Карабахский гамбит часть 8 Эпизод 8. 1

Ион Жани
КАРАБАХСКИЙ ГАМБИТ
Начало:
http://www.proza.ru/2018/02/11/2369
http://www.proza.ru/2018/02/20/1204
http://www.proza.ru/2018/02/20/1855
http://www.proza.ru/2018/02/21/878
http://www.proza.ru/2018/02/21/1009
http://www.proza.ru/2018/02/21/1316
http://www.proza.ru/2018/02/21/1336
http://www.proza.ru/2018/02/21/1354
http://www.proza.ru/2018/02/21/2023
http://www.proza.ru/2018/02/21/2023
http://www.proza.ru/2018/02/21/2129
http://www.proza.ru/2018/02/21/2140
http://www.proza.ru/2018/02/21/2175
http://www.proza.ru/2018/02/21/2243
http://www.proza.ru/2018/02/22/71



8 ЧАСТЬ.        Эпизод 8.1

 

ОСЕНЬ В КАРАБАХЕ

20. НАТ. 15 АВГУСТА 2017 ГОДА. КАРАБАХ-АРЦАХ. ГОРОД ШУШИ. ПЛАТО КАНЬОН УНОТ.  ДЕНЬ
ДЕД ОВАНЕС, ГАРЕГИН, ВНУК МОВСЕС, ПОСЕТИТЕЛИ КАФЕ, ТУРИСТЫ, ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ

Музыка - дудук. Панорама пейзажей Шуши. В провинциальном кафе с названием "КАНЬОН УНОТ" дед Ованес продолжает своё повествование. Официанты подают фирменный урцевый чай с божественным ароматом и кизиловое варенье.

ДЕД ОВАНЕС
(повторяет прищурившись)
Конечно же, такие государства, как наша Армения, Грузия, Азербайджан и т. п., тем более, Арцах, интересны сегодняшним тем самым адептам, которых называют "Западом", "америкой, "англосаксами", иногда, "прогрессивным человечеством", постольку, поскольку с нашей помощью они могут навредить России. Да, дети мои, основная цель у них- это Россия. Её развал и уничтожение, как великого государства.

ВНУК МОВСЕС
Дед, а что с нами станет, если им это удастся?

ДЕД ОВАНЕС
Вот видишь, и ты пришёл к осознанию того, что понял провидец Хачатур Абовян, чего никак не хотят заметить некоторые представители сегодняшних национальных элит, включая, и армянскую. Просто поразительна прозорливость Хачатура Абовяна, который предвидел на столетие вперёд, а, сегодняшние "умники", с умным выражением лица, не способны видеть, как говорится, дальше своего носа.

ВНУК МОВСЕС
Дед, но ведь немало всяких знаменитостей разной национальности в странах, не попавших под влияние русских?

ДЕД ОВАНЕС
Вот, именно, всяких отдельных знаменитостей разных национальностей, которых мы знаем, по причине того, что существуют национальные государства. Мы уже говорили об этом. В таких государствах, как наша Армения, или Арцах, народ, благодаря усилиям этих "друзей человечества", должен превратиться в сборище отдельных людей-человеков, с которыми можно поступать, как угодно. Разве смеет сегодня, кто-либо из этих людей-человеков, что-либо сказать против адептов Танаха?

ВНУК МОВСЕС
(глубоко вздохнув)
Дед. А дед. Вроде бы, всё это понятно. А делать то, что? Не будем же говорить об истреблении тех самых адептов?

ДЕД ОВАНЕС
(с усмешкой)
А вот это самый главный вопрос всех мыслителей во все времена. Что делать? Вряд ли можно придумать лучше того, что сделал мудрый Сталин.

ВНУК МОВСЕС
Вот, интересно, что сделал Сталин?

