Довлатов

Саша Лукин
Выходит новый фильм «Довлатов». Фильм о писателе, который, как я думаю, спас мне жизнь. Было у меня такое время, когда душа рвалась на части. Мысли всякие в башке появлялись, нехорошие мысли. И попалась мне на глаза книга Сергея Довлатова «Заповедник». Прочитал и… расплакался. Так это ж про меня! Это он про меня писал!

Мне понравилось его отношение к жизни, его лаконизм и самоирония. Умение легко говорить о серьёзных вещах и серьёзно о вещах незначительных.

Видимая простота его мыслей поражала своей глубиной. За юмором и цинизмом скрывалась настоящая боль. И эта боль мне была очень знакома.

Местами его стиль напоминал импрессионизм. Беглыми мимолетными штрихами он рисовал картину, которая в моём воображении имела уже не только вполне четкие очертания, но и запах, и даже звук.

Открывая его книгу, я вступал с ним в доверительный диалог. Сначала это был разговор отца и сына. Я внимал каждому его слову, слушал и запоминал. Со временем это стало напоминать беседу двух старых друзей. Мы говорили о вещах, понятных только нам, и мы не хотели, чтобы нам мешали.

Я был удивлён, что о Довлатове не сняли ещё ни одной картины. Но вот появился «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина. И я понял, что действительно, настал конец прекрасной эпохи. Довлатова стали ИГРАТЬ.

Образы, которые сложились у меня в голове, рушились и заменялись бесцветными картонными персонажами отечественных сериалов (одна Светлана Ходченкова чего стоит). Я не узнавал своих героев. Создавалось впечатление, что кто-то надругался над тем, что мне дорого.

И вот теперь выходит новый фильм. Его снял Алексей Герман-младший. Я не знаю, что там получилось. Возможно, шедевр. Хотя наличие Ходченковой заставляет в этом сильно усомниться.

Я убежден, что о Сергее Довлатове должны знать люди. Но стоит ли снимать о нём фильмы? Не знаю. На мой взгляд, самый хороший способ познакомиться с писателем – это прочитать его книгу.