним офицеров Советской Армии: полковника Володю Качинского, полковника Петра Горбуля, подполковника Славу Новикова, инженера морского флота Валеру Мальченко и других, кого уже нет вместе с нами…

Читайте рассказ  « В прорези прицела» и заряжайтесь оптимизмом!