Суденческие конспекты. К. 18

Федоров Александр Георгиевич
 Какая музыка была, какая музыка звучала ...
1967-1972 годы.

НАЧАЛО http://www.proza.ru/2010/06/13/1150

Несколько лет назад были закончены последние студенческие конспекты. Но ряд тем в них оказались мало или совсем не освещены.

  Этот непорядок я думаю устранить в дополнительных конспектах, совершенно неожиданно найденных уже мною на просторах Интернета. ВОТ ССЫЛКА,

http://vm.sstu.ru/vystavochnyy-zal/kakaya-muzyka-byla/



ЗДЕСЬ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ НЕ ТОЛЬКО ОБ ЭТОМ ПЕРИОДЕ НАШИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРИСТРАСТИЙ, НО И КАК И НА ЧЕМ МЫ СЛУШАЛИ ЭТУ МУЗЫКУ, ГДЕ НАХОДИЛИ ИСТОЧНИКИ ЕЁ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПОПОЛНЕНИЯ - если побродить по другим страницам виртуального музея - очень интересно проекта одного из подразделения ныне Саратовского технического университета. Здесь же можно почитать и мемуары бывших сотрудников и студентов. 
И в этом мне поможет виртуальный музей Саратовского Политеха,который и подвиг, собственно говоря, меня на продолжения конспектов.

 И так, "начнем, пожалуй", используя известную цитату из поэмы "Евгений Онегин" А.С Пушкина...

  Телевизоры в комнатах общежития были наперечёт. Как и магнитофоны. У нас в комнате стоял транзисторный портативный радиоприёмник  «ВЭФ-Спидола-10» Рижского электротермического завода ( мир его праху, но тогда продукция этого завода пользовалась огромной популярностью).

 Приёмник был куплен на барахолке за очень приличную по тем временам сумму – 100 рублей (в «свободной» продаже его не было, а стипендия студента была 35 рублей, значимая тогда сумма, так, проживание в общежитии стоило...3 рубля).     Приблизительно в то же время была приобретена ламповая настольная катушечная магнитофонная приставка (дека) «Нота-М»  производства Новосибирского электротехнического завода, приобретенная на мою первую зарплату после окончания школы тоже прямо на заводе-изготовителе. В свободной продаже её не было тоже.

 Мир сплошного дефицита....

 Интересное это было время. Как только поступала в продажу какая-нибудь новая радиоаппаратура – тут же в  ежемесячном научно-техническом журнале «Радио»
советского издания подробнее разбирались её недостатки и способы их устранения(?!). В нём публиковались статьи по самостоятельному изготовлению различных усилителей, электропроигрывающих устройств (ЭПУ), а также рекомендации по улучшению качества серийной радиоаппаратуры.

Ширпотребу в то время, к сожалению, не уделялось должного внимания. Вот вся страна и мастерила себе необходимую радиоаппаратуру сама. «Зато мы делаем ракеты...» - пелось тогда в популярной песне В. Высоцкого.

  В то время существовала могучая промышленность ВПК, где «достать» необходимые комплектующие было вполне возможно, а наш Саратов был просто напичкан её, из-за чего был закрытом городом для иностранных граждан - для многих понятие " закрытый ГОРОД" НАВЕРНОЕ, ВНОВЕ. Сейчас таких почти не осталось.

 

 Вся советская радиоаппаратура, которая была у меня тогда и после, подвергалась этой трансформации. К ней относился и транзисторный переносной приёмник «ВЭФ-Спидола», тогда самая современная всеволновая модель, в который я добавил «европейские дневные» диапазоны тринадцати, шестнадцати и девятнадцати метров.
 В деку "Нота-М" я добавил усилительный каскад на лампе 6П1П, что сделало её почти полноценным магнитофоном при подключении к звуковой колонке, которую тоже была сделана по рекомендации журнала "Радио".

Где только не побывала моя «Спидола»: и на морском побережье Кавказа, и в пансионатах, где мы отдыхали. Она исправно снабжала нас танцевальной музыкой, которую в те прекрасные времена можно было с трудом найти только в диапазоне коротких волн.

