Название камня как бренд изделия. Торговые названи

Марина Николашвили
.


   Торговое (коммерческое) название ювелирного камня   часто не совпадает с научным определением, да и «называется» совсем другим, тоже известным камнем,   потому как  торговое название камня   часто – маркетинговый ход.
    Но всегда ли это плохо? Мы покупаем серьги, кольца, браслеты и другие, приятные женскому сердцу, ювелирные изделия не так часто, как хотелось бы. Что нас привлекает? Во-первых, красивый внешний вид изделия, камня – дизайн, работа. Во-вторых, привлекательная, доступная цена, наличие данной суммы в данный момент времени. В-третьих, звучное, солидное, богатое название (сравни: перстень с рубином, кулон с изумрудом). В - четвертых, это бесспорно сведения, знания, предположения о лечебных, магических свойствах камня. Можно и дальше перечислять, но и так понятно. Что ювелирное изделие, а вместе с тем и камень - ценность.
     Первоначально при назывании камней учитывался физический признак камня – цвет, потому в Древней Руси дорогие камни называли яхонтами. Яхонт красного цвета - рубин, яхонт синего цвета - сапфир и все красивые камни синего цвета, внешне похожие на сапфир. Камни обычно красного цвета, но менее дорогие имели названия карбункул, лал. К ним относили камни, которые мы сегодня называем гранатом, шпинелью.
   Если проанализировать названия  камней, которыми мы восхищаемся, то это достаточно небольшой список. Но любое  название  (синоним: наименование, номинация)  камня из этого списка  –  звучное  и приятное, знакомое  и прекрасное, говорящее о камне как о бренде  ювелирного изделия  как  выгодного  товара.
 Популярно название агат, имеющего различную окраску  и рисунок. Торговые названия «агата» указывают:
 на цвет –  агат мясной (яшма), агат пурпурный (фиолетовый кварц), агат серебряный (яшма);
 на рисунок – агат деревянистый (окаменелое дерево), агат ситцевый (яшмовая горная порода), агат стеклянный (везувиан). Иногда красивый камень имеет торговое название, указывающее на географию. Здесь в первую очередь идет акцент на стоимость камня и  на его качество. Так,  обсидиан имеет торговое название агат исландский (география), агат королевский (качество), а кахолонг называют агат калмыцкий.
Множество торговых названий имеет бесцветный кварц. Кварц внешне похож на алмаз, поэтому его и называют алмаз, но в роли прилагательного выступают названия местности: алмаз альпийский, алмаз арабский, алмаз колорадский, алмаз сибирский и пр.
Здесь стоит отметить, что алмаз восточный –  бесцветный кварц, полученный на Востоке, алмаз западный – бесцветный кварц, полученный на Западе, но есть алмаз – алмаз восточный  и алмаз западный (разница в цене, первый более дорогой, тоже торговый подход!).
Синтетические камни  –  камни, полученные синтетическим путем  –  имеются в массовой торговле в большом количестве. Все они имеют красивые торговые названия: адамит (синтетический корунд), акваджет (синтетическая шпинель), гранатовый цвет (синтетический корунд), игмеральд (синтетический изумруд), изумруд Жильсона (синтетический изумруд), перунит (синтетический кварц).
Камни, имеющие искусственное происхождение (синоним: имитации) имеют собственные торговые названия: бирюза венская, бирюза гамбургская, жемчуг бургуньонский – по месту производства;  изумруд соуде.
Но встречаются примеры, которые демонстрируют, что торговое название уступает геммологическому названию. Например, торговое название алебастр восточный и алебастр алонский имеет мраморный оникс. В литературе часто встречается именно мраморный оникс (хотя по природе -  это не оникс) - указание на оригинальный рисунок, похожесть на мрамор.
На Руси всегда была любовь к красному камню. Торговое название с существительным «рубин» имеют большое количество камней (гранаты, шпинели, топазы). Интересны названия рубин горный (гранат), рубин дикий (гранат), рубин ложный (флюорит). Рубин желтый (шпинель) – указание на ценность камня (рубин) и на цвет (жёлтый). Рубин женевский - торговое название синтетического корунда. Рубин сибирский – название турмалина подчеркивает цвет, ценность и географию.
 Большое количество торговых названий камня имеет существительное «топаз». На ценность камня указывают названия: топаз драгоценный (корунд), топаз королевский (корунд или кварц). Есть названия, указывающие на цвет камня: топаз гиацинтовый (циркон), топаз дымчатый (дымчатый кварц), множество названий с указанием местности: топаз индийский / испанский / невадский / саксонский и пр.
 Название группы  граната  выражено словосочетаниями: хризолит русский, хризолит сибирский – указание на происхождение и на бренд камня.  Алмаз сибирский (бесцветный кварц), алмаз уральский (фенакит, топа, кварц),  изумруд вилюйский (везувиан) -  торговые названия  красивых российских камней.
Лексему «ложный» имеют: хризолит ложный (текстит), топаз ложный (кварц, флюорит), сапфир ложный (флюорит, кордиерит), рубин ложный (флюорит), изумруд ложный (флюорит), аметист ложный (фдюорит).
 Устаревшие названия: игмеральд  (синтетический корунд), смарагд восточный (корунд), смарагд медный (диоптаз), аквамарин сиамский (голубой циркон).
На блеск и переливчатость камня указывают названия: александрит голубой (сапфир с александритовым эффектом) ср.: александрин (синтетический корунд, шпинель).
На химический состав камня  сподумен указывают торговые названия: аметист литиевый, изумруд литиевый, смарагд литиевый. Таких названий немного, можно назвать ещё изумруд медный ( диоптаз), изумруд никелистый (заратит).
Похожесть на кровь, мясо отражается в называниях: агат мясной (яшма), кровь лопарская (эвдиолит). Похожесть на кость бирюза костяная (одонтолит).
Бледность, ненасыщенность цвета: бирюза бесцветная, сапфир водяной (кордиерит).
На ценность и красоту камня  –  уральского граната указывает лексема «вечерний».  Изумруд вечерний (хризолит) благодаря тому, что  хризолит обладает эффектом при искусственном свете быть похожим на изумруд.
Маркетинговый подход при назывании ювелирных камней опирается на  географию, цвет (насыщенность, блеклость), рисунок, похожесть на дорогой аналог.
Двойственность цвета присутствует в названии   камня: аметист-баззальтин (берилл),  гиацинт-топаз (корунд или циркон).
Многочисленные торговые наименования присваиваются исключительным экземплярам полевого шпата, агата, кварца и других камней, которые имеют похожесть на глаза птиц и животных. В торговле встречаются наименования со словом  «глаз»: бычий, волчий, зебровый, кошачий, львиный, рыбий, рысий, совиный, соколиный, тигровый, ястребиный.
Выводы:
1. Торговое название недорого камня состоит из лексемы, обозначающей более дорогой с добавление определения.
2. Научное название камня имеет иногда сложное геммологическое или минералогическое название, которое в маркетинговых целях меняется на поэтическое название.
3. Географический район добычи или оптовой продажи камня иногда связан с качеством камня. Например, лучшие камни получают на востоке/ западе, отсюда в названии могут присутствовать определения западный/ восточный:
4. Многие русские названия камня имеют длительную историю. Так термин раухтопаз (синоним: дымчатый топаз) применяется для обозначения дымчатого кварца  с 18 века.
5. Определения  камня: « уральский», «сибирский», «русский» дают указание на место добычи, а иногда подчеркивают исключительное качество камня  (в сравнении с камнями, добытыми на других месторождениях).
Красивые, громкие, звучные названия присваиваются искусственным и синтетическим камням.