Чтение

Александр Ассельборн
Я обожаю читать! Я с грустью и душевной болью смотрю на своих молодых современников и пытаюсь понять их интерес с социальным сетям, к бесконечному просмотру фотографий в Instagram или видео ВКонтакте. Многие молодые люди так и живут, изо дня в день зависая в интернете. (Ах, как же можно глубоко поранить душу рабством с помощью такого поистине могущего наивеличайшим образом развить человека средства.) Нескончаемо мучьте меня, но я, пожалуй, не смогу понять того, какой смысл выкладывать миллиарды фотографий в социальные сервисы, каждую секунду открывать приложения, лайкать чуть ли не каждый элемент контента, комментировать обычные, ничем не примечательные повседневные события с восторгом спасения планеты от надвигавшегося огромного метеорита… Скажу уже заезженную, ставшую наискучнейшей банальностью, но величайшую, гениальнейшую и красивейшую фразу Михаила Лермонтова: «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно…» Какое пророчество незауряднейшего человека, актуальное, однако, для каждой эпохи.

Я отвлекся. Я люблю читать. Философия, психология, художественная литература… Много, очень много есть всего из разных сфер деятельности человеческого разума, что мне интересно. Я начинаю читать одну книгу, она мне кажется скучной, но в этот момент (о, счастье!) я чудесным образом натыкаюсь на другую книгу (она-то уж точно будет интереснее!) и начинаю читать ее…

Мне очень трудно дочитать книгу до конца из-за этих энтузиазма и активности. Я читаю недопустимо медленно для нашего неумолимо быстрого времени. Но, увы, я не могу иначе. Я пытаюсь понять суть, возвращаюсь назад и перечитываю предложение, а иногда даже целый абзац, лишь бы только не упустить ничего важного и верно понять идею автора. Медленно, очень медленно иногда я все же одолеваю даже самую нетолстую книжонку и – ура! – какое приятное утомление и одновременно облегчение я чувствую в этот момент!..

Но, даже несмотря на все свое восхищение книгами, я ненавижу читать произведения, которые задают в качестве домашнего задания! (Я помню, как несколько лет назад из всех огромных заданных объемов я прочитал всего несколько страниц своих любимых Канта, Фихте, Гегеля, Витгенштайна… Смешно.) Это закон моей свободолюбивой природы: как только мне нужно (!) прочитать любимого автора или написать научную работу по любимой проблематике, я сразу становлюсь яростным ненавистником этого занятия и всеми возможными способами прокрастинирую.
 
Да, я свободный, вольный ум, я до яростной дрожи души не люблю ограничений: прочитать столько-то глав к такому-то числу, написать столько-то страниц, оформить текст так-то, так-то и так-то… Все это убивает во мне любое творческое желание! Совсем иное дело – свободное, ничем не обременительное чтение, свободный полет мысли без разного рода требований… Вот она, истинная свобода вольного мыслителя!..

23.02.2018