Тяга к изобретениям

Владимир Тунгусов
   У меня всегда была тяга к изобретениям, но изобретал я так помаленьку, то сахар смешаю с солью, желая обмануть назойливых мух, то рисую разные кружки, прилепив кусок бумажки, на маховик работающей швейной машинки. Это в очень далёком детстве, лет так четырёх, или пяти от роду, мне тогда многое разрешалось, а потом запрещалось и мне приходилось изобретать, как обойти эти запреты. Наказанием для меня, было выполнение каких-то работ, над усовершенствованием выполнения которых поработал уже мой отец, человек очень не глупый. Мне оставалось только воспитывать в себе трудолюбие, за что я потом был благодарен своему отцу.


    Школьные годы пролетели быстро, я не помню своих изобретений, хотя мои товарищи изобретали и воплощали в жизнь транзисторные приёмники, и разные взрывные приспособления, меня почему-то ничего из этого не увлекало. Как-то раз смастерил клетку для ловли птиц, так мой отец её сломал, он был далёк от выполнения технических работ, и мне хода не давал. Может быть поэтому, бросив школу я, с удовольствием стал работать токарем,  в механическом цехе хорошего завода. Я всегда стремился сделать то, что у других вызывало трудности, таких работ оказалось очень много. Решив очередную трудную задачу, я не всегда получал какое-либо материальное вознаграждение, это всегда проносило мне моральное удовлетворение.


   Потому что мне было всего 16 лет, «хорошей» работы мне не давали, а давали только такую, делаю которую, я не мог получать приличной зарплаты. Среди этих «нехороших» работ попадались и такие, которых просто сделать было нельзя. Приходилось придумывать, и делать техоснастку  самому, этим я занимался более 50-и лет, с 1964, по 2016 год. Самое интересное, что приходилось делать  оснастку, работая на разных предприятиях, и даже в армии, причём работая по разным специальностям, от токаря, до инженера конструктора. Можно сказать, я был прирождённым  конструктором технологической оснастки, правда, по этой специальности мне пришлось поработать всего 3 года. Общий стаж работы инженером около 14 лет, только потому, что пришла перестройка, и всё то, что разрабатывалось у нас, стало привозиться из-за рубежа, в готовом виде.


    Работал я очень успешно, за что быстро продвигался по службе и получал зарплату в 1,5 – 2 раза больше, чем мои товарищи, работающие рядом. Трудности  были, - рабочему не положено делать техоснастку, а инженера никто не научил думать. Приходилось самому в нерабочее время, мастерить приспособления и даже учиться думать, если судить по результатам, то у меня это получалось. Интересней всего было научиться изобретать профессионально, люди настолько хорошо о себе думают, что считают себя умными от рождения, на самом деле у них отсутствует понятие технологии мышления. Оказалось такая технология есть и ей можно обучиться, что я и сделал в самом начале своего конструкторского пути, после этого у меня не было затруднений в решении технических задач.


    Расхваливать себя как изобретателя я не буду, потому что оформлять изобретения и получать авторские свидетельства, дело рутинное и если раньше оно имело какой-то смысл, то с изменением законодательства об изобретениях оно вообще потеряло всякий смысл. На мой взгляд, чем больше делается настоящих изобретений в стране, тем лучше развиваются её производительные силы и даже общественные отношения изменяются в связи с ростом качества и количества производимых товаров. При умелом планировании и управлении производством, достигается насыщение рынка и уменьшение себестоимости продукции.


   Об изменении общественных отношений хочется сказать отдельно. Самый главный принцип социализма от каждого по способности, - каждому по труду! За кажущейся справедливостью этого принципа, кроется подвох, заключается он в очень разных способностях людей, вот если бы способности были одинаковы, то и плоды труда имели основания быть равными. Получается главным в достижении справедливого общества, должно стать, повышение способностей человека. Остаётся определить какие способности человека надо совершенствовать? Тут и думать сильно не приходится, конечно, умственные способности надо развивать.


   Может показаться, что это обидно звучит, но люди на самом деле не умеют думать и делают это хаотично, перебирая один вариант за другим. Для того чтобы повысить производительность «метода проб и ошибок», некоторые люди хотят перепоручить этот труд вычислительной машине. Представьте, что необходимо написать кучу программ по моделированию возможных вариантов, основная масса которых заведомо ошибочна, и лишь один вариант даёт хороший ответ. Моделирование и его испытания не так уж хороши, модель изначально ошибочна, её испытания только покажут её полную непригодность.


