Карабахский гамбит часть 8 Эпизод 8. 2

Ион Жани
КАРАБАХСКИЙ ГАМБИТ
Начало:
http://www.proza.ru/2018/02/11/2369
http://www.proza.ru/2018/02/20/1204
http://www.proza.ru/2018/02/20/1855
http://www.proza.ru/2018/02/21/878
http://www.proza.ru/2018/02/21/1009
http://www.proza.ru/2018/02/21/1316
http://www.proza.ru/2018/02/21/1336
http://www.proza.ru/2018/02/21/1354
http://www.proza.ru/2018/02/21/2023
http://www.proza.ru/2018/02/21/2023
http://www.proza.ru/2018/02/21/2129
http://www.proza.ru/2018/02/21/2140
http://www.proza.ru/2018/02/21/2175
http://www.proza.ru/2018/02/21/2243
http://www.proza.ru/2018/02/22/71
http://www.proza.ru/2018/02/22/128



8 ЧАСТЬ.      продолжение    Эпизод 8.2

 
ОСЕНЬ В КАРАБАХЕ

...

21. НАТ. 22 СЕНТЯБРЯ 1826 ГОДА. КАРАБАХ. ДЖРАБЕРДСКИЙ УЕЗД. СЕЛЕНИЕ АТЕРК. ВЕЧЕР
НАСТОЯТЕЛЬ МЕСТНОЙ ЦЕРКВИ СУРБ АСТВАЦАЦИН ТЕР ПЕТРОС, ПОСЫЛЬНЫЙ ОТ ГЕНЕРАЛА ПАСКЕВИЧА--- МИНАС-БЕК МЕЛИК-БЕГЛЯРОВ ЮЗБАШИ ВАНИ, УСТА АРАКЕЛ, АРУТЮН АЛТУНЯН, ИСКАНДЕР, ТАДЕВОС, СЕЛЬСКИЕ СТАРЕЙШИНЫ - АРУСТЕМ, СУКИАС, БАХШИ, КАРАПЕТ, МИНАС, ЗИНАВЕР, ЖИТЕЛИ СЕЛА, ЧЕЛОВЕК 25-30, ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОСЕДНИХ СЁЛ- ЧАПАР, ДРМБОН, ВАХУАС, ЗАРДА ХАЧ, 2 ТАТАРИНА ИЗ НАРЕШТАРА, ТАТАРИН 1 ИЗ НАРЕШТАРА - ИДАЯТ БАХШАЛИЕВ

Жители селения Атерк при участии некоторых представителей соседних селений - Вахуhас, Дрмбон, Чапар собрались, дабы подумать о помощи русским, прогнавшим персов из Карабаха. к тому времени успели вернуться жители селения, которые таились на лесистых склонах Мров-дага. Тер Петрос, Юзбаши Вани, старейшины из соседних селений собрались возле церкви, чтобы объяснить жителям села,о необходимости сбора провизии для русского отряда. По традиции берёт слово сельский священник Тер Петрос, настоятель местной церкви Сурб Аствацацин.

НАСТОЯТЕЛЬ МЕСТНОЙ ЦЕРКВИ СУРБ АСТВАЦАЦИН ТЕР ПЕТРОС
Братья мои. Божьей милостью, случилось то, о чём мы молились каждый день. По традиции хотел бы я начать слово своё с молитвы "Отче наш..."

Все присутствующие совместно с тер Петросом возносят молитву "Отче наш…."

ВСЕ ПРИСУТСТВУЮЩИЕ
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь.

НАСТОЯТЕЛЬ МЕСТНОЙ ЦЕРКВИ СУРБ АСТВАЦАЦИН ТЕР ПЕТРОС
(продолжает)
Аминь! На всё воля Божья. Братья мои! Наши славные русские братья, как мы и ожидали, прогнали вероломного перса из нашей земли. В наши селения вернулись родные и близкие. Конечно, за почти два месяца пребывания персов в нашем крае, мы имеем потери. К сожалению, имеем людские потери. Благодаря Божьей милости и мудрым действиям наших меликов, эти потери не столь большие, какие могли быть. Многие помнят о потерях карабахцев на прошлой войне. Однако, на этот раз мы имеем большие потери в провиантах. Нам не удалось собрать весь урожай с полей. Да и многие наши поля, по которым шли полчища сарбазов и конников растоптаны, или вовсе сожжены. Перед нашими людьми встала насущная задача по добыче провианта на зиму, до следующего урожая. Много скота нашего угнано за Аракс. Скорее всего, такие случаи ещё будут происходить не раз. Нам следует быть готовыми к этому. Конечно, мы молим Бога и надеемся, что русские смогут нас защитить и обеспечить нашу мирную жизнь. Как мы и молили Бога, русские вернулись, и вернулись они навсегда. С их помощью мы несомненно вновь восстановим наше былое спокойствие и вновь будем жить прежней жизнью. Однако, сегодня, наши русские братья сами нуждаются в нашей помощи. Я продолжаю глубоко верить в мудрость моего народа при принятии единственно верного решения. Впрочем, что я буду говорить? Давайте послушаем нашего уважаемого юзбаши Вани Атабекова.   

В разгар общения атеркцев с юзбаши Вани, к ним подходят 4 всадника с ружьями, в которых собравшиеся узнают знакомых татар из Нарештара, с которыми у атеркцев добрые отношения. Тем не менее, присутствующие несколько напрягаются. Некоторые незаметно хватаются за ружья.

ТАТАРИН 1 ИЗ НАРЕШТАР -ИДАЯТ БАХШАЛИЕВ
День добрый, братья атеркцы.

АТЕРКЦЫ
(на татарском-азербайджанском языке)
День добрый, гардашлар!
(братья)

Всадники спешиваются. Дружелюбно, как в прошлый раз, с извинениями, подходят к присутствующим. Здороваются с аксакалами за руку.

ТАТАРИН 1 ИЗ НАРЕШТАРА -ИДАЯТ БАХШАЛИЕВ
(на татарском-азербайджанском языке)
Гардашлар! Во-первых, разрешите поблагодарить Вас за верный совет, который помог нам сохранить наши дома и хозяйства. Вы нас простите, пожалуйста. Вот, решили к Вам прийти вновь за советом. Слава Аллаху, случилось то, о чём мы все молились. Русские вернулись и милостью Аллаха, надеемся, на всегда.

СТАРЕЙШИНА СУКИАС
Да, гардаш, ты прав. Всевышний услышал наши молитвы и помог русским солдатам прогнать вероломного перса. Сами видели, сколь большое персидское войско прошло через наши селения?
Мы с Вами многое повидали на своём веку. И знаем хорошо, как много вреда они могли бы принести в наши дома, если бы не вовремя принятое нами мудрого решения по поставке им провианта. Да, мы вывели наших жён и детей подальше в горы. Хотя, вред ли нас это могло спасти если шахзаде одолел бы русских. Однако, похоже нам ещё далеко до настоящего спокойствия. Впереди нас ждёт суровая зима, к которой наши народы не смогли должным образом подготовиться. Но и это ещё не самое страшное. Как я понимаю, наши беды на этом ещё не окончены. Впрочем, об этом точнее скажет наш достопочтенный юзбаши Вани, которому мы все всецело доверяем.