Музыку передавали зарубежные станции – Радио-Люксембург, ВВС, Voice of America, "Deutche velle" и другие различные «Голоса» и неизвестные нам станции.

Приёмник много раз падал, корпус разбивался и менялся, но работоспособность его от этого не терялась. «ВЭФ-Спидола» и сейчас стоит у меня в дальнем углу шкафа. Это уже раритет,винтажная, как говорят сейчас вещь, но работающая, я думаю…

Магнитофон прошёл в общежитии четыре года почти непрерывной эксплуатации, кроме, пожалуй, ночного времени, что равносильно десяти годам обычного использования. Аппаратура в СССР делалась обычно по стандартам ВПК, и пусть её было мало, и вид её был часто неказистым, она отличалась завидной прочностью и надёжностью.

Вкусы у всех были разные. В конце 60-х – начале 70-х в общежитиях и Клубе СПИ слушали Beatles – Yesterday, Girl (её считали «лучшей песней всех времён и народов»), Michelle, оркестровые баллады Abbey Road, Shoking Blue – знаменитую Venus, Cream – Strange Brew, Elvis Presley - Blue Suede Shoes,
 Little Richard Long Tall Sally - Tutti Frutti, Bill Haley & His Comets - Rock Around The Clock. Многие из этих произведения можно послушать по приведенной выше ссылке на виртуальный музей СПИ.
 Сразу не вспомнил, а потом пошли названия групп , исполнителей и самих произведений - Creedence Clearwater Revival (сокращённо CCR, часто Creedence) — американская рок-группа, образовавшаяся в 1967 году и за пять лет существования добившаяся всемирного успеха и признания критиками - «Bad Moon Rising» (1969),  Suzie Q»,"Put a spellhttps", "Born On The Bayou" , "Proud mary",  "Have You Ever Seen The Rain?", "Lookin' Out My Back Door". Пока об ЭТОЙ очень известной группе довольно, на всех танцевальных вечерах эти композиции звучали, мне они до сих пор нравятся, слушаю иногда с удовольствием.


 Популярностью пользовалась и советские и польские ВИА – «Самоцветы», «Добры молодцы», «Серебряные струны», «Песняры», "Скальды", "Но та цо", " Червоны гитары". Любили песни Высоцкого.

 Палитра популярной музыки, как видит читатель, была огромная и востребованная. Её слушали и в комнатах общежитиях, и на танцевальных вечерах. И не только слушали, но и активно танцевали под неё. Почти каждый субботний вечер в общежитии института и в Клубе института был вечер танцев.

 Это слушалось на записях магнитофона с оригинальных дисков - 3 рубля запись у фарцовщиков, на коротких волнах СПИДОЛЫ в комнате общежития - просто часто такая музыка часто звучала весь день для фона, на танцевальных вечерах в общежитии и в Клубе. Многие ребята и девчонки очень любили танцевать - и как только начинали звучать эти записи в зале - народ просто подхватывался, не пропуская иногда ни одного танца, выкладывались до конца, танцевали часами, а потом разгоряченные и потные выскакивали на улицу, даже на мороз и "остывали", потом снова.... Такая музыка действовала на нас очень возбуждающе и пропустить что-то просто мы не могли. Да, молодость...В залах обычно было очень жарко, не протолкнуться, места для пар не хватало, от жары некоторые скидывали с себя пиджаки и свитера прямо во время танца и размахивали ими...Девочкам было сложнее, но и одевались они полегче, в юбках и кофточках, блузках.

  Узнал, чем занимаются нынешние студенты - "они сейчас летают в воздушной трубе, прыгают на батуте, катаются на доске, посещают все подряд контактные зоопарки с ми-ми-мишными зверями, групп местных полно по барам выступает, играют в разные варианты "Своей игры" и "Что-где-когда" - им, тоже некогда... У них все нормально. Как говорят: "если что-то не так - это не значит хуже или лучше, это значит по-другому"(Светлана Аверьянова).

 Выводы читатели предлагаю сделать самому...

 Подробнее об этих  НАШИХ вечерах читайте по ссылке http://www.proza.ru/2008/07/08/457