О родословной

Александр Щербаков 5
Четыре с половиной  года назад, когда я перенес обширный инфаркт миокарда,  лишился возможности  вести активный в физическом плане образ жизни.  Но у меня оставалась возможность вести переписку со своими родственниками,  и я решил осуществить свою давнишнюю мечту – создать генеалогическое древо своего рода. Фрагменты этого древа у меня были в «Семейном Альбоме»,  но мне хотелось поискать другие веточки, учитывая, что мои предки были многодетными и разбрелись по всему свету.  Я вспомнил, как много лет назад, еще школьником, бывая проездом в Николаевске-на-Амуре, смотрел древо, которое нарисовал муж моей кузины Лёня  Залесский, который о многом расспросил у старых бабушек из родни.  Для этого он приспособил географическую карту, которую весят на стены. И на обратной стороне этой карты и рисовал древо. Мы разувались и лазили по этому древу на карте вместе с ним, и он показывал, кто от кого родился.

Но в век компьютеризации и Интернета рисовать от руки древо нонсенс. Есть много всяких программ, но все те, с которыми я вначале познакомился, позволяли нарисовать небольшое древо, на семью с небольшим количеством родственников. Разве что прямые предки и потомки умещались на них. Но нашлась незнакомка, которая хотела у меня узнать о своей родственнице и моей наставнице Бацуновой Е.Д. И она подсказала координаты семейного сайта MyHeritage, на котором можно разметить сколько угодно веточек своего генеалогического древа. Что я и сделал. На подготовительную работу у меня ушло два года, а поместить всех найденных родственников  на нужные места – меньше двух месяцев.  Но так представьте, мне надо было  занести в древо  все имеющиеся данные на  1046 родственников, у 498 из которых есть  фотографии. 

Теперь в этот семейный сайт могут заходить только те люди, кто внесен в список и есть на сайте. Они получают от сайта приглашение на свой E-mail, и если хотят, могут показать свое древо любому человеку.  Но если кто-то из моих дальних родственников тоже ведет свое древо в этой программе, то сайт позволяет соединить эти веточки, если находятся совпадения одних и тех же людей. Так, я присоединил почти 50 родственников, когда обнаружилось, что племянник моей бабушки Бондаренко Ульяны Григорьевны тоже ведет древо на этом семейном сайте. И теперь  его веточку присоединилась к моему древу,  а он может познакомиться со всем  моим древом.

При работе над семейным сайтом я столкнулся с таким обстоятельством, что в России в обычных семьях знают лишь три поколения старше себя и примерно столько же младше. Поистине «Иваны, не помнящие родства». А в той же Европе люди знают своих предков за много поколений, даже веков и чтут их.  Ученые говорят, что это связано с тем, что там имущественные отношения имеют давние традиции, и самый отдаленный родственник может получить какую-то долю наследства.

Теперь давайте порассуждаем о генеалогии.  Вот что пишет об этом Википедия.

Родословное, или генеалогическое древо — схематичное представление родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» — представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» — различных линиях родословия, известные его потомки — «листья» (настоящий пример иллюстрирует древо «нисходящего родословия», каковые являются наиболее распространёнными); но зачастую, если она, роспись, не стилизована в виде дерева реального, что было очень распространено в прошлом, схема представляет родословное древо в перевёрнутом виде, когда родоначальник располагается в верхней части таблицы. Генеалогическим или родословным древом также называют представление восходящих или нисходящих родословий и генеалогических таблиц вообще — всем этим занимается генеалогия (родословие).
Круговая таблица представляет собой частный и редко используемый вариант менее распространённого — «смешанного восходящего родословия» (от лица — в центре, по материнской и отцовской линиям — к предкам). Такие таблицы чаще встречаются во французской и английской генеалогии. В центре круга размещается лицо, предки которого изучаются, второй (внешний) круг делится пополам, в нём указываются отец и мать, третий, концентрический круг делится на 4 части, в них записываются бабушки и дедушки и т. д.
Следует отметить, что в русской генеалогии прямым считается родство исключительно по мужской линии, «от отца к сыну нисходящее»; эта норма хорошо иллюстрируется статусом принадлежности к дворянскому сословию, которое не наследовалось по линии матери, то есть предки и потомки по материнской линии не пребывают в прямом родстве (она является единственным и последним по своей линии прямым потомком), однако в эпоху «матриархата» потомки по материнской линии пребывали в прямом родстве. Неслучайно существует выражение «род пресёкся», что подразумевает, прежде всего, отсутствие сыновей.
О значении термина
Получившее довольно широкое распространение использование слова «дерево» вместо традиционно употреблявшегося и имеющего полноценное значение в настоящее время — «древо», считается искажением профессионального тезауруса и девальвацией общепринятых норм языка прикладной исторической дисциплины, каковой является генеалогия, а не только корпоративного — арго родословов. Настоятельная потребность сохранения традиции объясняется не только «декоративными» соображениями, а и вполне утилитарными и — довольно просто: интегральные, междисциплинарные особенности настоящей науки (сочетание в исследованиях обращения к весьма разнородным по жанровой принадлежности источникам), подразумевают не только свои нормы цеха, но и опасность соседствования искажённого термина с омонимом. Кроме того, это ещё один пример обеднения и без того донельзя «усохшего» языка, переполненного не только всепроникающим жаргоном, но и совершенно неоправданными, чуждыми оборотами.