ТАТАРИН 1 ИЗ НАРЕШТАРА -ИДАЯТ БАХШАЛИЕВ
(продолжает, на татарском-азербайджанском языке)
Не будем скрывать, мы также с большим уважением относимся к юзбаши Вани. Нам приходилось не раз убеждаться в его смелости и мудрости. Пользуясь случаем, хотели бы выразить нашу признательность Юзбаши. Будем благодарны безгранично, если поможете определиться, как нам далее поступать? Не скрою, некоторые наши беки продолжают негативно относиться к русским и уверяют нас, что персы ещё вернутся, мол уходом за Араз они выманивают русских, чтобы легче было их истребить.
Они продолжают настаивать на том, что русским никогда не одолеть столь большое персидское войско. И вот мы решили прийти к Вам ещё раз за советом. Как Вы думаете, персы смогут вернуться?

СТАРЕЙШИНА СУКИАС
(с улыбкой)
 Скажу коротко, мы верим, что русские вернулись навсегда. Они ценой своей жизни обеспечили нашу безопасность. Мы должны быть благодарны им. Впрочем, полагаю, у нас ещё представится возможность, хоть как то, отблагодарить их. Думаю, об этом лучше скажет наш достопочтенный юзбаши Вани. Давайте послушаем его.   

ЮЗБАШИ ВАНИ
Да, братья мои, вы всё сказали правильно. Полагаю, долго вам не надо говорить. Да, Вы лучше меня понимаете от чего спасли русские нас. Чтобы не говорить долго я прочитаю письмо, которое прислал мне один из русских генералов, который прибыл в наши края с новыми отрядами, теми отрядами, которые и разбили перса в Елизаветполе. А зовут этого славного генерала, Паскевич Иван Федорович.

СТАРЕЙШИНА АРУСТЕМ
Говорят, в Шамхоре и Елизаветполе особенно отличился ещё и наш Ростом. Мне русские казаки поведали.

ЮЗБАШИ ВАНИ
Да, говорят заслуги нашего генерала Мадатова в этих победах очень большие.
Многие в этих битвах проявили храбрость и самотверженность. Думаю со временем мы сможем в подробностях узнать об этих битвах от очевидцев. Вот прибыл посланник от генерала Паскевича, наш достопочтенный мелик Минас-бек Мелик-Бегляров из Игирмодирского магала с именным посланием.

НАСТОЯТЕЛЬ МЕСТНОЙ ЦЕРКВИ СУРБ АСТВАЦАЦИН ТЕР ПЕТРОС
Вани-джан, давай лучше читай письмо русского начальника Паскевича.

ЮЗБАШИ ВАНИ
(Достаёт из грудного кармана несколько растрёпанного мундира подпоручика русской армии лист бумаги и начинает читать.)
Господину подпоручику мелику Вани. Непобедимые российские войска, недавно прогнавшие нагло вторгнувшихся персиян с вероломным предводителем Аббас-Мирзою, обеспечили не только имущество мирных поселян, но даже спасли им жизнь. Непоколебимая верность и усердие армян известны уже Государю Императору. Я же, будучи уверен в вашей расторопности и всегдашней готовности к пользам службы, посылаю с сим Минас-бека Мелик-Беглярова с денежной суммой в 800 рублей серебром и предписываю вашему благородию искупить у подвластных вам армян и татар рогатый скот для порции войскам. Исполнив сие, вы приобретете право на новую признательность начальства».

Присутствующие на некоторое время шумно обсуждают текст послания.

СТАРЕЙШИНА АРУСТЕМ
(несколько в шутливом тоне)
Братья мои! Да, на всё воля Божья. И нам следует не ошибиться. Тут двух мнений быть не может. Нам оказана такая честь. Нашему уважаемому мелику Вани пишет сам русский генерал, и не только пишет, а ещё и высылает деньги, большие деньги. Это где мы раньше могли видеть такое в нашей истории, чтобы к нам пришли вооружённые люди, за нас боролись с нашими врагами, ценой своей жизни обеспечивали наш покой и нашу безопасность, да ещё и платили ассигнациями за представленный нами провиант? Как говорится, чудеса и только.

Присутствующие смеются недоумению Старейшины Арустема.

СТАРЕЙШИНА АРУСТЕМ
(продолжает)
Мы сами, своими глазами видели сколь грозен был перс, как много их было, и как они были вооружены. Говорят, русских на тех битвах было в несколько раз меньше. Я и сегодня скажу, что мы карабахцы никак не смогли бы противостоять персам, и, никому бы не смогли противостоять. Говорю я сии слова с сожалением. Но, случилось чудо, Всевышний послал нам во спасение русских, которые столь уважительно и почтительно относятся к нам, нашим верам, традициям и обычаям. Под русским покровительством я не вижу никаких предпосылок, чтобы хоть как-то могли бы быть задеты наша честь и наши достоинства.
Встаёт вопрос, как же нам относится к просьбе генерала Паскевича? Моё мнение такое, что сегодня русские должны в нас видеть благодарными и надёжными народами, готовыми ответить добром на добро. И не дай Бог, если когда-либо, кто-нибудь из представителей наших народов посмеет посеять семена раздора и ростки проявления неблагодарности по отношению к русским. Нам всем неустанно следует молить всевышнего о благополучии русских правителей и удачах русского оружия в их праведных войнах. Никогда за всю историю нашего сосуществования с разными народами нам не посчастливилось быть рядом со столь благородными, справедливыми, самоотверженными, преданными своему Императору и сильными духом воинами, и их начальниками. Посему, я считаю, что должны с честью носить подданство русского Императора, и стараться всячески проявить свою благодарность по отношению к ним. И это для нас будет благом.

СТАРЕЙШИНА БАХШИ
Родные мои! Я всецело присоединяюсь к словам и мыслям уважаемого нами юзбаши Вани, достопочтенного Тер Петроса, наших братьев Сукиаса и Арустема. Не буду повторяться. Вы все знаете мое мнение о русских.
Единственное, скажу, что сохранение чести и достоинства, без проявления гордыни, для каждого человека, наряду с продолжением рода человеческого, вот три основных смысла, которые оправдывают наше бренное существование. И если последнее во многом следует отнести к Божьему дару, то первые два всецело зависят от нас. Тоже самое можно говорить о целых народах. Намус, вот то главное, что должно быть главным в нашем взаимоотношении, как с самими собой, так и с русскими. И если к нам они относятся с таким уважением и почётом, с нашей стороны было бы "аннамусством" не принять их благородное послание. Разве это не есть проявление благородства, когда всемогущий генерал с таким уважением обращается к нам, нашему юзбаши Вани, с просьбой о помощи. Полагаю, в этом немалая заслуга нашего достопочтенного юзбаши Вани. И посему, во-первых, мы должны ещё и ещё раз выразить юзбаши Вани великую благодарность, и делать всё то, что он нам предлагает. Полагаю, вы все со мной согласитесь в этом.