ДЕД ОВАНЕС
А Сталин совершил чудо. Он понял, что корень всех бед человечества заключается в его невежестве и не просвещённости. Вот он и принялся за просвещение и образование, прививание чувства совестливости и тяге к справедливости. И как Вы понимаете эти качества не могли появляться у какой-то отдельной части народа, Советского народа? И, вы знаете, у него почти это получилось. Подавляющее большинство представителей тех самых адептов с радостью восприняло своё освобождение от своих бесчеловечных обязательств поведения среди других народов. Заметное уменьшение тотального давления со стороны своих, так называемых, мудрецов-учителей, количество которых существенно было сокращено, ввиду их практического объявления вне закона, для обычных адептов стало чудодейственным средством для их облагораживания и самореализации для всеобщего блага. Никогда в своей истории они не были столь свободны, счастливы от предоставленной возможности жить по одним и тем же законам и традициям со всеми. Сталин, единственный человек в мире, наверное, после Иисуса Христа, который почти освободил их от обязанностей, наложенных на них, со времён начала внушения им об их богоизбранности, со всем вытекающим из этого подавлением их индивидуальности.

ВНУК МОВСЕС
Дед, а сейчас чего-то делать нам?

 ДЕД ОВАНЕС   
По мне, для начала каждый, мало-мальски уважающий себя человек должен об этом знать, знать историю, хотя бы познавательно изучать Святые Писания, затем, каждый должен об этом задуматься. Но, самое главное, каждый истинный интеллектуал, мыслящий человек, не продавший душу дьяволу, как говорится, должен научиться с состраданием и доброжелательностью об этом говорить и писать, довести до колеблющихся понимание и осознание того, что среди людей не может быть богоизбранных, отличающихся от всех остальных своим статусом в общественной иерархии. Вот и всё. Собственно, этим и занимался Иосиф Сталин, благодаря кому представителям всех без исключения народов его СССР предоставилась невероятная возможность наивысшей самореализации. И те самые адепты, в этом не стали исключением. А сегодня, для начала, нам нужно научиться относиться к ним с жалостью. Так, что дети мои, их надо жалеть!

ГАРЕГИН И ВНУК МОВСЕС
(практически одновременно, в унисон, удивлённо)
Жалеть?

ВНУК МОВСЕС
Как жалеть?

ДЕД ОВАНЕС
(улыбаясь, после интригующей паузы)
Да, дети мои. Именно, жалеть. Конечно, жалеть.

ГАРЕГИН
Ованес hопар, способность к жалости конечно это удел сильных духом. Однако, разве жалость способна обезоружить кого-либо, особенно тех, кто вооружён столь безжалостной и разрушительной идеологией, передающейся из поколения в поколение на протяжении многих веков?

ДЕД ОВАНЕС
Понимаете, дети мои? На сей счёт каждый здравомыслящий человек волен иметь своё видение. По мне, только жалость к той, очень не многочисленной части человечества, кого, по не ведомо, какой причине, на протяжение многих веков внушаются совершенно бесчеловечные формы человеческого общежития, может обеспечить благородство всей остальной его подавляющей части. Разве не заслуживают жалости люди, которым чужды и не доступны, такие обычные человеческие ценности, как наличие совести, стремление к справедливости и объективности, допущение возможности уважительного отношения к инородцам? Я уже не говорю, о том, что для таковых бессовестных особей, инородцы должны быть восприняты подобно бессловесному скоту, лишённые разума и души.
Однако, мы прекрасно знаем, что в основной массе людям присущи совесть и общечеловеческие ценности, а отсутствие совести, это удел немногочисленных, которых без сомнения можно причислить к категории убогих и жалких. Подобно чувства жалости к контингенту спецучреждений с палатой №06, которых изолируют от общества по причине их обделённости самим  Создателем, людям, не обделённым совести, ничего не остаётся, как с жалостью относится к тем, кому внушают о великом человеческом благе в отвержении самого понятия совесть. Собственно, если углубиться в это, непременно придёте к тому, что на этом благородном качестве и строился на протяжение многих столетий тот самый Русский Мир, который и стал основой СССР Сталина.

ВНУК МОВСЕС
Кажется, я понял, дед, твою мысль. Что-то вроде того, что нормальные люди не позволят жестокости по отношению к убогим и ума лишённым. Не могут они позволить жестокость и по отношению к тем, кто волею судьбы изначально лишён такого простого, но важного человеческого качества, как совесть. Именно совесть, наравне с разумом и обладанием души отличает основное человечество от её незначительной части, которую мы уже знаем, в качестве тех самых адептов. И именно в СССР Сталина до всех народов без исключения было доведено то, что, даже  осознание необходимости совести облагораживает не только личность, но и способно сотворить чудеса с целыми народами. 

