В начале третьего тысячелетия новой эры перед человечеством возникла дилемма: либо деградировать и погибнуть в ближайшие десятилетия в глобальной экологической катастрофе, либо коренным образом изменить своё отношение к природе. Переход от антропоцентризма к геоцентризму и оценка человеком себя не как "царя природы", а как одного из элементов биосферы являются одними из жизненно необходимых задач современной цивилизации. Пришло время восприятия каждым человеком планеты Земля, среды обитания человечества как собственного дома, квартиры, комнаты и даже как собственного тела!
Благодаря имеющимся сейчас возможностям перемещения и коммуникации окружающий человека мир неумолимо уменьшается, локализуется в ощущениях людей до размеров протянутой руки. Человечество стало не только геологическим фактором формирования ландшафта и климата Земли, но и определяющей силой её существования вообще. Люди реально в считанные дни могут погубить всё живое на планете и даже разрушить её.
В результате человеческой деятельности за последние 50 лет было уничтожено более 90% всех мировых запасов крупной рыбы и 70% мировых лесов. Двадцать два процента известных рыболовных районов океана предельно истощены или перегружены интенсивной эксплуатацией, а еще 44% находятся на грани истощения. Около 30% оставшихся на Земле лесов раздроблены на части и вырубка в них идет со скоростью 130 квадратных километров в год . Ежегодно химическая промышленность выпускает более 100 миллионов тонн 70 000 различных органических соединений, и ежегодно к ассортименту добавляется около 1 000 новых веществ. Лишь малая доля этих химикатов достаточно проверена на безвредность для человека и окружающей среды. Погибли 45 тысяч озёр…
За последние 50 лет человек уничтожил четверть всех видов птиц, 11 % остальных — на грани вымирания. Вымирание, кроме того, угрожает 18 % видам млекопитающих, 5 % рыб и 8 % видов растений. В общей сложности 30% всех известных ресурсов планеты израсходованы, тем временем население планеты неуклонно растет.
Если 200-300 лет тому назад выбросить мусор за дверь своего дома или двора было практически незаметно для местообитания человека, - всё равно как в никуда, - то сейчас такие действия приводят к необратимым изменениям окружающей человека экосистемы. Людей стало слишком много – за время жизни современного человека численность населения возросла в три раза, - давление материальной культуры на природную среду всё больше превышает возможности её воспроизводства.
В этих условиях экологизация как естественно-научного, технического образования (химическая экология, инженерная экология, космоэкология и т.д.), так и экономических, социальных (эконология, экология человека, энтоэкология и т.д.) дисциплин, становится одной из важнейших и актуальных проблем.
Под "экологизацией" подразумевается процесс последовательного усвоения людьми экологических знаний, законов о функционировании и развитии экосистем различных масштабов, воспитание у людей экологической культуры начиная с детского сада и непрерывно продолжая на всех уровнях образования и технологической деятельности.
Экологическое образование и экологическое окультуривание всех видов природопользовательской деятельности человека сейчас стало важнейшей общечеловеческой задачей с целью максимального предотвращения отрицательных антропогенных воздействий на окружающую среду.
Стало очевидным практически всем образованным и ответственным людям на всех управленческих уровнях, что, если сохранятся современные темпы социально-экономического развития общества при прежнем отношении к природе, то в ближайшие десятилетия произойдет глобальная и необратимая экологическая катастрофа, что приведёт к гибели всего человечества. Это можно предотвратить только путём всеобщего экологического образования и внедрения экологической культуры.
Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и воспитания личности, направленный на формирование ценностных критериев, поведенческих норм, специальных знаний и практических навыков по сохранению окружающей среды, рациональному природопользованию и минимизации экологических рисков при эксплуатации природных ресурсов.
Необходимость и обязательность экологического образования для формирования культуры в самом широком смысле этого понятия и экологической культуры, в особенности, каждого человека отражены в ряде международных документов, посвященных охране окружающей среды (например, в документе Конференции ООН по окружающей среде и развитию «Повестка дня на XXI век» (Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г.) и закреплены в России в ряде законов, постановлений, указов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации : положениях Конституции Российской Федерации , федеральных законов от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" .
Так, в статье 71 Закона «Об охране окружающей среды (с изменениями на 28 декабря 2016 года) (редакция, действующая с 1 января 2017 года)» говорится: "В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма."
А в статье 74:
"1. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации…, средствами массовой информации, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность…".
Овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, должно обеспечиваться обязательным преподаванием основ экологии.
Кроме того, этот закон требует, чтобы руководители министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций и иные должностные лица, связанные с деятельностью, оказывающей вредное влияние на природу и здоровье человека, имели необходимую экологическую подготовку.
Преподавание основ экологии в учебных заведениях, к сожалению, часто подменяется чтением курсов по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. Эти дисциплины должны входить в программу профессиональных дисциплин для средних и высших учебных заведений в соответствии с профилем их специальности. Важнейшими целями экологического образования являются овладение экологическими знаниями, умениями и навыками и формирование экологической культуры у всех специалистов, в той или иной мере влияющих на состояние окружающей природной среды.
Что такое "экологическая культура"? Существуют различные подходы к тому, что понимается под экологической культурой. Например, в отечественной юридической литературе экологическая культура определяется как "совокупность экологического сознания и экологического поведения человека, способ организации и развития жизнедеятельности в системе ценностных ориентаций и экологических норм взаимодействия с окружающей средой на основе экологических знаний, навыков и умений" . Можно определить экологическую культуру как действующую систему ценностей, норм, знаний, навыков и институтов, определяющих характер практических отношений человека и общества с окружающей природной средой. Можно дать наукообразное, описательное определение: это составная часть общей культуры человека, определённая система социальных правил, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, определяющих гармоничное, устойчивое сосуществование людей и природы.
Понятней и конкретней экологическую культуру можно определить как такую совокупность человеческих ценностей, согласно которой человек свой подъезд, дом, двор, улицу, город, страну, континент, всю Землю и космос воспринимает, ощущает, относится к ним, как к собственной квартире, комнате, постели, одежде. Когда на инстинктивном уровне самосохранения у человека не поднимется рука выбросить из окна квартиры, автомобиля, корабля обёртку от конфеты или жвачки, пластиковую бутылку, оставить за собой мусор на улице, в лесу, на озере, слить отходы производства в реку… Экологическая культура должна стать элементом нравственности и морали каждого человека человека.
В правовой системе Российской Федерации нет отдельного закона "Об экологической культуре" и на федеральном уровне не дано специального законодательного определения понятия "экологическая культура". 13 июля 2001 г. на рассмотрение Государственной Думы был внесен проект федерального закона № 90060840-3 "Об экологической культуре" .
В законопроекте предполагалось регулирование отношений органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, возникающих в процессе деятельности по формированию в обществе экологической культуры. Было предложено следующее определение экологической культуры: "экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающая систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой, преемственно формируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека".
Однако в 2009 году законопроект был отклонен Государственной Думой.
Почему?
Тем не менее, идея принятия закона об экологической культуре периодически обсуждается в экспертных кругах на различных уровнях. В ряде субъектов Российской Федерации (Архангельская, Воронежская, Калининградская, Орловская, Владимирская, Иркутская, Костромская и Ленинградская области, Краснодарский край, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра) приняты законы об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения региона. Законы устанавливают правовые, организационные и экономические основы осуществления экологического образования, просвещения населения, создают условия для формирования его экологической культуры, определяют полномочия органов государственной власти в указанной сфере, а также дают определение понятия "экологическая культура".
Создание благоприятной для устойчивого развития общества экологической ситуации в России во многом зависит от эффективной государственной и региональной политики экологического образования населения. Для этого необходима реализация , по меньшей мере, следующих основных принципов:
1. гарантированность приобретения каждым гражданином экологических знаний;
2. обязательность и приоритетность экологических знаний в системе образования на всех его уровнях;
3. открытость в вопросах реализации государственной политики в области экологического образования;
4. унификация методологии формирования экологической культуры.
В экологическом образовании, как и в любом другом, можно выделить три основные группы вопросов, решение которых обеспечит наиболее качественную подготовку специалистов любых общественно значимых направлений нового экокультурного уровня:
1. Что преподавать и чему обучать?
2. Каким образом это делать?
3. Кто должен обеспечивать процесс экологического образования?
В настоящее время человечество большую часть сил и средств тратит на преодоление, ликвидацию вредных последствий нерациональной и недальновидной хозяйственно-экономической деятельности. Во многом это обусловлено тем, что в экологическом образовании населения (особенно на первых его уровнях) центр внимания чрезмерно смещен на изучение следствий, а не причин, приведших к этому.