Каждый присутствующий выражает благодарность юзбаши Вани. 

СТАРЕЙШИНА КАРАПЕТ
Да, брат мой, ты прав. Конечно, мы все с тобой согласны. Конечно, мы благодарны юзбаши Вани.
Мы, также, благодарны нашим доблестным атеркским ребятам во главе с Арутюном Алтуняном, конечно мы благодарны всем тем героям обороны Шуши. Мы благодарны славному русскому воину, который смог нанести столь ощутимое поражение персу в Шамхоре и Гендже. Однако, мы сегодня собрались не слова красивые говорить, а дело делать. Я полагаю, что раз мы смогли для перса задарма собрать провиант, то, полагаю, за русские серебренные деньги обязаны последнее отдать. Конечно, у нас мало, что осталось. К тому же, как было уже сказано, не удалось нам должным образом подготовиться к зиме, Давно мы не оказывались в столь затруднении. Но в чуланах карабахца всегда найдётся чего-то съестного. Посему я со своей стороны хочу передать двухгодовалого бычка, пару пудов хлеба, тhас дошаба, чувал лоби и два чувала картофеля.

Общий настрой от услышанного поднимается.

ЮЗБАШИ ВАНИ
Благодарю тебя Карапет-даи. Знайте, что всё, что вы передадите для русской армии будет иметь свою должную оплату.

СТАРЕЙШИНА СУКИАС
Да, Карапет, прав! Похоже никак не наступит время для долгих разговоров. Полагаю, времена для этого наступят совсем скоро. Со своей стороны, я тоже могу поставить полугодовалого телёнка, пять пудов зерна, чувал лоби и два чувала картошки.
ЮЗБАШИ ВАНИ
(обращается ко всем)
Братья, мои! Я благодарю Вас за понимание и проявленную мудрость, в принятии решения.

Обращается к татарам из Нарештара.

ЮЗБАШИ ВАНИ
(продолжает на татарском-азербайджанском языке)
Вам, наши братья из Нарештара, я тоже благодарен, за то, что и сегодня решились прийти к нам за советом. Вот, Вы сами видите наши решения. Уверен, вы также поступите подобно нам, армянам. Знаю, и Вам не легко. Не слушайте Ваших не мудрых беков, которые уверяют Вас о возврате былых времён с персидскими ханами. Знайте, русские никогда более не уйдут и более не бросят нас. И в долгу они никогда не останутся. Это говорю Вам я, подданный русского Императора, который дал клятву во его служение ещё на прошлой войне- Юзбаши Вани.

ТАТАРИН 1 ИЗ НАРЕШТАР -ИДАЯТ БАХШАЛИЕВ
(на татарском-азербайджанском языке)
Ну, что же, благодарим Вас за добрые советы. Мы также полагаем, что блага от русских для нас будет больше. И к большинству наших людей приходит прозрение, что с русскими нам будет благостнее. Мы также будем поставлять провиант и фураж для русских.

Татары из Нарештара прощаются с собравшимися и уходят. Двое атеркцев из отряда Арутюна вызываются провожать их до края селения. Далее, все присутствующие оглашают свой вклад в сбор провианта. Через несколько дней из Атерка выдвигается первый обоз из десяти арб и 15 ослов, загруженных всяким провиантом, в сторону крепости Шуши, где отныне располагался штаб русского полка.

ГОЛОС ДЕДА ОВАНЕСА
Зима 1826 года выдалась достаточно тяжёлой для карабахцев. Им не удалось должным образом подготовиться к зиме. Однако, они смогли внести посильную помощь в продовольствии для русского корпуса. Тем не менее этого оказалось недостаточным, чтобы продолжить наступление на Аббаса-Мирзу уже на территории самой Персии. Мудрый и дорожащий каждым своим солдатом генерал Ермолов не стал продолжать далеко в глубине Персии преследовать персидское войско. Он прекрасно понимал, что война уже выиграна, вопрос всего лишь во времени. А к показной славе он уже давно не стремился, ибо для него важнее было служение Державе, а не показная удаль. Кстати, в связи с этим у него были определённые разногласия с Паскевичем. И это было разногласие двух преданных и храбрых сынов Отечества, двух славных полководцев с несколько отличающимися стратегиями.

22. НАТ. 25 СЕНТЯБРЯ 1826 ГОДА.  КАРАБАХ. ОКРЕСТНОСТИ КРЕПОСТИ ШУШИ СО СТОРОНЫ ЕЛИЗАВЕТПОЛЬСКИХ ВОРОТ - КРЕПОСТЬ ШУШИ. ДЕНЬ
МАДАТОВ, ПЯТЬДЕСЯТ КАЗАКОВ НА КОНЯХ, ПОЛКОВНИК РЕУТТ ИВАН ИОСИФОВИЧ, МОЛЧАНОВ, АРМЯНСКОЕ ДУХОВЕНСТВО, МАССЫ НАРОДА-КАРАБАХЦЫ, ШУШИНЦЫ, ГОЛОС ДЕДА ОВАНЕСА

В авангарде небольшого конного отряда на коне идёт князь Мадатов. Шуша готова оказать торжественный прием в любое время. В четырех верстах от крепости встречает своего генерала спасителя полковник Реутт, в сопровождении армянского духовенства в полном облачении, и массы народа - карабахцев. Князь, тронутый выражением народной любви, сходит с коня и пешком вступает в город через Елизаветпольские ворота. Со стен шушинской крепости его приветствуют пушечными выстрелами. В городе играет военная музыка, войска стоят в ружьё, и народ, не исключая женщин и даже детей, теснясь вокруг князя, благословляют его имя, как избавителя от бедствий продолжительной осады.

ГОЛОС ДЕДА ОВАНЕСА
Однако, здесь же, в Шуше, среди триумфа и ликования жителей, Мадатову пришлось услышать и печальную весть о своём разорении. Селение его Ченахчи, с богатым помещичьим домом, и шесть принадлежащих к имению деревень были преданы персами полному разрушению. Мадатову рассказывали, что из крепости, в продолжение нескольких дней, видно было зарево тамошнего страшного пожара. Персы истребили всё, чего не могли увезти с собой, уничтожили все виноградники, сады и угнали табуны лучших его карабахских лошадей. С покорностью судьбе князь перенёс этот тяжкий удар, скорбя о тех, которые лишились при этом и последнего куска насущного хлеба.

ПОЛКОВНИК РЕУТТ ИВАН ИОСИФОВИЧ
Да, дорогой Валерьян Григорьевич, виновны мы перед Вами. Не уберегли добро Ваше. В течение пятидесяти дней мы бессильно наблюдали как эти басурмане уничтожали Ваше добро. Сжигали селения и поля, угоняли живность и давали на ограбление кочевникам добро людей.
Правда, Вашим крестьянам удалось спасти порядка 600 голов крупного скота и передать нам в качестве провианта. Собственно, во многом благодаря этому мясу и помощи карабахцев, нам удалось устоять осаду. Единственное благо, людей удалось только и спасти. Убедить, чтобы они переселились в сторону Мров-дага.