ДЕД ОВАНЕС
Некоторые считают, что наш народ смог бы достичь много большего, если бы нам свелось остаться в составе Турции, Ирана, или ещё какой страны.
Видите ли, их не очень устраивает, что самый большой из существующих в те времена армянских городов, город Ереван, из провинциального отсталого 15-18 тысячного города, в котором, самым значимым сооружением была мусульманская мечеть, стал таким красавцем, миллионным городом. Городом красавцем, где есть всё, что может украсить любую цивилизованную столицу мира, куда с удовольствием приезжают люди со всего мира. Чего, между прочем, лишён 40 миллионный курдский народ, которому, да, не посчастливилось оказаться, как говорится, в зоне интересов России. Попробуйте только сравнить участь столь многочисленного народа, как курдский с нашей. Пусть и ценой неимоверных жертв, именно, благодаря тому, что наши мудрые предки поняли истинную сущность русской глобальной миссии по спасению человечества от сравнительно небольшой горстки неадекватных и убогих представителей рода человеческого, мы сегодня обладаем тем, чем обладаем. И нам следует, наверное, благодарить Бога, что нас миновала судьба тех же Курдов, Езидов, Ассорийцев, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, и т. д., и т. д.

ВНУК МОВСЕС
Да, теперь я понимаю, почему этих следует жалеть.
Потому как, нормальный человек не может по-иному относиться к тем, кто обречён на убогость, безумие и напрочь лишён совести. Жалость и реанимация в их, почти умерщвлённых душах Совести, вот задача всех остальных нормальных людей. И в этом основная миссия возложена, именно, на Россию, которая на протяжении всей своей истории этим и занимается. Видимо в этом и заключено Великое предназначение благородной России на протяжение веков. И сегодняшний день не является исключением. Собственно, противники облагораживания человечества, именно, за это и хотят расчленить и уничтожить Россию. Порой кажется, что, вот, вот от неё мало, что останется. Однако, каждый раз, она, как птица феникс, возрождается вновь и вновь. И вместе с ней возрождаются все те народы, которые оказываются, как в составе России, так и попадают в радиус доступности её благодеяний.

  ДЕД ОВАНЕС
Точно так. И никак иначе. И что важно, именно, в те годы, когда некоторой части нашего народа, наряду с другими народами суждено было оказаться в сфере спасательных, я бы сказал, мессианских интересов России, для наших мудрых предков не требовалось много времени, чтобы понять благодатность такой участи. Совершенно неграмотным людям из глухих, казалось бы, Богом забытых провинций, удалось с невероятной мудростью разобраться в сложных перипетиях исторических событий и принять единственно верное решение, от которого, увы, всё больше удаляются сегодняшние, казалось бы, осведомлённые во всём и вся, некоторые наши учённые сородичи. Я могу даже сказать, в чём причина всего этого.
Внук Мовсес и Гарегин вопросительно смотрят на деда Ованеса.

ВНУК МОВСЕС
(несколько недоумённо)
И в чём?

ДЕД ОВАНЕС
Да, причина всего этого кроется в том, что люди, подобно туземцам в древности, очень легко соблазняются всякими побрякушками, удобными и привлекательными штучками, вовлекаются в бесконечную гонку за красивой и удобной жизнью. На первый взгляд, вроде бы в этом нет ничего плохого? Однако, это только на первый взгляд. Потому, что за этой неуёмной потребительской гонкой и всеобъемлющем желании красиво путешествовать и отдохнуть, таится бацилла деградации и уничтожение инстинкта общественного самосохранения, лежащая в основе нормального государственного строительства. У людей возникает ощущение бесполезности существования самого государства. Мол, какая разница где человеку жить, лишь бы ему было хорошо и беззаботно? Однако, в подобном состоянии народы находились не раз в истории. И как показывает взгляд в историю, как только люди окончательно выбирают главенство личного над национальным-общественным, тут же наступают тяжёлые времена, за которые расплачиваются уже следующие поколения.

