Штрихи к портрету. Ю. П. Соколова

Алина Алексеева-Маркезин
 Соколов.П.Ф. Портрет Ю. П. Соколовой (жены художника,родная сестра Карла Брюллова.) (1827), бумага, акварель, лак, Государственный музей А. С. Пушкина.

  Одной из жемчужин в творческом наследии Петра Фёдоровича Соколова (1791-1848), одним из самых проникновенных его портретов является "Портрет Ю. П. Соколовой", написанный около 1827 года и хранящийся сейчас в Государственном музее А. С. Пушкина на Пречистенке.

     Юлия Павловна в неполные 16 лет, в 1820 году, вышла замуж за Петра Фёдоровича. "Великий Карл" был против выбора сестры, так как "искренне полагал, что Соколов сделал предложение его сестре, чтобы завладеть её немалым приданным. Естественно, что это было не так. Брак оказался счастливым, и художник неоднократно с любовью отзывался о своей «Жюли». Семья жила дружно. Муж и жена во всем находили полное согласие и переживали вынужденные разлуки, связанные с поездками мастера для исполнения заказов. В семье Соколовых родилось 4 сына,З из них стали художниками

   Внучка Соколовых А. А. Исакова вспоминала о бабушке и дедушке: "Живая, кокетливая, почти ребёнок (она вышла замуж шестнадцати лет), она с ним никогда не скучала. Она любила светскую жизнь, и муж, влюблённый в неё до обожания, по-видимому, вполне разделял её вкусы. К тому же род его живописи, изящный, портретный, по преимуществу подходящий для изображения нежных женских лиц и нарядов, естественно вводил его в круг великосветских людей и интересов, был он великодушен и предан "женщине" в собирательном смысле этого слова".


   Юлия Павловна Соколова, чей портрет, по воспоминаниям младшего сына, муж создал "в один сеанс, в одно утро", "мало рассказывала о своём муже, "хотя бережно хранила его память, и когда упоминала о нём, то не иначе, как с глубокой любовью и грустью". В жизни семейной он был "заботливым, любящим мужем", "верным семейному укладу"".

   Ю. П. и П. Ф. Соколовы почти никогда не расставались. Кажется, единственный раз это произошло в 1823 году, когда акварелист отправился из Петербурга "в Москву белокаменную" "рисовать тамошних красавиц" "для приобретения богатства". Неизвестно, сохранились ли его письма к жене не только этого времени, но вообще какие-нибудь.

   Искусствоведы Л. А. Карнаухова и С. А. Архангельский отмечают, что "известна лишь акварель, где художник изобразил себя пишущим письмо жене.
Имеется в виду автопортрет за столом в одной из комнат дома будущего "лучшего друга Пушкина" Павла Воиновича Нащокина - "Комната художника П. Ф. Соколова в доме П. В. Нащокина в Воротниковском переулке в Москве".


       Кроме "Портрета Ю. П. Соколовой", в собрании ГМП имеется эскиз к нему. "В художественном наследии П. Ф. Соколова такой композиционный набросок будущего акварельного портрета, сделанный с натуры карандашом, является, пожалуй, единственным, сохранившимся и известным в настоящее время".