ГЕНЕРАЛ МАДАТОВ
(Заметно переборов душевную боль и переживания, как истинный государственный человек, переходит к решению важнейших задач.)

Иван Иосифович, не корите себя. Вы поступили совершенно верно. Никакой Вашей вины в происшедшем нет. Не корите себя. Нам с вами необходимо немедленно приступить к решению важнейших задач. Мы должны немедленно принять меры по умиротворению края. Без этого невозможны будет решить насущную проблему с обеспечением войск продовольствием, без которого будут невозможны целесообразные действия наших войск в дальнейшем. Ибо, рано, ой, как рано нам торжествовать победу. Вы же сами видели, как многочисленны персы и, какие неприятности они способны ещё нанести нам?

ПОЛКОВНИК РЕУТТ ИВАН ИОСИФОВИЧ
Да, тяжело пришлось карабахцам, в особенности армянам.
Только благодаря их бескорыстному благородству и способностью делиться последним куском хлеба, нам удалось выстоять столь продолжительную блокаду. Тяжело будет. Даже не знаю, как после всего этого требовать от них ещё чего-то. Тут, ходят слухи, что Мехти-Кули-хан, бывший владелец края, вместе с шахсеванцами, старается увлечь все кочевое население ханства в пределы Персии.

ГЕНЕРАЛ МАДАТОВ
Знаю, знаю, любезный Иван Иосифович. Ничего не поделаешь. Придётся нам ещё раз пойти на поклон и попросить у народа помощи. Для начала разошлите по всему краю прокламации, в которых, убеждайте жителей вернуться в свои зимовки и заняться хозяйством. И вечером у штаба соберите всех достойных людей Шуши. Мне необходимо с ними поговорить.

ПОЛКОВНИК РЕУТТ ИВАН ИОСИФОВИЧ
Да, конечно, Валерьян Григорьевич, будет исполнено. Сейчас вам следует немного отдохнуть с дороги перед встречей.


ГЕНЕРАЛ МАДАТОВ
(заметно уставший и подавленный)
Пожалуй, Вы правы. Пару часиков отдохнуть не помешает.

ПОЛКОВНИК РЕУТТ ИВАН ИОСИФОВИЧ
Покой мы уж Вам обеспечим. Для вас отведена комната в доме бывшего хана края.

23. НАТ. 15 АВГУСТА 2017 ГОДА. КАРАБАХ-АРЦАХ. ГОРОД ШУШИ. ПЛАТО КАНЬОН УНОТ.  ДЕНЬ
ДЕД ОВАНЕС, ГАРЕГИН, ВНУК МОВСЕС, ПОСЕТИТЕЛИ КАФЕ, ТУРИСТЫ, ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ

Музыка - дудук. Панорама пейзажей Шуши. В провинциальном кафе с названием "КАНЬОН УНОТ" дед Ованес продолжает своё повествование. Официанты подают фирменный урцевый чай с божественным ароматом и кизиловое варенье.

 ДЕД ОВАНЕС
Хотел бы отметить, что своё имение в Карабахе Мадатов получил от хана карабахского еще в 1819 году, не без содействия своего верного соратника и начальника, генерала Ермолова. А случилось это так. Комитет министров, на рассмотрение которого поступило ходатайство Ермолова по этому вопросу, нашёл, что русскому чиновнику, находящемуся на государственной службе, неприлично принять такой подарок от хана, тем более, что и хан, по обычаям страны, не мог по произволу распоряжаться имениями, принадлежащими ханству. Однако, Ермолов возразил на это тем, что комитет министров, конечно, пришел бы к другому заключению, если бы граф Нессельроде представил для его соображений подлинный трактат, заключенный с карабахским ханом. А по этому трактату ханская власть в раздаче земель ничем не была ограничена, и ханы пользовались правом отдавать их кому им заблагорассудится.
“Что же касается до неприличия в принятии подарка,–писал Ермолов,–хан и не имеет дерзости предлагать подарок русскому генералу,–он только возвращает часть того, что некогда принадлежало предкам Мадатова и было утрачено ими, вследствие неоднократных переворотов, испытанных Карабахом”.

ВНУК МОВСЕС
Однако, какой молодец Ермолов. Так смело вступить с Кабинетом министров, ради блага товарища, это дорогого стоит. Впрочем, наверное, это было и справедливо, что заслуженный генерал должен был иметь имение в своём крае.

ДЕД ОВАНЕС
(с улыбкой)
Так ли это было на самом деле, или предки Мадатова вовсе не владели никакими имениями – для Ермолова, имевшего другие виды, вопрос казался безразличным. При этом Ермолов ещё и опровергал претензии на это имение одного из знаменитых карабахцев, армянина мелика Шах-Назарова, снискавшего себе сильного покровителя в лице министра иностранных дел, графа Нессельроде. Не разбирая вопроса, принадлежали или не принадлежали земли предкам Шах-Назарова, Ермолов указывал на факт, что в настоящее время они принадлежат карабахскому хану и, как собственность отняты от него в пользу того или другого быть не могут.

ГАРЕГИН
Да, про мелика Шах-Назарова у нас в Карабахе разное говорят. Были времена, когда они имели очень большой вес в Карабахе. Говорят, во многом благодаря им в Карабахе персидские ханы стали более или менее благосклоннее относится армянам. По договорённости с меликом Шах-Назаром, от армян требовалась покорность и своевременный сбор податей. А в остальном, армяне в Карабахе жили сами по себе, со своими радостями и горестями.

ДЕД ОВАНЕС
Именно так и было. Однако, мелик Бегляр-бек Шах-Назаров, будучи не одно поколение благородных кровей, достаточно ревностно относился к успехам своего земляка, генерала Мадатова, который, увы, в действительности не мог хвастаться благородным происхождением. Всё, чего добился Мадатов, была оценка его беззаветных заслуг перед Русским государством и Русским Государем Императором.
Права свои Шах-Назаров основывал на том, что родной его брат признан был владельцем того имения грамотой императора Павла I, данной ещё 2 июля 1799 года.

ВНУК МОВСЕС
Как? Разве Карабах вошёл в состав Российской Империи не с 1805 года, согласно Курекчайскому Трактату?

ДЕД ОВАНЕС
(улыбаясь, довольный)
Именно. Об этом и напомнил Ермолов Кабинет Министров, что ханство Карабахское поступило в подданство России при Императоре, в то время благополучно царствующем, только с 1805 года, согласно Курекчайскому Трактату. Император Александр признал вполне основательными доводы Ермолова, и высочайшей грамотой 8 октября 1821 года утвердил за Мадатовым Ченахчи, со всеми прилегающими к нему деревнями и угодьями.