ВНУК МОВСЕС
Дед, и всё, таки, что в этом такого плохого, когда человек хочет красиво, беззаботно, с удобством жить в достатке и отдыхать, отдыхать, да ещё путешествовать по разным уголкам планеты земля?

ДЕД ОВАНЕС
Наверное, только глупый человек может видеть в таком стремлении людей нечто плохое. Дело в том, что распределение земных богатств происходит по очень сложному алгоритму. И этот алгоритм имеет своего автора. И автором всего этого являются те, кто смог придумать и навязать человечеству столь универсальную экономическую систему. Думаю, что это может быть темой для большого разговора. Поверьте, мне, ничего в мире не происходит просто так. Можно сказать, что все основные природные и социальные явления закономерны. Если вы думаете, что так называемый Запад, куда направлены взоры всех наших современников, живёт богато, красиво и в достатке, потому, что там люди умнее или, там они работают лучше, чем в других странах, в частности, в странах бывшего СССР? То вы глубоко ошибаетесь. Достаточно посмотреть на сумму долга каждого жителя этих зажиточных стран Запада и США, чтобы возникли сомнения в основательности их видимого благополучия. Об этом можно говорить долго.
Только на примере такой страны, как Франция, можно проследить каким образом некогда великая французская европейская нация с глубокими христианскими традициями превращается в отдельных толерантных «человеков» разных национальностей, цвета кожи, вероисповедования и традиций, которые даже отдалённо не напоминают французов. Возможно, эти французы и живут не плохо, но, никто не может с уверенностью сказать, что государство Франция сегодня та, о которой мечтали великие французы прошлого. Впрочем, тоже самое можно говорить и о Германии, и других странах, так называемого, Евросоюза.

ВНУК МОВСЕС
Дед, я знаю, что у тебя есть много чего, что непременно может быть нам полезно знать. Только, боюсь, мы очень сильно отвлечёмся от событий тех далёких лет. Очень хочется, прямо не терпится узнать, что же стало с теми славными героями прошлого. Наверное, те события и имеют взаимосвязь с тем, о чём ты говоришь? Только, боюсь моего молодого мозга не хватит, чтобы запомнить и усвоить услышанное от тебя в таком большом количестве.

Гарегин и дед Ованес смотрят на Мовсеса и улыбаются.

ГАРЕГИН
(продолжая улыбаться)
Между прочем, Ованес hопар, я с Мовсесом вполне солидарен.

ДЕД ОВАНЕС
(тоже улыбаясь- хитро)
Ну, что же. Вернёмся к нашим героям.
Да, Елизаветпольская победа выдвинула на сцену кавказских войн новую легендарную личность, генерал-адъютанта Ивана Федоровича Паскевича. Однако, должен вам сказать, что до назначения Паскевича с ним хорошо поработали те самые "доброжелатели" России из числа высокопоставленных вельмож, с которыми во всю удалось наладить отношения тем самым друзьям Малькольма. При всей самостоятельности Императора Николай Павловича, ему также не удалось избежать от воздействия мнений этих же приближенных ко Двору вельмож, с завистью относящихся к истинным патриотам России. И совершенно не случайно в их списке должен был оказаться генерал Ермолов. Как помните, он сам признавался в своих ошибках.

ГАРЕГИН
Да представляю, как должно было быть генералу-патриоту, чувствовать не доверие своего Государя, которому готов был служить верой и правдой до последнего вздоха. 

ДЕД ОГАНЕС
Однако, сами понимаете, это обстоятельство не должно затемнять несомненно выдающихся дарований знаменитого будущего фельдмаршала, выразившихся в его деятельности.
Паскевич принадлежал к тем баловням судьбы, которым все давалось без усилий. Сама внешность его выдавалась в общей массе. При цветущем здоровье и неутомимости в перенесении военных тяг, он отличался замечательно красивой наружностью. Из-под роскошных тёмных кудрей, в художественном беспорядке обрамлявших его чело, сверкали большие, светлые голубые глаза, в которых светился огонь сосредоточенной решимости. В них было, однако, что-то строгое, надменное, что на людей, встречавшихся с ним взором, производило, как говорили современники, тяжёлое впечатление. На Кавказ Паскевич приехал в лучшую пору своей жизни; ему было только сорок пять. За ним следовала уже громкая репутация, приобретённая в великих войнах начала нынешнего века. Все прошлое его состояло из какого-то странного сочетания несомненных талантов со счастливыми случайностями, которым он был обязан и самым началом блестящей карьеры.

