Капитан Зарук, рассказы прочитанные на радио

Перевощиков Александр
  Серия рассказов о чудаке-гаишнике, полосатом жезле нашего бытия, прозвучавших на радиостанции Серебряный дождь "Авточас" в 1992-2003-2006гг.

  ссылка слушать и смотреть  https://youtu.be/SUBvycLYeHs
   
  Идея сделать своё радио у меня возникла давно, ещё работая в группе "accopmu!" в 1987 году. Мы там что-то пытались делать на тему сатиры, юмора и злобы дня. Что-то получалось. Первая попытка так и называлась радио "accopmu!" Даже есть видеозапись 1989 года (https://youtu.be/bPPtUfMCF1Q). Это были пародии на политические события и непривычную тогда, в девяностые, рекламу. Позже, когда мы "развалились", я записал первый рассказ "Капитан Зарук". Рождался он долго.Я полагал что это пустая затея. Куда всё это, кому это нужно? Но образ Зарука  преследовал и "зудил". Пришлось его "родить". Какого-то особенного криминала я в этом не видел. (Это не тот случай, когда Иоганн Вольфганг Гете "родил" "Страдания юного Вертера" и пол-Европы  покончили с собой.)Мой Зарук на такие "высоты" не претендовал.
  Я показал в готовом виде на кассете свои первые мини-аудио-рассказы другу, актёру Андрею Бельскому в Нью-Йорке в 1992 году. Он сказал - ерунда. Потом, через много лет, когда Андрей, безнадёжно больной(БАС), приехал в Москву и друзья наши ЮРИЙ Митник., ВАЦЛАВ Шагинян., СЕРГЕЙ Павлов. оплатили его проживание в гостинице "Украина", а Андрей уже был ограничен в возможности передвигаться, писать он тоже не мог, надо было его как-то.., чем-то  поддерживать. "Сопли" по его болезни он ненавидел, а вот "замутить" чего-нибудь - это только ему дай, мы начали  "литературить", понимая что литературой эту авантюру назвать нельзя, скорее это были радио - скетчи.
  Андрюха духом никогда не падал. Он говорит как-то, вот идея: сидит капитан милиции Зарук в "стакане" на Садовом кольце перед ним ельцинский плакат: "Голосуй или проиграешь", а капитан Зарук философствует о вечном. Начали "бредить".  Фокус был в том, чтобы рассказ получился коротким, как песня и "как жизнь врага", и смешным, как анекдот, НО! Не анекдот! И хронометраж читки чтобы был не более пяти минут.
  Мы начали, дело пошло. Так появилась у нас серия рассказов, я их озвучил в студии у Александра Пинегина, подложили музыку и я стал предлагать проект на радио, процесс был долгим, а Андрею жить оставалось немного. Хотелось Бельского порадовать публикацией. Всем нравилось, многие "начальники" восхищались, говорили коллегам: "Вот как надо!" Но связываться с авторами никто не хотел. А воровали все, кому ни показывал (тогда, в девяностых и в начале двухтысячных воровать идеи, и не только, было нормой, были и те, что "пытались" "присоседиться", что-то поправить, внести "лепту" - уж больно идея нравилась: подсовывали своих редакторов, даже маститых: "печать" некоторых из них осталась на аудио-записях, но мы с Андреем от себя всё равно не отходили, т.е, не изменяли капитану Заруку. Мы верили, что он должен быть таким, каким мы его придумали, каким я увидел его однажды на дороге.
 
   Самым демократичным и открытым оказался Дмитрий Добрынин, ведущий рок-программы на РТР. Потом, где-то в 2005-м, несколько рассказов прозвучали у В.Соловьёва в "Авточасе".
 Про гаишников стали снимать скетчи, попёрло изо всех щелей, идея-то на поверхности лежит. Однажды показал Эдуарду Николаевичу Успенскому, ему  понравилось, пиши, говорит. Но дальше дело не пошло, ауди-сериал (за исключением "Серебряного дождя",- но там требовалось больше политики, злобы дня, но не народной обиды на ГАИ) на радио оказался невостребованным. И тема со временем "прокисла".., сейчас они воспринимаются ретроспективно как-то, но на свежее ухо, как говорят молодые, всё равно - прикольно!