ВНУК МОВСЕС
Интересно, как Император России находил только время, чтобы заниматься проблемами людей, живущих в такой глухой провинции, так далеко от столицы.

ДЕД ОВАНЕС
О, сохранились такие уникальные документы тех времён, свидетельствующих об ответственном отношении русских правителей к своим подданным.
Так вот, цель дарования Мадатову этих земель была указана в самом тексте высочайшего рескрипта, служащих, как бы, подтверждением тех политических расчетов, которые при этом преследовал Ермолов.
“Нимало не сомневаюсь,-писал государь,– что владелец, князь Мадатов, благоразумными распоряжениями своими и лучшим обхождением с поселянами покажет пример превосходства управления благоустроенного перед своенравным господством азиатским, и через то расположит более сердца жителей к Державе, всегда готовой споспешествовать благу своих подданных”.

ГАРЕГИН
Вот, пример мудрости правителя, принимающего под своё покровительство новые народы.

ВНУК МОВСЕС
Я бы сказал, вот истинный путь русской экспансии новых народов. Чему, удивляться после этого? Вот в этом и заключается истинная причина масштабного величия России.

ДЕД ОВАНЕС
(улыбаясь, довольный)
И цель эта, с которой ему было дано правительством имение,–была достигнута вполне. Генерал Мадатов использовал все средства, чтобы привязать своих жителей, еще недавно безответных рабов ханских, русскому владычеству и вполне в этом успел. Именно жители его деревень стали основой для сбора добровольцев со всего Карабаха, чтобы защитить Шуши.
Именно им пришлось бросить свои дома и всё своё имущество, и войти в Шуши, и, с оружием в руках, отстаивать крепость вместе с гарнизоном. Последние 600 голов рогатого скота, которые они успели ввести за собой в Шуши, были добровольно отданы ими в качестве общего продовольствия, что во многом и помогло выжить за это время. И этот пример не мог не произвести определённого действия на других жителей края, о деятельности которых вы уже знаете.

24. ИНТ. 31 СЕНТЯБРЯ 1826 ГОДА. С-ПЕТЕРБУРГ. КАБИНЕТ ГОСУДАРЯ. ДЕНЬ
ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ, МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ НЕССЕЛЬРОДЕ КАРЛ ВАСИЛЬЕВИЧ, ВОЕННЫЙ МИНИСТР ДВОР,

Татищев Александр Иванович (1763-1833) - военный и политический деятель. Участник русско-турецкой войны 1787-1791 гг., подавления польского восстания 1794 г. Член Госсовета (1823). Генерал от инфантерии. Военный министр (1824-1827). Граф (1826).

МИНИСТР ГРАФ НЕССЕЛЬРОДЕ
(докладывает Императору Николаю   о положении дел на кавказском фронте.)
Таким образом, зашита Шуши, вынужденная сложившимися обстоятельствами изначально началась вопреки распоряжениям и планам Ермолова. Однако, впоследствии, благодаря его таланту главнокомандующего, способного оперативно принимать верные решения, удалось остановить столь многочисленную армию персов у стен крепости Шуши.
Конечно же, генерал Ермолов был готов пожертвовать не очень значимой, но, гордой крепостью Шуши, дабы выиграть драгоценное время для мобилизации сил на защиту районов близких к Тифлису. Он пошёл на гамбит- это, как известно, когда жертвуется, чем-то малым, чтобы выиграть сражение. И этот гамбит, который вполне заслуживает, чтобы войти в историю, как Шушинский или Карабахский гамбит, который, сегодня можно смело сказать, что удался. Потому, как, за эти 47 дней, пока 40-тысячная армия Аббасса-Мирзы безуспешно штурмовала крепостные стены Шуши, на Кавказ успели подойти наши дополнительные силы, аж, из С. Петербурга.

МИНИСТР ГРАФ НЕСЕЛЬРОДЕ
Да и Ермолову с Мадатовым удалось собрать войско для освобождения Елизаветполя. Им удалось нанести разгромный удар по троекратно превосходящей силе противника под Шамхором. И, несомненно, особое значение имело освобождение Елизаветполя.

МИНИСТР ГРАФ НЕСЕЛЬРОДЕ
Могла бы, напротив, послужить и во вред России, лишив последнюю участия в войне всего запершегося в крепости гарнизона. Конечно же, сорок семидневная остановка Аббас-Мирзы под Шушою была величайшей ошибкой с его стороны.
Если бы он, минуя шушинский гарнизон, в самом начале вторжения ввёл бы свои, ещё полные фанатического энтузиазма, войска в сердце Грузии, он мог бы нанести, при благоприятных обстоятельствах, страшный удар всему Закавказью.
ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ
Однако, любезный Карл Васильевич, Вам известно, что у нас победителей не судят. Полагаю, к несомненным успехам правления генерала Ермолова на Кавказе можно отнести безупречное отношение многих местных жителей к нашему правлению. Вот, в частности, полковник Реутт отзывается вполне лестно относительно армян, защищавших крепость Шуши. Он особо отмечает, что служба армян заслуживает внимания, ибо все они действовали с отличной храбростью, выдерживали многократные приступы, отражали неприятеля с важным уроном, презирали недостаток продовольствия и никогда не помышляли о сдаче крепости, хотя бы наступил совершенный голод. Много больше мусульман края также проявили расположенность к нам, в отличии от прошлой войны. О грузинцах и говорить нечего. Так, что благодаря усилиям генерала Ермолова и его начальников, сегодня на Кавказе имеем больше спокойствия, чем в прошлые годы, невзирая на потуги персов и, в особенности, англичан, жители Кавказа всё больше принимают наше правление.

25. НАТ. 7 НОЯБРЯ 1826 ГОДА. КАРАБАХ. СЕЛЕНИЕ АТЕРК. СВАДЬБА ТРЁХ ПАР. ДЕНЬ
АРУТЮН АЛТУНЯН С НЕВЕСТОЙ МАРИАМ, ИСКАНДЕР С НЕВЕСТОЙ, ТАДЕВОС С НЕВЕСТОЙ, ТЕР ПЕТРОС, ЮЗБАШИ ВАНИ, УСТА АРАКЕЛ, СТАРЕЙШИНЫ АТЕРКА, АГАБЕК КАЛАНТАРЯН ИЗ ШУШИ, ЖИТЕЛИ СЕЛА АТЕРК - ЧЕЛОВЕК 150-200, ГОСТИ ИЗ СОСЕДНИХ СЕЛЕНИЙ, ТАТАРЫ ИЗ НАРЕШТАРА-ЧЕЛОВЕК 5 ВО ГЛАВЕ С ИДАЯТОМ БАХШАЛИЕВА, МУЗЫКАНТЫ ТАТАРЫ - ЧЕЛОВЕК 5, ДЕТИШКИ АТЕРКА