Внук Мовсес и Гарегин с большим вниманием слушают складную речь деда.

ДЕД ОГАНЕС
(продолжает)
Он родился 8 мая 1782 года в Полтаве, и как представитель древней и богатой малороссийской фамилии получил воспитание в Пажеском корпусе. Отсюда он был выпущен поручиком в Преображенский полк и, при совершенно исключительных обстоятельствах, назначен прямо флигель-адъютантом к императору Павлу Петровичу. Наступило новое царствование и вместе с ним – ряд войн.
Перед Паскевичем открывается путь военных отличий, которые могли быть тем заметнее при блестящем положении его при Дворе. Весной 1809 года он уже был полковником. На штурме Браилова его жестоко ранили в голову; это: однако, не помешало ему участвовать во всех важнейших делах, под начальством князя Прозоровского, Багратиона и графа Каменского. Под Варной, 22 июля 1810 года, Паскевич, с одним Витебским полком, отразил яростную вылазку турецкой армии и отстоял русскую позицию; это доставило ему Георгия 3-го класса (4-ю степень он имел ранее, за штурм Пазарджика), а за сражение под Батыном произведен в генерал-майоры, всего на двадцать девятом году от роду.

ВНУК МОВСЕС
Однако, не плохой послужной у Паскевича? В двадцать девять лет становится генерал-майором не каждому удавалось. Да, и видно, что не был Паскевич "мажориком", как бы сегодня сказали.

Все смеются.

ДЕД ОГАНЕС
Да, тогда богатые считали за честь служение отечеству. И они все начинали с низших чинов. Вот и Паскевичу, пять лет, проведённые на турецкой войне, послужили отличной школой. Там он приобрел опыт и знание по изучению противника, которые так пригодились ему впоследствии в походах.
Назначенный, с производством в генералы в 29 лет, шефом Орловского пехотного полка, Паскевич поселился в Киеве в родной Малороссии. Там он оставался около года, до начала отечественной войны, когда стал одним из видных деятелей, во главе двадцать шестой пехотной дивизии. Начавшийся продолжительный период больших европейских войн открыл талантам и храбрости Паскевича широкое поприще. За отечественную войну Паскевич был награжден аннинской лентой и Владимиром 2-го класса. В Вильне Кутузов представил его императору Александру как генерала, выдающегося своими боевыми заслугами, – и государь сам поручил ему осаду Модлина. Сражение под Лейпцигом доставило Паскевичу чин генерал-лейтенанта, на тридцать первом году его жизни, а взятие Парижа, где он командовал второй гренадерской дивизией -Александровскую ленту.

ВНУК МОВСЕС
Между прочем сегодня никто не вспоминает про то, что предшественница Советской армии, которая победоносно вошла в Берлин, русская армия, за сто тридцать лет до этого столь же победоносно, я бы сказал, триумфально, вошла в Париж. Я помню дед твой рассказ про это.
И, всё это становилось возможным, благодаря тем самым русским воинам, которые так самоотверженно воевали в Шуше, в Карабахе, на Кавказе, всюду, куда их посылала Государь Император во главе со славными начальниками- генералами Ермоловым, Паскевичем, Вельяминовым, Мадатовым и т. д., и т. д..

ДЕД ОГАНЕС
Совершенно верно, внучек. По окончании войн, Паскевич сопровождал великого князя Михаила Павловича в путешествии его по Европе, затем командовал первой гвардейской пехотной дивизией, и, наконец, за год до кончины императора Александра, назначен был генерал-адъютантом и командиром первого пехотного корпуса, расположенного в Остзейских губерниях. Здесь, в Митаве, Он получил известие о петербургских событиях 14 декабря, и поспешил в столицу. Новый император принял его как заслуженного генерала и назначил членом верховного уголовного суда, учреждённого над декабристами.
В качестве генерал-адъютанта Паскевич сопровождал государя в Москву на коронацию, и, с этого момента, начинается его крупная историческая роль.