  P.S. Есть положительные сдвиги в результате появления этой "волны негодования" против ГАИ (я называю ГАИ, а не ДПС, как это на долгие годы записано в народной памяти)- на дорогах появились камеры. И пришла другая беда. А деньги потекли в в авшор.
   (...а Андрей Бельский сам был потрясающий рассказчик, в YOUTUBE есть его мемуары в морей редакции - https://youtu.be/0JFkCx8rmag )
               
                А.П.
               

                КАПИТАН ЗАРУК 
               
                ПРО-ЛОХ
    
  Старший смены ГАИ капитан Зарук не был похож на своих молодых коллег и рассуждал он на основании личного жизненного опыта. Его постулаты, реплики, перлы цитировали в отделе. Кто-то из молодых сотрудников записывал его бриллиантовые опусы, или это были слухи, но, во всяком случае ему этого хотелось.  И Зарук совершенствовался в умении наставлять соплеменников по призванию, понимая, что высокая тулия им мозгов всё равно не прибавит. Вот его знаменитые золотые "мазки" на холсте гаишной жизни:

-Сколько камер на дороге не ставь, всё равно мало.

-На дороге ты прав только в одном случае – если ты в танке.

-Зебра и скорость две вещи несовместные.

-На каждое нарушение есть своё правило.

-Дальше едешь- тише будешь. (Это если из милиции выгонят или переведут с понижением - не дай бог!)
Однажды он поймал панка на грязной "копейке". Пальцем по грязной двери у него было накарябано: "Танки грязи не боятся". Зарук повертел ему пальцем у виска и, засовывая трёшку в карман своих  брюк, закончил фразу:
-Танки грязи не боятся. Правильно! Они от неё глохнут.- Так этот "панковский опус" и вошёл в историю.

-Не уверен-не угоняй.- Это сильная вещь. Для хулиганов на прощание. (Или на прощение, когда вопрос уже "улажен" в отделе.)

-Кирпич просто так на дороге не ставят.

-Гвоздь своё колесо найдёт.

-Взятка - это когда тебе дают больше, чем ты стоишь. А бывает, деньги на дороге дают, чтобы вернуться. - Но романтикам Зарук не доверял.

Он всегда учил не совсем трезвых водителей:
- Бывает одна маленькая рюмка большого срока стоит.

- Стыдно смотреть в глаза инспектору - не смотри!"

- Помни сынок: жизнь одна, а прожить надо, как две.
 
  И учил неграмотную "деревенщину":
- Чем должен пользоваться водитель трактора? -  Водитель трактора должен пользоваться «Правилами дорожного движения».

  Когда молодые коллеги часто спрашивали, "как выживать, как брать, брать или не брать" когда кругом одно начальство?  Зарук не щадил своего сердца и учил. Учил их, как будто это были его собственные дети:
- Запомните сынки, хороших водителей не бывает, бывают только добрые гаишники! И логикой шурупить надо. Вот, к примеру, блондинки!

- Почему они аварий совершают меньше? - и, отмахиваясь от табачного дыма, продолжал.- А потому, что блондинок на Земле всё меньше и меньше!
  Аварии совершают -  крашенные! - С женщинами, ссынки, надо аккуратно. Ну, и дальше как? А так:

- Первый штраф - это повод для знакомства. - Конечно, ежели холостой. Не тока ить в деньгах  цель.  А вдруг… мало ли?
 
   Дальше Зарука несло. И молодые гаишники по-тихому «отползали», не радуясь заданным вопросам и понимая, что Зарука из курилки теперь не выкурить. 
  (Зарук с детства не курил: берёг здоровье для службы в ГАИ.) 
 
  И тогда всё его отчаяние и болезнь за дело ГАИ сосредотачивались на последнем, не успевшем улететь в дверь вместе с дымом, молодом прокуренном гаишнике.
   
