Из разных суфийских источников

Кузьма Калабашкин
В зеркале, как известно, всё наоборот. Но без зеркала мы никогда не увидим самого себя.
*

Пытаясь познать причины, я стучал в дверь. Дверь открылась.
Тут-то я и понял, что стучал изнутри.
*

Невозможно понять Любовь. Невозможно ее создать или научиться ей. Можно только перестать ей сопротивляться
*

Ты еще не знаешь, что свет, который освещает мир - это твой собственный свет.
*

Однажды Насреддина стали упрашивать прочитать проповедь.
Насреддин долго отнекивался, но люди не отставали.
Наконец Насреддин взобрался на минбар и обратился к верующим с такими словами:
- Добрые люди, знаете ли вы, о чем я буду говорить?
- Нет, - ответили добрые люди, - мы не знаем.

Тогда Насреддин сошел с минбара и пошел  домой со словами:
- Коли уж вы такие невежды, то нечего на вас и время тратить.

На другой день Насреддин пришел в мечеть, поднялся на минбар и обратился к собравшимся с тем же вопросом. Люди посовещались между собой и в один голос ответили:
- Конечно, знаем.
- Ну, раз вы сами все знаете,- сказал Насреддин, - то мне и рассказывать вам нечего.

Он отправился восвояси, а слушатели решили ответить в следующий раз, что одни знают, о чем пойдет речь, а другие не знают, - чтобы Насреддину пришлось все-таки сказать что-нибудь.

На третий день Насреддин опять поднялся на минбар и повторил свой вопрос.
Слушатели закричали, что одни знают о чем он будет говорить, а другие - нет.

Тогда Насреддин сказал:
- Ну и прекрасно. Тогда пусть те, кто знает, расскажут тем, кто не знает.
*

С научной точки зрения, дух и материя совершенно различны.
С философской точки зрения, они составляют одно. Дух и материя различны, как различны между собою вода и снег.
Однако вода и снег вовсе не различны, ибо снег – это тоже вода.
Когда колебания духа становятся более интенсивными, он обращается в материю. А когда колебания материи становятся неуловимее, она обращается в дух.
Для суфия в начале его обучения желательна духовная жизнь, а когда он достигает ее, материальная и духовная жизнь теряют для него всякое различие.
*

Урус-дервиш, поэт-бродяга
по странам мысли и земли.
Как без тебя в поэтах наго.
Как нагло звук твой расплели.

Ты умер смертью всех бездомных.
Ты, ПредЗемшара, в шар свой взят.
И клочья дум твоих огромных,
как листья, по свету летят.

(с) С.Городецкий. Велимиру Хлебникову
*

Некий юродивый, повстречал как-то Харун ар-Рашида.
- Откуда ты идешь? - спросил халиф.
- Из ада, — немедля ответил юродивый.
- И что же ты там делал?
Юродивый объяснил:
- Нужен был огонь, ну так я и решил спросить, не поделятся ли они огнем со мной.
Но их предводитель сказал: - Мы тут огня не держим.
Я, конечно, спросил: - Как же так?
Он ответил:
- Говорю тебе, нет здесь огня, каждый приходит со своим собственным.

*
Ходжа Насреддин обратился к толпе со словами:
- Люди, хотите ли вы знание без преодоления трудностей, истину без заблуждения, достижение без усилия, продвижение вперед без жертвы?
Все закричали: - Хотим, хотим!
- Чудесно, — сказал Насреддин. - Я тоже хочу, и если я когда-нибудь узнаю, как это сделать, то с удовольствием сообщу вам.
*

Вседержитель создал ангелов и наделил их разумом, и Он создал животных и наделил их страстями, и Он создал человека и наделил его как разумом, так и страстями.
Тот, у кого разум преобладает над страстями — выше ангелов, а у кого страсти преобладают над разумом — ниже животных.
*

Суфии не оставляют этот мир и не считают, что необходимо избавиться от обычных человеческих желаний. Они лишь усмиряют те вожделения, которые противоречат религии и здравому смыслу.
Они не отбрасывают всё мирское, но и не гоняются самозабвенно за ним. Скорее, они знают истинную ценность и назначение всего земного. Они сберегают столько, сколько необходимо. Они едят столько, сколько надобно для поддержания здоровья.
Они питают свои тела и одновременно освобождают свои сердца. Бог становится точкой сосредоточения, к которой тянется всё их существо. Бог становится предметом их постоянного созерцания и восхищения.
*

Не причиняй людям зла, а в остальном поступай, как знаешь: согласно нашим религиозным законам, нет иного греха, кроме этого.
*

Тот, кто ищет Бога посредством чего-либо, кроме себя самого, никогда Бога не достигнет.
*

Ученик сказал учителю: - Что мне делать? Множество людей навещает меня, причиняя тем самым изрядные неудобства. Своими приходами и уходами они отбирают у меня драгоценное время.
Учитель ответил: - Дай денег взаймы тем из них, кто беден, и попроси что-нибудь у тех, кто богат. Они больше не появятся.
*

Пожертвуй собой, а иначе не трать свое время на нелепые разговоры о суфизме.