ГАРЕГИН
Остаётся удивляться тому, как хорошо Николай Первый разбирался в людях?
Хотя, наверняка, во дворе императорском неустанно вели свою разрушительную деятельность недоброжелатели государства, которым так и не терпелось загнать в Императорскую опалу наиболее преданных ему людей. Теперь понятно, благодаря чьим усилиям Николай первый должен был негативно относиться к таким, как генерал Ермолов.

ДЕД ОГАНЕС
Ну, да, на фоне потрясений от откровений, тех же, декабристов, каждый из которых после ареста, при всем своём псевдо- благородстве, старался скорей заложить остальных, дабы спасти свою шкуру, а, также, тревожных новостей с персидского фронта, вот этим деятелям, порой удаётся внести определённую неясность в среду истинных патриотов. Убедив Николай Павловича в вредности, сугубо, оборонительной тактики Ермолова на первой стадии войны, им отчасти удалось вызвать определённое недоверие Императора к Ермолову. И Императору Николаю Павловичу ничего не остаётся, как думать о замене генерала Ермолова человеком, в котором он был уверен, без сомнения. Одно хорошо, что выбор его пал на не менее патриотичного генерала Паскевича Ивана Фёдоровича. 

ВНУК МОВСЕС
Да, жаль конечно, генерала Ермолова.
Хотя, с другой стороны, насколько я понимаю, русским генералам были чужды всякие нежности. Судя по тому, как богата послужная география, того же самого, генерала Паскевича, можно понять, что они готовы были к любым перипетиям судьбы. Впрочем, если они готовы были в любой момент пожертвовать собой, то, что говорить об их готовности к любому переводу, или, даже, к отставке?

ДЕД ОГАНЕС
(довольный умозаключением внука)
Всё верно говоришь, внучек. Конечно же, Кавказ в лице генерала Паскевича получил одного из умнейших людей, наделённого военным и политическим даром. Сегодня с сожалением можно говорить о том, как выиграл бы наш край от сочетания дарований этих двух славных представителей своего века, Ермолова и Паскевича, если бы они смогли объединить свои усилия в достижении успехов на Кавказе. Конечно, Ермолов приобретал бы в лице Паскевиче энергичного помощника, Паскевич же имел бы в лице Ермолове глубокого и мудрого политика и знатока местных условий, опытного военного руководителя, достигшей невиданной военной славы. Забегая вперёд, скажу, что, увы, этого не случилось.
К сожалению, изначально, теперь вы уже знаете по какой причине, Паскевич настроен был достаточно негативно и критично к генералу Ермолову.
Он прекрасно знал, что Ермолов слыл достаточно гордым человеком и, как ему успели внушить, не способен был подчиняться, не допускал никакого влияния на себя.

ГАРЕГИН
Ну, да, понять Ермолова можно. Как ни как, так долго служил в столь сложном окружении, где ежедневно, в течении столь долгого времени, приходилось принимать ответственные решения. Когда, необходимо было усмирить нас, многообразных свободолюбивых кавказцев, и, вместе с этим, довести до, практически, абсолютно не грамотных людей, то самое благостную и благожелательную сущность Русского Мира. Конечно, это тоже можно назвать несвободой. Однако, разве, когда-либо, такие малые народы, как наши, на Кавказе, могут быть абсолютно свободными? Впрочем, Ованес hопар, я отвлёкся.

ДЕД ОВАНЕС
И вот, появившись на Кавказе, Паскевич, при всей своём желании слыть объективным, волей не волей искал какие-либо упущения, огрехи в управлении Кавказским краем, что, в общем то, его и не касались. При этом нередко он прислушивался к откровенным доносам разных сомнительных личностей.
Незнакомый ни с местными условиями солдатской жизни, ни с подчинёнными ему лицами, он в начале был строг, взыскателен и своенравен в отношении к тем самым войскам, которыми, впоследствии, когда он познакомился ближе, сам же не мог нахвалиться.

