Партия бессмертных

Михаил Зубов
Их было четверо. Они стали неразлучными друзьями во втором классе, когда Лёша прочитал книжку югославского писателя о тайном детском обществе похитителей кнопок.  В школе, где учился Лёша, объявления тоже прикрепляли по старинке – кнопками на доску. И он решил создать такое же тайное общество. Так в его орбиту попали другие обитатели продлёнки - Саша, Миша, и Коля.

Вечером они тайно отколупывали кнопки со школьной доски объявлений и собирали их в коробок. То, что листочки висят на одной кнопке вместо четырёх, первой заметила завуч. И обеспокоилась. Доложила директору. У них обеих возникло подозрение, что эти кнопки выдирают школьники, чтобы подложить их на стул однокласснице или учительнице.

Однако таких случаев зафиксировано  не было, а кнопки продолжали пропадать. На педсовете, после обсуждения серьёзных вопросов, была озвучена и эта тема. И учительница Лёши, Мария Ивановна, как-то сразу всё поняла. Она тоже читала книжку Антона Инголича. И уже заметила, что Лёша и несколько его друзей ведут себя таинственно. Она не хотела разрушать их тайное общество. У неё возникло желание подарить мальчишкам коробку с кнопками, которая стоит дешевле, чем мороженое, и она даже купила эту коробку, но потом нашла другой ход.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Мария Ивановна была прирождённым педагогом. В начале одного урока она села на свой стул, а потом вскрикнула и встала, показав кнопку. И спросила, кто эту кнопку ей подложил. В классе воцарилось молчание.

- Саша, это ты сделал? – спросила Мария Ивановна.

Саша немедленно признался, что это сделал он, и попросил прощения. Но сразу со своего места рванулся Лёша, и сказал, что это он всё придумал. И после этого ещё двое ребят стали наперебой утверждать, что это сделали они, а Саша и Лёша просто берут их вину на себя.

Мария Ивановна поняла, что их дружба может оказаться крепкой. Из всей коробки, которую она купила, учительница решила использовать только одну кнопку. И это решение она приняла ещё до урока.
 
Мария Ивановна прервала спор мальчишек о том, кто подложил эту кнопку, усадила детей, и что-то говорила классу о таблице умножения.

А после урока попросила эту четвёрку остаться и сказала:

- Я очень ценю вашу дружбу и ваше тайное общество. Но кнопки воруют одни, а подкладывают другие. Давайте вы перестанете вынимать кнопки, а мы образуем новое тайное общество?

Дети молчали.

- Вы все учитесь плохо, - сказала Мария Ивановна. – А давайте мы сделаем так, что домашнюю работу за Лёшу будет делать Саша. А за Сашу – Лёша. За Колю – Миша, а за Мишу – Коля.  Вы ведь друг друга не подведёте? А я буду об этом знать, но никому ничего не скажу. Просто поменяйтесь тетрадками. И это будет нашей тайной.

Мальчишки довольно скоро стали отличниками. И не потому, что Мария Ивановна завышала им оценки. Они просто делали задания хорошо: друг за друга. Не за себя, а за того парня.

Эта четвёрка часто после уроков оставалась с учительницей, и она придумывала им идеи. Многие предложения Марии Ивановны мальчикам не нравились, и тогда она не настаивала, а с некоторыми идеями они соглашались. Они сделали стенгазету, поставили художественный монтаж и выиграли сначала школьный, а потом – районный конкурс чтецов. Однажды Мария Ивановна принесла гитару и после уроков сказала:

- Эта гитара - ваша, общая. Я научу играть на ней всех, кто хочет.

Кое-как три аккорда освоили все, но лучшим был Саша, который мог брать и баре.

Ей было меньше тридцати лет. Детей у неё не было, она была больна, а муж ушёл к здоровой.

Мария Ивановна умерла от лейкемии, когда шли летние каникулы. Она знала, что так будет. А мальчишки тоже знали, что расставание неизбежно: с пятого класса они переходят в среднюю школу, и у них будет новая классная руководительница, а Мария Ивановна начнёт возиться с новыми первоклашками.

Ребят расстроила новость о смерти Марии Ивановны. Но Лёшка переживал это не просто, а очень серьёзно. Первая учительница стала для него…  Ну если не первой любовью, то идеалом женщины.

ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

После школы трое друзей поступили в университеты, а Лёша даже не стал подавать документы в вуз, а сразу пошёл работать. Его взяли в компьютерную фирму. Армии он не боялся. После смерти Марии Ивановны у него стало падать зрение, а родители не обращали на это внимания. То есть не лечили. Поэтому к шестому классу Лёша почти ослеп.

Когда Лёша свою проблему со зрением осознал, то стал скрывать её. Ну не хотел он быть очкариком, дефективным и признаваться в этом. У него была хорошая память, и он запоминал, что говорят учителя, поэтому читать учебники необходимости не было. Лёша отвечал на уроках всегда хорошо. А писать и печатать научился практически вслепую. И у него был друг Саша, который по привычке из второго класса мог сделать домашнюю работу за Лёшу. Но даже лучшим друзьям Лёша в своей слепоте не признавался.

На регулярных школьных медосмотрах Лёша всегда проходил окулиста. Он видел только две буквы в начале таблицы, но вполне сносно различал положение  указки, поэтому просто заучил порядок букв, и легко их угадывал.

Но тайное становится явным, и стать очкариком ему всё-таки пришлось. Новая учительница геометрии заметила, что умненький ученик совсем плохо видит, и забила тревогу. Организовала Лёше обследование, после которого выяснилось, что у мальчика зрение - минус 14.

Лёша стал носить толстые очки. Очкариком его не дразнили. Потому что Саша, Миша и Коля могли за это побить любого.

Несмотря на слепоту, сразу после школы Лёша устроился на вредную для зрения работу: он смотрел в монитор и писал программы. Он прилично зарабатывал, поэтому деньги на то, чтобы оплатить встречу с друзьями в кафе, были всегда. Однажды, глотнув кофе и налитого из-под столика коньяка, они вспомнили своё тайное общество. И Миша предложил создать новое тайное общество. А Коля сказал, что лучше не играть в игры малолеток, а создать настоящую партию.

- Партию бессмертных, - сказал Лёша.

Друзья посмеялись, а Лёша продолжил серьёзно:

- Все люди бессмертны. Потому что пока человек жив, то он знает, что жив, а когда умер, то он уже не знает, что он умер. А если вдруг он об этом знает, значит - существует бессмертие души.

- По уставу партии все её члены обязуются быть бессмертными. За нарушение устава – партбилет на стол, - сказал Миша.

А Коля сказал тихо.

«В моей бывшей квартире
Лежит моя бывшая женщина.
А я, как стрелок в тире
Стреляю в забытые вещи».

Друзья улыбнулись. Все они знали, что Коля – поэт,  но – неважный поэт.   

Потом Саша сказал, что интересно, кто вступит в эту партию, кроме них, а Лёша предложил это проверить. Когда эта тема надоела, то друзья достали карты и начали игру в преферанс.

Трое об этом разговоре на время забыли, а Лёша подошёл к делу серьёзно. Он придумал логотип и слоган, истратил в своем офисе пачку казённой бумаги, на которой распечатал рекламный проспект «Партии бессмертных». На листочке всем желающим предлагалось вступить, позвонив по телефону. Лёша оставил свой номер.

Друзья разбросали объявления по почтовым ящикам. В итоге Лёше позвонил только один человек. Её звали Маша. Она была из самого дальнего дома, до которого друзья донесли проспекты – дистанция в целую трамвайную остановку. И она сказала, что готова вступить хоть сегодня, но не раньше семи вечера.

Лёша сообщил друзьям, что сегодня первый съезд, и назначил его у себя дома. Маша пришла раньше всех.

Открыв ей дверь, Лёша остолбенел. Она была очень похожа на Марию Ивановну. Она тоже рассматривала его с интересом, а потом спросила:

- Мы так и будем стоять в дверях?

Леша усадил Машу на кухне и, очень волнуясь, пытался развлечь её разговорами о бессмертии. Вскоре все собрались.

Саша был с гитарой, и философские разговоры пришлось отложить в долгий ящик. Они пели весь вечер, а когда соседи позвонили в дверь с просьбой не шуметь, то друзья проводили Машу на трамвай, и разошлись.

А ближе к ночи в дверь Лёши позвонили. Это была Маша. У неё в руке была початая бутылка текилы.

- Не хочу сидеть на кухне. У тебя есть комната? – спросила она.