Такой подход существенно затрудняет выбор и реализацию наиболее эффективных путей гармонизации взаимоотношений между человеком и естественными экосистемами. В этой связи стоит вспомнить довольно ортодоксальное утверждение американского эколога Р. Риклефса ( «Основы общей экологии», М., 1979) о том, что человеку в большой степени следует предъявить обвинение в том, «что он не сумел с должным вниманием отнестись к законам, лежащим в основе экономики природы», а вовсе не в загрязнении окружающей среды своими отходами производства. Хотя…
В Подмосковье проживают менее 5% населения России, а мусора производят более 20% от всероссийской мусорной кучи. Общее количество отходов, ежегодно закапывающихся на территории Московской области - 10 миллионов тонн. И если почти половина промышленных отходов перерабатывается, то бытовой мусор перебирается менее 1%!
Одной из основных проблем современного экологического образования следует признать формирование у населения системного понимания взаимосвязи явлений, процессов, происходящих в природе и в обществе, законов развития и устойчивого функционирования биосистем разного уровня организации (от отдельных особей, в том числе и человека, до биосферы и ноосферы), целей существования человечества на Земле. При этом необходимо давать представления как о закономерностях устройства физической, химической и биологической составляющих окружающей среды, так и способствовать пониманию социально-экономической обстановки в современной России и конкретных регионах, а также тенденций развития общества.
Основная цель экологического образования должна состоять не только в овладение набором экологических знаний, умений и навыков, но и в значительной степени в формировании экологического мышления, мировоззрения, экологической культуры у населения.
Экологическая культура должна обеспечивать органическое восприятие и системное усвоение всей совокупности духовных ценностей, норм, отношений, которые способствуют обеспечению устойчивого развития биосферы и человечества как её составляющего компонента. Становится все более очевидным, что преодоление экологического кризиса невозможно без экологического «окультуривания», воспитания экологической нравственности населения.
Стержнем экологической культуры и нравственности должно стать ответственное отношение каждого человека к окружающей его природной среде, в том числе и к себе, которое возможно только при осознании экологически о предопределённых границ производства, потребления и поведения. Понимание того, что окружающий нас мир, включая и само человечество, его развитие и существование взаимозависимы, неразделимы и представляют собой целостную единую систему, должно стать основой (парадигмой) любой человеческой деятельности.
Остальные выделенные нами проблемы экологического образования являются более сложным и менее разработанным методически комплексом. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что экологическое образование, основывающееся только на формальном образовании, будет неэффективно. Как совершенно справедливо утверждал ещё в 1990 году, Генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор, «наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому …простую и убедительную мысль: люди - это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь». Людей необходимо привлекать к практическим исследованиям и контролю состояния окружающей среды, включая вопросы качества пищевых продуктов, питьевой воды, воздуха и т.д. Это возможно реализовать только посредством вовлечения населения в местные и региональные программы мониторинга и обеспечения качества окружающей среды.
В Государственном социально-гуманитарном университете (г.о. Коломна) данные задачи реализуются как в процессе аудиторного преподавания экологии практически на всех факультетах, так и путём непосредственного вовлечения студентов в контроль качества их территорий проживания (вода, воздух, почва , радиация – химики, физики, технологи) и пищевых продуктов (товароведы) и улучшения качества окружающей среды.
В Подмосковье по инициативе губернатора с 2012 года реализуется программа "Возродим леса Подмосковья!". Пожары 2010 года принесли лесам Подмосковья огромные потери. Студенты и преподаватели ГСГУ приняли активное участие в этом движении : было высажено более 40 000 саженцев сосны и лиственницы на территории Коломенского и Луховицкого районов.
Наши студенты, в рамках областной акции "Аллея Славы", посвящённой 75-летию обороны Москвы , в Коломне в микрорайоне Колычево и на набережной Дмитрия Донского участвовали в посадке лип. Были, также, также высажены 41 туя (0,2 га) на территории студенческого городка ГСГУ, различные деревья в Парке Мира (0,3 га) и на территории лагеря ГОУ ВО МО «ГСГУ» в Озёрском районе д. Свиридоново.
Студенты филологического факультета ежегодно занимаются благоустройством территории и уборкой мусора в усадьбе Ф.М.Достоевского «Даровое».
Все эти мероприятия, несомненно, способствуют расширению и углублению уровня экологических знаний у студентов, воспитанию чувства гражданской ответственности за сбережение, рациональное использование и восстановление лесных ресурсов, исторических и памятных мест и объектов, формированию экологической культуры.