ГАРЕГИН
В принципе, его можно понять. Как ни как, такая ответственность.

ДЕД ОГАНЕС
Справедливости ради, следует отметить, что в начале он не всегда был объективен, когда в своих донесениях Императору прикладывал данные, предоставленные одним не хорошим армянином по фамилии Караганов, прозванным в народе Ванькой-Каином, который ненавидел генералов Ермолова, Вельяминова и Мадатова. Случалось, что за глаза он благодарил и превозносил доблесть Мадатова и Вельяминова, а в письмах к государю набрасывал тени и на того, и на другого.

ГАРЕГИН
Да, к сожалению, такое бывает, когда, вроде бы одинаково патриотичные люди, готовые жертвовать жизнью за Отчизну, порой становятся в непримиримую конфронтацию и даже вражду.

ВНУК МОВСЕС
(в шутку)
Ну, да, особенно когда рядом, кто-то сильно старается в этом направлении.

ГАРЕГИН
Конечно, если кто-то ещё и старается при этом неустанно, то в такую вражду можно согнать и совершенно родных людей. Вон, в фильме "Братья Сароян" наглядно показано, как два брата становятся непримиримыми врагами и, в итоге, оба погибают. Полагаю, нечто подобное происходило и во взаимоотношениях генералов Паскевича и Ермолова, или с людьми, которым предназначены были великие свершения.

ДЕД ОГАНЕС
Кстати, всё это продолжалось до тех пор, пока между Паскевичем и Ермоловым не состоялся откровенный разговор. После которой Паскевичу пришлось в душе сожалеть о своей не объективной оценке деятельности Ермолова. Тем не менее, справедливо то, что при всех сложностях их межличностных отношений, они до последней капли крови готовы были служить во благо России. Разве, что следует вдвойне сожалеть о том, что столь непредвзятое отношение Паскевича коснулось не одного Ермолова, а распространилось на всех его ближайших сподвижников. И уже в первом донесении его Государю не мало критики было в адрес Вельяминова и Мадатова, которым он, впрочем,  был обязан в значительной мере победой.
Войска и офицеры, боготворившие Ермолова, естественно не остались равнодушными к этим действиям Паскевича, о которых многие не могли не догадываться и относились к новому начальнику с холодной сдержанностью, а это, в свою очередь, сердило Паскевича и побуждало его действовать против Ермолова тем с большей энергией. Все это должно было кончиться тем, что Ермолов – пал и были устранены с Кавказа лучшие его генералы. Однако, пожалуй, мы немного увлеклись в личностной оценке героев тех далёких времён. Думаю, вы уже поняли, что прибытие на Кавказ генерала Паскевича, означало начало карьеры замечательного генерала и закат эпохи не менее замечательного генерала Ермолова.

ВНУК МОВСЕС
(задумчиво)
А как же к этому относились войска?

ДЕД ОВАНЕС
А вот это интересный вопрос. Дело в том, что, к счастью, в кавказских войсках жил, так называемый, мощный дух “екатерининский и суворовский”, как выразился в последствии генерал-фельдмаршал Дибич. Что означало, что новое начальство ничего не могло изменить в войсках в худшую сторону, и солдаты были уверены, что при любом раскладе новое начальство должно было повести их к новым победам.
Короче, солдатам тогда в русской армии не принято было "умничать", как говорится.

ГАРЕГИН
А, как же Карабахцы? Народ же тоже замечал все эти разногласия?

ДЕД ОВАНЕС
А что народ? В те времена, мало кто имел возможность близко общаться с большими начальниками. В основном им приходилось иметь дело с наместниками, солдатами, казаками, а также, законами, которые устанавливались на российский лад. Всегда среди народа находились те, кто мог направить всех остальных на верные дела. Именно, благодаря таким представителям народа обдумывались средства, какими можно бы было помочь осажденной крепости, ослабить народные бедствия и прекратить кровавую, бессмысленную резню. Во многом, благодаря таким представителям из народа, армяне Карабаха не явились с покорностью и не встретили персов с хлебом и солью, как это сделали татары, не отдали цвет своей молодежи в ряды их армии, что позволило бы им достоверно сохранить и жизнь, и имущество. Однако, среди армян не нашлось изменников, а если бы таковые и появились бы, все они были бы обречены на гибель. Как вы уже могли убедиться, одним из таких Спасителей народа в то тяжкое время и был юзбаши Вани Атабеков.
Имея таких славных сынов, которых благоволили русские начальники, народ, также, относился к ним с уважением и доверием. И они с благосклонностью принимали всякого русского начальника.