Осенний ноябрьский день выдался достаточно тёплым, без признаков дождя. Похоже сам Господь благоволил Свадьба. Три пары атеркцев женятся в этот день.  В центре селения, рядом со старой церковью сурб Аствацатин, 12 века постройки, за скромно накрытыми длинными столами в пять рядов, три из которых имеют более выдвинуты, во главе которых сидят молодожёны. Во главе центрального стола сидят Арутюн с Мариам, справа- Искандер, а слева- Тадевос, каждый со своими невестами. Старейшины говорят напутственные слова, желают всяческих благ. Самое главное, все выступающие желают мира и благоденствия молодым и всем. Между напутственными словами выступающих воздух наполняется звонкой задорной музыкой, исходящей из зурны усты Макича, его ученика - Григора и дhола усты Цатура. И тогда мужики начинают азартно плясать, как бы соревнуясь друг другом. Чем меньше возраст вступивших в пляс, тем азартнее танец. Когда звучит более медленная и мелодичная музыка в танцевальный круг становятся женщины и девочки. Всё это время немного в стороне во всю резвятся и танцуют дети- мальчишки и девчонки. Время от времени умельцы поют под мелодичную музыку дудука старинные народные песни. Среди прибывших из соседских татарских селений также есть певцы и музыканты, которые время от времени показывает свои способности. Народ здесь любит всякую музыку и всякие песни. Особенно популярны в Карабахе мугамы и песни ашугов на разных языках.

ГОЛОС ДЕДА ОВАНЕСА
Согласно предварительной договорённости 7 ноября в Атерке происходила свадьба. И была эта свадьба совсем необычной. Дело в том, что в этот день создавались одновременно три армянские семьи. А молодыми были Арутюн с Мариам, Искандер с Арус и Тадевос с Манушак. Мариам, как и обещала своему возлюбленному Арутюну, подготовила своих подруг Арус и Манушак к этому знаменательному дню.
После того, как русские прогнали персов за Аракс, а в крае снова появился в качестве правителя генерал Мадатов, народ в Карабахе успокоился. Причём успокоились, как армяне, так и татары с курдами и другими народами. Так вот на это торжество собралось не только всё село, но и много гостей из соседних селений. Были гости, также, из соседних татарских и курдских селений. Здесь же были и наши знакомые татары из Нарештара, возглавляемые Идаятом Бахшалиевым. Однако, эта свадьба была примечательна ещё одним знаменательным событием. И все присутствующие с нетерпением ждали этого. А пока, гости говорили напутственные слова и пожелания. По такому случаю забили целого бычка. Местные умельцы повара приготовили хашламы вдоволь, смачный аромат от которого охватил всё селение. С закуской, овощами в это время года проблем не бывает, несмотря на грабительский манёвр персов туда-сюда. А с выпивкой у карабахцев никогда не бывает проблем. Так, что стол воистину был праздничный, совершенно соответствовал требованиям традиций тех времён. Управлял застольем сам настоятель небольшой церкви Сурб Аствацатин- Тер Петрос. С его позволения слово держат присутствующие. Каждый хочет сказать слова напутствия и благожелания молодым, которые успели заслужить уважения старших.

Слова поздравлений и добрых пожеланий поочерёдно говорят достопочтенный Атабек Калантарян, юзбаши Вани, старейшины села Атерк, гости из соседних селений, Татарин 1 из Нарештара - Идаят Бахшалиев и многие другие.
УСТА АРАКЕЛ
(громко и задушевно)
Дети мои, сегодня особенный день! Никто из нас старейшин села не помнит такого, чтобы за один день создавались сразу три семьи. Особенно примечательно, что наш сегодняшний праздник происходит после того, как на нашей земле вновь воцарился мир, благодаря доблестным русским воинам. Мы сегодня говорили много добрых слов молодым. Конечно, наши молодые ребята молодцы. Они немало усилий приложили для установления мира на нашей земле. Однако, я бы хотел особенно отметить самоотверженность русских начальников и русских солдат. За то. Что так далеко от своих домов столь преданы они своему Государю Императору, чести и слову. Они обещали, что не бросят нас в беде, они выполнили своё обещание. И потому, я хочу поклониться перед мужественностью и самоотверженностью этих людей, перед памятью павших в неравных боях и выразить им от своего лица и от лица всех вас - большую нашу благодарность и признательность.

Все поднимают тhасы с тутовым араком и пьют. Некоторые, вместе с детьми хлопают и веселятся. В самый разгар веселья на дороге со стороны Шуши появляется группа всадников, сопровождаемая сельскими добровольцами, дежурившими на окраине села. Издалека видно. Что это необычные всадники.

Ещё немного и выясняется, что это целый русский отряд в количестве 15 человек, с которыми ещё шли три прекрасно экипированные лошади без всадников, загруженные каким-то скарбом, среди которых выделяются отчётливо по одной детской люльки на каждой лошади. А возглавлял этот отряд в праздничном сверкающем мундире со шпагой с бриллиантовой ручкой, во всей красе сам генерал Мадатов Валерьян Григорьевич. Справа от Мадатова на коне в красивом праздничном мундире шёл полковник Реутт Иван Иосифович, а слева в праздничном казацком черкесске - атаман Молчанов. Наряд сопровождавших начальников денщиков, солдат и казаков тоже отличался соответствующим парадностью.

ГОЛОС ДЕДА ОВАНЕСА
Да, это был сам генерал Мадатов. Это и было то самое неординарное событие, которого все с нетерпением ожидали в этот прекрасный день. Ещё при последней случайной встрече, с генералом на реке Тер-Тер, когда отряд Мадатова гнал персов из Карабаха, юзбаши пригласил генерала на свадьбу. А когда генерал Мадатов узнал, что в этот день в Атерке будут создаваться три семьи, а ещё одним из женихов будет тот самый смельчак Арутюн Алтунян из Атерка, с которым он познакомился в Тифлисе, то он твёрдо обещал непременно поучаствовать на этой свадьбе. Вот почему, все с нетерпением ждали этого часа. И вот генерал здесь в Атерке, на свадьбе трёх пар молодых людей, для которых этот день стал знаменателен вдвойне, втройне. Да, что там втройне? В этот день счастливы были все. И вот слово взял генерал Мадатов.

ГЕНЕРАЛ МАДАТОВ
(на карабахском диалекте армянского языка с командным голосом, торжественно)
Родные мои карабахцы! Вы знаете, как я вас люблю. Я себе места не находил последние два месяца. И я рад, что вы не посрамили и с честью вышли из столь тяжёлой ситуации. Сегодня создают семьи три пары, среди которых храбрый молодой человек. Вы уже поняли, что я имею ввиду вот этого смельчака

Указывает рукой на Арутюна.