  Повторялось это периодически раз или два в неделю. Но снова и снова молодые наступали на те же  грабли и задавали коварный вопрос: «брать или не брать?». Зарук не жалел себя и вулкан накопленного  пережитого опыта выплёскивался из глубин его подсознания страстными пёрлами :

- Деньги - последнее прибежище для нарушителя.- Не уставал повторять капитан.- Но помнить надо: лучше жезл в кулаке, чем звезда вдалеке.

- Протоколы писать- не под капотом лазить!

- А для всех столбов Правил не придумаешь!

- Взятка - это преступление за преступление: и это аксиома, тут ведь сколько рублём не крути, клиренс не изменится! (К чему это я?) И ещё, помните:

- Страховка идиоту не помеха.

- Кто сказал, что брать нельзя? И совсем даже не стыдно!  Стыдно, когда видно! Попадаться нельзя! А брать можно! Никогда не доверяй третьим лицам. Только из рук в руки!
 
  Эти золотые мысли Зарука до сих пор не нашли своего места на пергаменте, но Зарук, слыхавший что работа упыря Гитлера, написавшего "Майн кампф" была издана на кожаных листах, говорил сам себе:" Разве ж можно грязным мыслями, что там пергамент,- даже бумагу белую поганить. А тем более кожаное издание. Это же ж можно только для святых книг. Или про ГАИ!
 
  О чудаке - гаишном "евангелисте", ходили разные слухи и сплетни. Говорили, что в прошлом  он деревенский поп-расстрига. Другие, обращая внимание на фамилию, уверяли, что Зарук из бандеровцев, а батька его служил полицаем у немцев. Никто факта этого не проверял. Личное дело Зарука было чистым. И то, что на его участке всегда  всё было шито и крыто, не давало начальству повода усомниться в верности Зарука делу ГАИ. А монашеское прошлое капитана только ещё больше  укрепляло веру руководства в "гаишного евангелиста". А какой пример молодёжи!
 
  К женщинам у Зарука было, как он говорил,- обособленное отношение. Женщин и ГАИ он любил почти одинаково, на первом месте, всё же, было ГАИ. И молодых сослуживцев в этом вопросе он старался поднять на свою высоту.
- К женщинам  внимательное отношение, сынки. - Он выбирал, как обычно, в курилке самого молодого и, обращаясь конкретно к сему субъекту учил других,- вот, ты, к примеру, молодой висельни-ик..., э-это,- повеса, думаешь,- это только женщина любит ушами, а я вам говорю - не только.  Инспектор тоже любить умеет, но - жезлом! Неужели так трудно этой женщине объяснить, что безопасность движения зависит от прокладки между рулём и сидением.
 И ещё. Во время досмотра я всем водилам  категорически запрещаю вынимать из багажника грабли. Плохая примета.
 Одно общее золотое правило для всех и для  народа:

- Сел за руль – уже не прав. Отсюда и пляши…  Делай вывод:

- Пристёгнутый ремень - не панацея от расплаты.

- И ещё, не дай вам бог, конечно, но всегда, водитель должен знать Правила ДД и УК РФ хуже инспектора. Пусть он зарубит себе на носу,

- Не беда,что права куплены, сел за руль - проверь бумажник.

- Сколько правил не учи - всё равно платить придётся. Не можешь? Не хочешь? Выбирай - свобода или совесть!


 
  Быт капитана был прост как правда. Еду готовила Маша, бывшая повариха из ГУЛИТУ и еда была неприхотливая. Гороховый суп с копчёностями. Перловая каша была частым гостем на повседневном солдатском столе. Дом инспектора пах полицейской будкой. Этот государственный дух, к которому Маша давно привыкла, был своеобразным оберегом для неё и детей, покуда Зарук служил на работе. Зарук  мылся  редко. Вовсе не от лени, просто времени не было. И для воды экономия.

- Ничего что тело грязное, - любил он цитировать самого себя, - зато совесть чистая… и рубаха белая!