    Некоторые учёные возлагают большие надежды на искусственный интеллект, я как-то в шутку подметил: «Искусственный интеллект, нужен тому, у кого естественного интеллекта не хватает». Учёные отнеслись к моему утверждению, как затейливому каламбуру и не более того, это из-за непоколебимого авторитета и инерции мышления. В каждой шутке, есть только доля шутки и огромный процент правды, людям которые должны работать головой, не могут осознать, что как раз думать они не умеют.  Я не говорю о профессиональной непригодности, думать, можно научиться, но обратится с таким предложением к учёному, дело рискованное. Лучше наших учёных оставить за занятием создания искусственного разума, они конечно, создадут очередную хорошую машину, думать лучше человека она не будет. Вновь созданная машина, просто будет несколько совершенней предыдущей.


    Создание искусственного разума, чем-то сродни создания искусственно секс партнёра, так живо описываемого в произведениях типа, - фантазий. Лично я рассматриваю это как разновидность половых извращений, если вы относитесь к ним  нормально тогда конечно. Для меня всё просто и ясно, - мужчина встречает женщину, приходит любовь, близкие отношения, в результате образуется пара, которая может дать новую жизнь. Даже если по каким-то причинам новая жизнь не появляется, то сохраняется уже имеющаяся, причём наилучшим образом, - тёплой заботой друг о друге. Случай с искусственным человеком, аппарат может понравиться, но отношение всё равно будет как вещи, к вещи тоже может быть любовь, - фетишизм, но никогда не появится новая жизнь. Как бы хорошо не относился к человеку аппарат, это будет только слуга, а секс с аппаратом, будет напоминать вам об онанизме, как бы вам ни хотелось облагородить это занятие.


     Изобретений я сделал множество, но для меня они были просто выходом из создавшегося безвыходного положения, некоторые помню, но многие просто забыл. Для того чтобы вы не подумали, что это только слова, достаточно рассказать лишь об одном, потому что оно красивое.


    В возрасте 62 лет я пришёл устраиваться на авиационный завод, у меня красный диплом, высший разряд токаря и уже за 30 лет стажа по этой профессии. Выгляжу бодро, интеллигентно, по больницам не хожу, даже в резюме написал о своём общении с компьютером.  Возраст, конечно, но процентов 20 в цехе работает стариков, они, да и люди моложе очень заносчивы, ещё бы, они же самолёты делают, излюбленный их вопрос: «А ты где разряд купил?». Начальника больше всего удивило моё общение с компьютером, он на работу меня принял, но сразу поручил делать детали, которые делал лишь один человек в цехе, в качестве моего испытания. Детали я, конечно, сделал, как потом оказалось из заготовок, из которых их сделать никто не брался. Хоть и детали назывались стержни, но это говорит лишь о плохом наименовании не согласованным с ГОСТ -ом, они должны были называться, - «тяги».


     Я их потом долго точил, сколько работал, столько и точил, добился качества и производительности такой, которая и не снилась местным задавакам, но всё равно, что то не устраивало меня. Больше всего мне не нравилась культура производства, эта вечная борьба со стружкой. Дело в том, что эти тяги изготавливались из титана, титан метал прочный, лёгкий, плохо отводит тепло и практически не окисляется в нормальных условиях. Не окисляясь, при обработке резанием на токарном станке он образует тонкую как бритва бесконечную стружку, которая может запутаться в клубок прямо на детали. Приходится останавливать станок и обрывать её с помощь крючка, долго и опасно, маленькая неосторожность, и стружка толщиной меньше бритвы уже глубоко вошла в палец.


    Сначала я добился получение не очень опасной стружки, которая метров на десять уползала тонкой красивой гирляндой, от станка по полу. Стоило зазеваться, и стружка снова возвращалась и наматывалась на деталь. Я постоянно менял технологию добиваясь разных результатов, когда мне окончательно надоело, пришлось решить проблему кардинально. Конечно с помощью той, - «Теории Решения Изобретательских Задач», которой я постоянно пользуюсь, вот уже на протяжении более 30 -и лет. Почему я мучился до этого, так и не пойму, просто не задавал себе нужного вопроса. Согласно этой теории правильное задание это уже половина ответа.


    Я вытачивал детали, они для меня были главными, а стружка это была отходом и шла на переплавку. На самом деле в данной задаче главной была стружка,  надо было получить её прерывистой, не останавливая станка. Ни какие, стружколоматели, самых совершенных конструкций не могли пригодиться для решения этой проблемы. Потому, что межатомные силы сцепления в самой стружке были настолько мощными, что просто забили или выворотили, любой стружколоматель.


   Это был новый метод обработки металлов резанием на токарном станке, он мог пригодиться, также для обработки других металлов с непокорной стружкой, таких как: медь, вязкая латунь, липкие алюминиевые сплавы. Я так и написал в своём рацпредложении и даже о том, что это не рационализация, а чистое изобретение, но начальству некогда оно выполняет план, да и понять, к сожалению не может. Вот такая у меня тяга к изобретениям, а может и изобретения к тягам.