Тыквенный сок

Жанна Дарк
       В моём детстве в продуктовых магазинах продавались фруктовые соки на разлив.   Они были разлиты в стеклянные резервуары конической формы.   В эти резервуары их переливали из больших банок или коробок.      
     Такой разлив сока был  хорошим  «подспорьем» для продавцов - всегда можно было разбавить сок. А чумара - это татарское слово -  оставалась в кармане.    Правда, не любой сок можно было разбавить. Легко было разбавлять яблочный сок, виноградный, берёзовый.  А вот грушевый, персиковый,  или  тыквенный  - разбавить было нельзя, потому что они были с мякотью. 
     И цена сока была разной. Например, виноградный стоил двадцать копеек, яблочный - восемнадцать, а тыквенный стоил всего одиннадцать копеек.  Это был самый дешёвый сок.               
       И вот однажды, зайдя в магазин, я решила выпить стакан яблочного сока.Я подошла к прилавку, но меня опередила   старушка.  Дети не очень правильно могут определять возраст.  Старушка  мне показалась очень-очень старенькой.  Наверное, ей было уже под девяносто.
      -Дочка, - обратилась старушка к продавцу.  – Налей-ка мне, пожалуйста, стаканчик тыквенного сока.   
        Я не любила тыквенный сок, мне он казался невкусным.  И удивилась, почему   старенькая посетительница выбрала именно его.  Но потом подумала:
      -Может быть, она выбрала этот сок, потому что он самый дешёвый?           
        Из моих размышлений меня вывел голос продавца.
      - Сейчас, сейчас,  - вежливо ответила молодая продавщица.  - Сейчас, бабушка.  – Вот, держите, - сказала она и протянула старушке стакан тыквенного сока. 
    Та осторожно взяла стакан морщинистыми натруженными руками  и начала медленно пить.  Она не пила этот тыквенный сок, она его смаковала маленькими-маленькими глоточками.    Казалось, всё её лицо расцвело,  а морщинки разгладились.  Когда же она проглатывала маленький глоточек, то жилки на её шее сопровождали это движение.   
      Старушка держала стакан и пила этот драгоценный напиток,  как будто в последний раз.  Я стояла, как заворожённая,  смотрела на неё и не могла оторвать глаз от этой картины. Она же не замечала меня, а я забыла зачем пришла в магазин.
      - Да,  - думала я, -  конечно, старушка купила этот тыквенный сок, потому что на более дорогой у неё не было денег.  Может быть, я ошибалась, но тогда я думала именно так. 
Грустно. Очень грустно, что вот так заканчивается жизнь с последним стаканом тыквенного сока…