   Он приходил домой и, как есть, падал и спал до обеда. Даже когда возвращался из засады. Не мылся. Пусть Маша знает, чем пахнут героические будни борьбы с нарушителями. Он приходил по утро, когда Маша ещё спала. Прятал на кухне «Макарова» в банку с горохом, вынимал из карманов мятые трёшки и рубли. Сортировал  их на кухонном столе по ветхости купюр и опять думал о вечном: вот так день прошёл, так и жизнь. Тоже пройдёт. А сегодня есть на колготки Мане и детям на конфеты и слава тебе ГАИ.


                1
               
               
   Стоял тёплый майский день. В такие дни Зарук выбирал места тихие. На рожон не любил. Мало ли на кого в центре можно нарваться: и боссы разные, и КГБ, а тут на кольце покойнее. БывАт, тормознёшь какого-нибудь лоха. Он ещё не знает чего нарушил, а купюру наготове держит.
   Не любил Зарук дальнобойщиков: хрен чо из них выбьешь. И интуристов: языков он не знал.
   Стрелка локатора запрыгала на отметке 95. Капитан вышел из машины.яркре солнце ударило по глазам. Зарук вынул палец из носа и покатал шарик. Щелбанцом попытался сбросить его наземь, но шарик прилип к указательному пальцу. Зарук покатал его нежно, только тогда шарик уступил.
    Прикрыв рукой лицо от солнца, он стал всматриваться в перспективу шоссе, ожидая приближающуюся и замедляющую свой разбег жертву.
    - Опоздал, голубчик,- сказал сам себе удовлетворённо Зарук и слегка приподнял свой гаишный жезл.
   Скрип тормозов смешался с лаем собаки и Зарук увидел сквозь дымчатое стекло «девятки» сначала собачью морду, а за ней стройные загорелые ноги. «Голые, что ли?» - подумал Зарук и, ударив жезлом по голенищу, обошёл машину.
   «А-а-а. Баба. Классная тёлка!» - В эту секунду никаких мыслей в голову Зарука более не поступило.
   - Старший смены ГАИ капитан Зарук! - произнёс грозно инспектор и окно машины приоткрылось на треть, откуда показалась красная книжечка, но в руки инспектора она почему-то не попала, а вернулась обратно к хозяйке. Дама поискала что–то под козырьком и в щели окна появилась другая книжечка, очень похожая на первую. Вот этого Зарук не любил. Не любил, когда перед его носом маячат красными книжками.
   - Это самое...
   - Которое? - не дал развиться мысли инспектора дерзкий женский голос. С фотографии из книжечки смотрела на него ясноглазая блондинка в строгом элегантном пиджаке.
   - Горбачёва Раиса Эрнестовна. - Что-то очень знакомое.- Зарук стал вспоминать и ноги его онемели. Из оцепенения его вывел все тот же голос:
   - Долго ещё? - И, как бы продолжая мысль хозяйки, послышался звонкий собачий лай.
   - М-м-почему собаку СПЕРДИ возите? - оговорился со страху Зарук,- не положено!
   - Это, пожалуйста, к ней. Спросите у неё, почему хозяин приучил сидеть рядом?
   - Хозяин, - помыслил Зарук, - интересно кто? А она что..., дочь или жена? Снизу, вроде, как дочь, - покосился Зарук на обтягивающую кожаную мини-юбку, - А сверху, как жена - не поймёшь, такой у них там разврат!
   И Зарук, прикинув последствия, попрощался с дамой. Хотел было и с собакой попрощаться, да машина, взвизгнув покрышками и пролаяв собакой, уехала.
   А через пять минут инспектор Зарук остановил подвернувшегося под горячую руку велосипедиста с рюкзаком за плечами. Вывернул у него ниппеля, забросил их далеко в болото за обочину и процедил сквозь испуганные очки велосипедисту:
   - Не уверен – не обгоняй!               

                А.Перевощиков. 1992
               
                аудио-версия рассказа - https://youtu.be/SUBvycLYeHs
                рассказ СОН ЗАРУКА слушать - https://youtu.be/eluvRJKPJyw

                повести Бельского смотреть и слушать - https://youtu.be/0JFkCx8rmag