У Лёши было целых две комнаты. Провожать гостью в свою он постеснялся: там было не прибрано. И он предпочёл комнату мамы. Мама отдыхала на даче, а перед отъездом всегда наводила идеальный порядок.

Маша села на кровать, а Лёша стоял в растерянности.

Девушка отхлебнула из горлышка и протянула бутылку ему. Он тоже сделал глоток, но продолжал стоять.

- Значит, теперь я бессмертная… - задумчиво сказала Маша. – А ведь я пыталась покончить с собой...

Маша показала три шрама от надрезов на запястье.

- Я это сделала из-за такого же, как ты. Ну! Ты так и будешь стоять столбом, или сделаешь уже со мной что-нибудь? Только очки сними. Я стесняюсь розовых очков…

Лёша снял очки, поставил бутылку на пол и присел на край кровати. У него ещё не было такого опыта, но Маша помогла, и постепенно у них стало что-то получаться.

Утром Маша сказала:

- Друзьям ничего не говори. Честь девушки нужно беречь до свадьбы.

Лёша понял, что он теперь непременно женится, и эта мысль его совершенно не испугала.

Они встречались каждый вечер. Друзей Лёша не приглашал, ссылаясь на болезнь. А потом приехала его мама с дачи. Маша не захотела с ней знакомиться.

- Чуть позже, - сказала Маша.

И Лёша возобновил заседания политбюро «Партии бессмертных». Обычно они проходили в кафе, а иногда у Саши. Когда в первый раз Маша вернулась к Саше одна после того, как друзья разошлись, то он удивился. Но, в отличие от Лёши, у него уже была девушка, и он примерно знал, что нужно делать с Машей. И у него даже были резиновые противозачаточные приспособления.

В общем, им понравилось.

Вечерние партийные встречи прекратились. Маша сказала Лёше, что уезжает ненадолго из города к родне. А Саша своей подруге Лене вообще ничего не сказал. Он сам вызывал её на свидания, а тут перестал вызывать.

Лена встречалась с Сашей не каждый день, а только когда дома у него никого не было. Он сам звонил ей, а она ему – никогда. Такие были её принципы – что пригласить должен парень, а навязываться – ни-ни. Но когда Саша не звонил уже почти неделю, то Лена удивилась и «включила сыщика».

НЕ ИЗМЕНА

Лена стояла у подъезда Саши за деревом. Так, чтобы её было не видно. У неё в руках были ведёрко и швабра, а в рюкзаке лежал синий рабочий халат. Лена увидела, как Саша вошёл в подъезд один. А через несколько минут она поднялась на его этаж, переоделась в халат, вооружилась шваброй и стала ждать. Воды в ведро она не наливала: ну кто будет рассматривать, есть ли там вода.

Первая женщина на этом этаже была немолодой, и прошла в другую квартиру. Лена делала вид, что моет пол. Вторая - молодая и симпатичная, открыла ключом другую квартиру. Только третья прошла к двери в квартиру Саши и позвонила. Лена хорошо её запомнила.

Саша встретил посетительницу поцелуем. Лена захотела позвонить сразу за ней, но решила обождать час. А через час решила, что звонить и врываться в интим бывшего любимого - ниже своего достоинства. А он для неё за этот час уже стал бывшим. Первым, но бывшим. Она вычеркнула его.

Лена оставила ведро, халат и швабру прямо на этаже, а из курточки достала упаковку стикеров. На листочке бумажки-самоклейки она написала: «Изменять не хорошо», и приклеила эту записку на дверь Саши.

А у Маши к тому времени уже начинала возникать такая лёгкая грусть по Лёше. Сексуально Саша был несопоставимо лучше, чем Лёша. Но в Лёше было что-то родное.  К тому же у Маши началась задержка.

Из Маша и Саша вышли вместе, и когда он запирал дверь - увидели стикер.

- Твоя бывшая? – спросила Маша.

Саша растерялся. Он знал почерк Лены. А это был её почерк.

Вечером Маша пришла не к Саше, а сообщила Лёше, что вернулась от родственников.

- Собираем политбюро? – обрадовался Лёша.

- Нет, - сказала Маша по телефону. – Я готова познакомиться с твоей мамой. Но сначала давай просто погуляем, я хочу тебе что-то рассказать.