Обогатившись теоретическими знаниям, мы можем представить, что в идеале хорошо бы узнать, кто является основателем нашего рода, или фамилии.  Вот о себе знаю, что родоначальник большой фамилии Щербаковых, которые обосновались на берегах нижнего Амура во второй половине 19 века, является Сергей. Он прибыл в эти места в составе первопроходцев, который привлек на Амур сын декабриста Волконского Михаил,  и основная масса первопроходцев была из Иркутской губернии и Забайкалья,  где и отбывал ссылку отец Михаила декабрист князь Волконский.  В честь Михаила Волконского на берегах Амура появились названия сел – Больше-Михайловское, Средне-Михайловское, Мало-Михайловское, Серго-Михайловское.  И мой прадед Сергей Щербаков – один из основателей села Больше-Михайловское на высоком правом берегу Амура.  Село было большое, имела церковь, где в церковно-приходской книге есть записи о рождении моего деда Ивана Сергеевича, о бракосочетании его  с моей бабушкой Клавдией Вершининой, о рождении всех их детей в количестве 7 человек, из которых до взрослого состоянии доросли 5.  Есть у меня свидетельство и о регистрации в этом приходе даты рождения  моего отца Щербакова Константина Ивановича.

Занимаясь родословной, я связался с несколькими моими родственниками, которые не только помогли более детально нарисовать древо, но и рассказали многое о быте тех лет, о том, кто и как жил из моих ближайших родственников – тети Соня, Александра и Ольга, и дядя Георгий Щербаковы. Узнал я и о количестве детей у двух других братьев Ивана – Михаила Сергеевича и Гавриила Сергеевича Щербаковых, об их дальнейшей судьбе.  Все это не только позволило мне расширить мои личные познания о наших предках, но теперь и мои потомки будут знать намного больше, чем знало наше поколение.  Вот мои внуки уже знают членов нашей семьи за семь поколений. Именно столько и рекомендует наука о генеалогии. 

Естественно, изучая свое древо, я составил и древо по линии моей мамы, урожденной Пастернак Александры Степановны.  Её отец Степан Васильевич в начале 20-х годов ХХ века взял в жены Бондаренко Ульяну Григорьевну.  Обе семьи, и Пастернаков и Бондаренко, были многодетные, и не изменила этой традиции и семья Степана Васильевича, у которых появилось 7 детей, и моя мама была самой старшей.  Естественно, что в моем древе появились все эти родственники – мои дяди и тети, а так же их дети, т.е. мои кузены, и также внуки – мои внучатые племянники.

Третья веточка, которая полностью отработана лично мной, это все родственники по линии моей первой жены, матери моих детей, в девичестве Ткачевой Людмилы Павловны.  В этой веточке я узнал всех родственников жены, включая прабабушек и прадедушек по линии её отца, Ткачева Павла Филипповича, и матери, Демченко Татьяны Иосифовны.  И конечно, в древе появились веточки всех последующих поколений Ткачевых и Демченко.

Эта работа захватила меня, и у меня появилась очень заинтересовавшаяся этим процессом кузина – Шмаленная Ирина, в девичестве Коновалова. Она из веточки одного из трех братьев Щербаковых, которые народились на берегах нижнего Амура, старшего - Михаила.  Я очень благодарен Ирине, которая отработала всю веточку своего деда,  и нашла много старых, если не сказать, древних фотографий, и своего деда, и многих родственников. И теперь она имеет в нашем древе полноценную ветку своей родословной.

А вот по веточке еще одного брата – Щербакова Гавриила Сергеевича, пришлось потратить больше всего сил.  Не проявили никакой активности ни мой кузен и школьный друг Ян Щербаков, ни его дети, ни его сестра. Буквально клещами пришлось выуживать у них сведения о родственниках, о которых они помнят.  Но все же удалось составить довольно полное древо и их родословной.

Честно скажу, меня несколько разочаровывает отношение  большинства моих родственников к проделанной мной работе. Они вполне удовлетворяются знанием ближайших своих родственников, включая дедушку и бабушку.  Удивляет, что не интересуются своим корнями уже зрелые люди, наши с Ириной ровесники, тем, кому уже за 60 лет.  Неужели люди живут  только настоящим и ничего больше их не интересует. Один из моих родственников, мой ровесник, заявил, что я ушел в историю, слишком много интересуюсь прошедшими годами.  Но, во-первых, без знания своей истории, и страны, и своего рода, мы снова будет допускать те же ошибки,  что и наши предки. И не такие уж далекие.  Но об этом у меня будет другой материал.  А, во-вторых, я не могу сказать, что мои изыскания в истории нашего рода,  моей малой родины бесполезны.  С огромным интересом многие мои земляки и не только знакомятся с моими материалами и на страницах литературного сайта Проза.ру, но и в  изданных мной двух книгах по этой тематике. И, в-третьих, но могу сказать, что мало активен в сегодняшней жизни нашей страны, по крайней  мере, мои друзья на сайте «Одноклассники»  об этом знают.

Еще до написания своего генеалогического древа я оформил «Семейный альбом» под впечатлением от песни в таким названием, которую исполняет Эдита Пьеха с дочерью Илоной Броневицкой и внуком Стасом Пьехой.  И в этом альбоме появилось и древо из трех фамилий – Щербаковы, Пастернаки и Ткачевы, и многочисленные фотографии всех родных с небольшими описаниями их жизни и места жительства.  Думаю, такие альбомы есть во многих семьях, так что плясать в составлении своей родословной есть откуда.  Вот мне и хочется заинтересовать всех желающих составить свое генеалогическое древо, за которое ваши потомки будут вам благодарны.