ГЕНЕРАЛ МАДАТОВ
(продолжает с улыбкой)
Арутюна Алтуняна из Атерка. Так знают отныне русские начальники Арутюна из Атерка. Вы имеете все основания гордиться им. Уверен, что остальные ребята не менее отважны и храбры. Кетцесс, апрекh, шат апрекh вортhинерс. Молодцы, мы гордимся вами. Знайте, я непременно представлю всех, кто содействовал нашему успеху Его Императорскому Величеству государю Николаю Павловичу. Знайте, отныне и на все времена Вы все являетесь подданными великой России. Дорожите этой честью и будьте благодарными её сынами. Сами видите на какие лишения готовы пойти русские солдаты, чтобы обеспечить вашу безопасность и мирную жизнь? Тот выбор, который осуществили вот эти молодые ребята, позволяет нам с надеждой смотреть в будущее.
От имени русского государства, от имени начальников нашего края, от себя лично, я желаю счастья этим новым карабахским семья, желаю им много здоровых детишек, долгих лет жизни и сохранение истинной карабахской упёртости, во благо торжества самой жизни. От имени карабахского начальства дарю вам по карабахскому скакуну.

После сказанного, генерал Мадатов выпивает чару (тhас) тутовки, затем, торжественно подправляет густые усы. Присутствующие чокаются друг с другом, присоединяются с нескрываемым восхищением присоединяются к сказанному генералом. Молодые со смущением кланяются всем и счастливо улыбаются. Мадатов подходит к Арутюну с Мариам, снимает с пояса свою боевую саблю и вручает его Арутюну. Арутюн берёт саблю двумя руками, целует его и кладёт на стол. Мадатов берёт его в крепкие объятия и целует три раза по-христиански, затем он подходит к Мариам, говорит ей отеческие слова и целует в лоб. В это время звучит задорная музыка, все начинают танцевать. В пляс пускается и генерал Мадатов, который не забыл движения танца предков. Народ гуляет, танцует веселится.

СТАРЕЙШИНА АТЕРКА КАРАПЕТ
(сидящим рядом атеркцам)
Смотрите, а ведь наш Ростом танцует не хуже, чем воюет. Вот хhочах какой. Молодец. Видели, что он подарил ребятам? Вы видели, каждой новой семье по "уруруцу"-детской кровати, скакуну в полном обмундировании, а Арутюну ещё и свою боевую саблю подарил. Вот молодец какой. С сегодняшнего дня у нашего Атерка начинается новая страница, которая войдёт в историю, подобно сказаниям наших предков о Сасуне и сасунцах- Давиде, Мгере и других героев. Запомните этот день, братья мои.


Вместе со всеми веселятся русские солдаты и казаки, прибывшие с генералом Мадатовым. По просьбе генерала Мадатова тамада - Тер Петрос снова даёт ему слово.

ГЕНЕРАЛ МАДАТОВ
Родные мои! Знаю, что Вы не очень приветствуете долгие слова. Поэтому, скажу, что помимо всего прочего у меня к Вам, скорее к уважаемому юзбаши Вани Атабекову.
Достает лист бумаги и начинает читать.

ГЕНЕРАЛ МАДАТОВ
(продолжает)
Я знаю, что Вы уже знакомы предписанием от нашего нового начальника, генерала-лейтенанта Паскевича Ивана Фёдоровича от 18-го сентября.

На некоторое время присутствующие начинают переспрашивать, уточнять о каком предписании идёт речь? Понимающие переводят людям суть сказанного генералом. Как только до всех доходит понимание сути сказанного начинается всеобщее одобрение.

ГЕНЕРАЛ МАДАТОВ
(продолжает)
Родные мои! Полагаю, Вы теперь понимаете с каким вниманием наш Государь Император относится ко всем своим подданным? Как видите, ни одно Ваше благодеяние не остаётся без должного внимания. Знайте, никогда Россия не будет грабить своих подданных, за все благодеяния она будет платить сполна. Вы должны быть уверены в том, что ни один пуд провианта, поставленной Вами нашей армии не останется без должной оплаты. Мы уже получаем Вашу помощь в провианте. Она идёт со всех селений и уездов. И наше правительство прекрасно в этом осведомлено.
Скажу Вам больше, наш Государь Император в этом прекрасно осведомлён.

Юзбаши Вани поднимает тhас с араком над головой и говорит.

ЮЗБАШИ ВАНИ
(продолжает на армянском языке)
«Эс тhаснэл тhакавори кенацы» («Эта чара за здоровье Государя»).

Все присутствующие повторяют следом за ним.

ВСЕ ПРИСУТСВУЮЩИЕ
(повторяют вместе)
«Эс тhаснэл такавори кенацы» («Эта чара за здоровье Государя».

Играет музыка. Сначала все поют народную песню о богатырях из эпоса "Сасунци Давид", по окончании песни народ с генералом Мадатовым, юзбаши Вани, старцами Атерка, татарами из Нарештара, гостями из Шуши, соседних селений кружатся в зажигательном танце под зурну и дhол. Царит всеобщая радость и веселье. После зажигательного танца, Мадатов намёком отводит полковника Реутта, юзбаши Вани и Арутюна в сторону на разговор. За стеной дома.

ГЕНЕРАЛ МАДАТОВ
Ну, что родные мои! Я рад, что карабахцы правильно поняли благодатные намерения русского Императора. Однако, хочу заверить Вас, что несколько преждевременно нам успокоится. Сами видели, какая мощь у персов? А ведь эта мощь никуда не делась? Выбив пару тройку тысяч сарбазов и конников из столь многотысячной армии, мы не можем позволить себе почивать на лаврах и жить в спокойствии. Да, мы их победили умением, духом и доблестью.
Боюсь пройдёт ещё не мало времени, когда сможем позволить себе быть спокойными, что более не случится вероломства с их стороны. Недобитый наследный принц, потокаемый англичанами, словно раненый зверь, загнанный в ловушку ещё может сделать нам болевой выпад. И не забывайте, что корни Каджаров тоже всходят из Карабаха, что, сами понимаете, в некотором роде предполагает определённую упёртость.

На последних словах Мадатов улыбается.

ЮЗБАШИ ВАНИ
Да, дорогой наш генерал, мы это знаем. А что нам делать?

Арутюн тоже весь во внимании.

АРУТЮН АЛТУНЯН
(с готовностью)
Да, да, что нам делать?

Мадатов держит паузу, словно для убеждения в готовности своих земляков к решительным действиям.

ГЕНЕРАЛ МАДАТОВ
Вот решили мы усилить линии местными добровольцами. Набираем группы для слежения на наиболее уязвимых участках линии, дабы исключить вероломность их действий. Каждый участок должен будет обеспечен конниками, чтобы успеть скорее оповестить о манёврах персов. Вот, полковник Реутт Иван Иосифович этим будет заниматься. Предполагаем, что с ваших краёв наберётся 50-60 боеспособных добровольцев.
Хочу заметить, что эти действия будут непременно доведены до сведения верховного начальства и даже до самого Государя Императора. Про Ваши самоотверженные действия в подробностях доведены Иван Иосифовичем, мною, генералом Ермоловым Алексей Петровичем уже отправлены в донесениях в С. Петербург. Так, что там в С. Петербурге уже в деталях осведомлены про стойкость Шуши и надёжность Карабахцев. Нам следует и дальше показать нашу расположенность и готовность оставаться надёжной опорой для Государства Российского в нашем Крае. По этому вопросу будете взаимодействовать с господином полковником Реуттом Иван Иосифовичем.