Перед этим звонком Маша пописала на тест, и её подозрения о беременности подтвердились. Она хотела рассказать Лёше об этом до знакомства с его мамой, но судьба распорядилась иначе.

Все герои этого рассказа жили в одном районе, поэтому случайная встреча вполне объяснима. По крайней мере, более объяснима, чем случайные встречи в пушкинской «Метели».

Леша и Маша гуляли под ручку и направлялись в кафе, когда на них наткнулась Лена.

- Привет, собирательница скальпов, - сказала Лена.

Маша не поняла, а Лена объяснила:

- Это же ты каждую ночь спишь с Сашей, - (она назвала фамилию Саши). – А Саша знает, что ты гуляешь ещё и с этим? - она ткнула пальцем в Лёшу. - Или из них никто ничего не знает?

Лёша понял по фамилии, что речь идёт о его лучшем друге.

- Это ты написала стикер? – спросила Маша. И получила утвердительный ответ.

- Изменять не хорошо, - сказала Маша Лене. - Подсматривать - ещё хуже.

После этого Лена всхлипнула и убежала. А Маша и Лёша шли молча.

Лёша чувствовал Машу кожей и понимал, что та девочка, которая набросилась на Машу на улице, сказала правду. Вопросов он Маше не задавал, а просто шёл рядом по инерции. Она заговорила сама.

- Мы с ним занимались этим презервативе. А в презервативе – это не измена. Это – не биологический  контакт, так что я верна тебе, - сказала Маша. – От него я не могла забеременеть, а от тебя – могла.

Намёка Лёша не понял.

- А по-моему всё наоборот, - ответил он. – Если без презерватива – то можно всё оправдать внезапно нахлынувшей страстью, которая ослепила и лишила выдержки. Бывает, что люди потеряли контроль. А если с презервативом – то это хорошо продуманная акция, где люди контролируют себя и отдают себе отчёт в том, что делают. Это – как раз измена и есть. Умышленная измена. Я только не понимаю, зачем ты это сделала…

- Ну можешь считать, что это был девичник перед свадьбой, - хихикнула Маша. – И проверка тебя на ревность. Любишь – не ревнуй, а делай предложение. Хотел познакомить меня с мамой – теперь знакомь, я готова.

Лёша молчал. Домой Машу он не позвал, и несколько дней с друзьями не перезванивался, а просто сбрасывал их звонки. На работу ходить перестал. Он не мог осознать такой двойной измены: любимой и - лучшего друга. Целыми сутками эта задачка варилась в его голове.

Потом Лёша уехал «развеяться» в Питер, и там его нашли мёртвым. Он упал со смотровой площадки с запредельным количеством алкоголя в крови.

Саша узнал о том, что у Маши с Лёшей была какая-то связь, только на кладбище. Он скучал по Маше, и был рад её увидеть даже при таких обстоятельствах - на похоронах друга.

- Вот вам и «Партия бессмертных», - сказал он. - Первого не стало.

- Двух уже нет. Вторым умер его ребёнок, - ответила Маша.

Она рассказала Саше, что была беременна от Лёши.

- А зачем же ты… Мы же с ним лучшие… Как ты могла?

- Не знаю. Я решила вернуться к нему, но мы случайно встретились с твоей... Она следила за нами с тобой, и всё ему рассказала.

- И ты встречалась со мной, зная, что беременна от Лёши?

- Когда я узнала, то решила вернуться к нему. А тут твоя подруга.

- А что с ребёнком? Это ты сделала?

- Нет. Это случайно. Просто перенервничала.

Саша предложил Маше выйти замуж, и она через неделю согласилась. Но детей нажить эта "бессмертная пара" не успела. У Саши были богатенькие предки, и они подарили Маше машину. На ней она и разбилась. Практически сразу после свадьбы.

А Лена сразу после этого происшествия с Машей пришла к Саше. И на этот раз не постеснялась позвонить, и он открыл. И Лена утешала Сашу, как могла, но потом совершенно случайно познакомилась с Колей.

Коля так и не узнал, что Лена встречалась с Сашей, и даже от него залетела. Лена и Саша "познакомились" на свадьбе Коли, где Саша был свидетелем жениха. Коля стал заботливым папой.

А Саша пока в поиске спутницы жизни. Но ни о Маше, ни о Лене он не очень скучает. Он скучает о дружбе, которая теряется, когда друзья либо умирают, либо влюбляются.