На этих словах Мадатов указывает на Реутта.

ЮЗБАШИ ВАНИ
Дорогой наш генерал, мы непременно наберём должное количество добровольцев. Мы больше наберём. После того, как люди очередной раз убедились в благонадёжности русского начальства и русского солдата, собрать добрую сотню добровольцев даже из Атерка и соседних селений отныне не потребует особых усилий.

АРУТЮН АЛТУНЯН
(абсолютно счастливый возможностью послужить народу, никак без воздействия арака)
Вай, генерал-джан, да, все мои друзья хоть сегодня готовы выдвинуться куда следует.
Все смеются над словами Арутюна.

ГЕНЕРАЛ МАДАТОВ
(несколько повеселев, улыбаясь Арутюну)
Благодарю вас за готовность, только после такой свадьбы вам ещё некоторое время следует побыть дома, со своими молодыми жёнами.

Мадатов переходит на задорную шутку.

ГЕНЕРАЛ МАДАТОВ
(продолжает, почти хохоча)
Вы хоть представляете, что с нами будет, если Государь Император Николай Павлович узнает, что я в первый день разлучил после свадьбы трёх молодожёнов, пускай и готовых к этому? Да, он разжалует нас с Иван Иосифовичем в поручики, а может и вовсе в солдаты, в придачу, может и генерала Ермолова разжалуют.

Присутствующие с достоинством отмечают юмор генерала и разражаются таким хохотом и весельем, что невольно привлекают внимание танцующихся и веселящихся на самой свадьбе. Так, под воздействием сложившего веселого настроя они вновь вступают в завораживающий пляс под звуки зурны, саза и дhола.

Слово передаёт тамада Идаяту Бахшалиеву из Нарештара.

ТАТАРИН 1 ИЗ НАРЕШТАРА ИДАЯТ БАХШАЛИЕВ
(на татарском-азербайджанском языке)
Дорогие друзья! Я уже не молодой человек. Многое повидал на своём веку. Хочу сказать, дорогие мои! Мы, карабахцы, не взирая на наши национальности и веру, вместе справляем свадьбы, участвуем в тяжёлых днях друг друга.
Я хочу пожелать сегодняшним прекрасным парам счастья и благоденствия, долгой и доброй жизни, много здоровых и умных детишек. Хочу, чтобы мы наконец приобрели мир. И этот мир в наших землях с честью обеспечивают доблестные русские войска. Наших детей мы одинаково учим добру, совестливости, справедливости, взаимного уважения и никакого своего превосходства над другими. Продолжайте и далее сеять добро и благо. Именно такое отношение мы видим и со стороны русских. Именно по этой причине, нам следует с благодарностью принять снисхождение русского царя и русского начальства. Мы, со своей стороны будем делать всё, чтобы наши собратья мусульмане с такой благодарностью приняли русских, как и наши братья армяне. Благодарю вас за внимание. Ашуг чал! (музыканты играте!

26. НАТ. 15 АВГУСТА 2017 ГОДА. КАРАБАХ-АРЦАХ. ГОРОД ШУШИ. ПЛАТО КАНЬОН УНОТ.  ДЕНЬ
ДЕД ОВАНЕС, ГАРЕГИН, ВНУК МОВСЕС, ПОСЕТИТЕЛИ КАФЕ, ТУРИСТЫ, ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ

Музыка - дудук. Панорама пейзажей Шуши. В провинциальном кафе с названием "КАНЬОН УНОТ" дед Ованес продолжает своё повествование. Официанты подают фирменный урцевый чай с божественным ароматом и кизиловое варенье.

ГОЛОС ДЕДА ОВАНЕСА
Карабахцы Джрабердского уезда, куда входило и селение Атерк, возглавляемые юзбаши Вани, принялись немедленно исполнять поручения начальства.
Не менее двух раз в месяц в течение двух лет они доставляли обозы с провиантом в Шуши, где отныне располагался штаб 42-го егерьского полка. Так эта необычная свадьба в карабахском селении Атерк Джрабердского уезда вошла в историю взаимоотношений карабахцев, уже бывшими подданными Великой России, с государством российским.

ВНУК МОВСЕС
Какими же, всё таки, мудрыми были наши предки? Без всяких долгих объяснений и разъяснеий

ГОЛОС ДЕДА ОВАНЕСА
Знаете, хотел бы отметить, что случались и неприятности. Вот, по наветам недоброжелательных людей, кратковременное пребывание мелика Вани и архиепископа Саркиса в персидском стане представлено было в превратном виде. Сами понимаете, время было тревожное, разбирать было некогда. И вот, случилось невероятное. Мелик Вани без суда и следствия в административном порядке был выслан в Баку, а архиепископ Саркис, привезенный под конвоем в Тифлис, подвергнут суду как гражданскому, так и духовному, который предварительно должен был снять с него архиепископский сан.

ВНУК МОВСЕС
Как? За что?

ГОЛОС ДЕДА ОВАНЕСА
Успокойся, дорогой.
И тогда людям свойственно было ошибаться. Тем не менее, после тщательного расследования выяснилось, что эти достойнейшие люди Карабаха были гнусно оклеветаны. И вскоре, они оба были совершенно оправданы.

ВНУК МОВСЕС
Фу! Слава Богу. А то я уже начал плохо думать о правоохранителях того времени.


ГОЛОС ДЕДА ОВАНЕСА
(улыбаясь)
С правоохранителями тогда всё было нормально.
Мелик Вани был возвращён из Баку и обласкан самим Паскевичем, а архиепископ Саркис отправлен обратно на прежнюю свою кафедру в Карабах. Тогда же, через некоторое время, когда Эриванское и Нахичеванское ханства были присоединены к России, управление этой новой, обширной епархией поручено было именно ему, с саном митрополита, а на его место в Карабах назначен был родной племянник, митрополит Багдасар. Впрочем, это уже несколько другая история.

ВНУК МОВСЕС
Слава Богу, что так быстро восстановлено их честное имя. Представляю, с какой обидой в душе они прожили те дни опалы. Следует отметить, что и здесь справедливость восторжествовала.

ГОЛОС ДЕДА ОВАНЕСА
За, что люди и восхваляли своих новых правителей, в особенности Государя Императора.
Конечно, тогда люди ещё понятия не имели о справедливом социалистическом государственном устройстве, без Императора и всяких сословных различий. Однако, после многовекового тяжёлого существования в постоянном страхе и тревоге, нахождение в составе Великой мировой державы, предавало нашему народу новый импульс для восприятия и развития, для возрождения. Между прочем, я помню старейшин, которые в моей молодости и не только при официальных поводах, а, даже, при семейных, домашних торжествах, первый тhас поднимали всегда за здравие Царя. «Эс тhасн эл тhакhавори кенацы» («Эта чара за здоровье государя»).

Продолжение следует....