ВНУК МОВСЕС
Да-а, дела! Дед, на этот раз мы очень сильно отвлеклись. Хотя, я уже не знаю, что интереснее слушать. Давай всё, таки вернёмся в 1826 год. Что же стало с нашими героями далее?

ДЕД ОВАНЕС
(довольный, что смог так заинтересовать собеседников)
Да, ты прав. Давайте вернёмся в те дни...

ДЕД ОВАНЕС
(продолжает после некоторой паузы)
Победоносный корпус Паскевича-Мадатова, нанесший поражение персам под Елизаветполем, быстро двигался вперед по следам бегущего неприятеля. От селения Атерк у реки Тер-Тер,–пункт, с которого началось прослеженное русскими движение Аббас-Мирзы навстречу Мадатову,– войска делали по тридцать и тридцать пять вёрст в сутки. Персы нигде не встречались. Они бежали с такой быстротой, что 18 сентября были уже за Араксом. Но в разорённой пребыванием шестидесятитысячной армии Аббас-Мирзы и обезлюдевшем крае отряду с каждым днём всё больше не хватало продовольствия и это становилось существенной проблемой.

ВНУК МОВСЕС
Ну, да, конечно! Сколько народу, так много времени находились в Карабахе. Конечно же, у всех запасы должны были закончится.

ГАРЕГИН
Да, благо, всё же земля у нас благодатная. И время этих событий пришлось на дни, когда земля кормилица отдаёт наибольшие блага.

ДЕД ОВАНЕС
Между прочем, нелишне отметить, что при всей жестокости событий тех дней, в истории не осталось никаких свидетельств, так называемого, голодомора. Несомненно, это свидетельствует о благодатности природы нашего Карабаха. Не раз в истории можно было убедиться в том, что Карабах может быть не дотационным. Наш Карабах всегда давал больше, чем получал. И для этого, необходимо, чтобы карабахцы жили под мирным небом. Однако, даже в столь тяжёлые для всех дни карабахцы смогли с честью встретить своих освободителей. И вот 25 сентября, казалось весь Карабах встречал своего незабвенного сына - спасителя и героя, генерала Мадатова. Вступая теперь снова в должность окружного начальника, он принимал на себя тяжёлую обязанность обеспечить продовольствием, вступавший в Карабах, одиннадцатитысячный русский корпус.
Для начала, генерал Мадатов, считая полезным рассеять ложные слухи, распущенные персами о его смерти, опередил свой отряд и, свернув с дороги от речки Хачэн, близ Шах-Булаха, выдвинулся с пятьюдесятью казаками в Шушу, конечно же, обязанную ему, как победителю под Шамхором, своим спасением.

ГОЛОС ДЕДА ОВАНЕСА
Тем временем, прогнав персов из Карабаха перед русским начальством встала проблема по обеспечению войск провиантом. Паскевич стал искать способы по решению этой проблемы. Он написал письма с просьбой всем меликам и старшинам Края, призывая их к содействию в этом вопросе. Написал генерал Паскевич письмо Джрабердскому юзбаши Вани Арутюни Атабекову. И вот 20 сентября 1826 года, мелик Вани с этим посланием Паскевича прибыл в то же селение Атерк. Если пару недель назад они собрались здесь, чтобы организовать сбор продуктов для персидской армии, то теперь следовало просить измождённое население села оказать посильную помощь в сборе провианта для русского корпуса.

ВНУК МОВСЕС
Да-а! Представляю, какого ему было, появиться в селе во второй раз за две недели, с воззванием о сборе помощи у людей, у которых вряд ли осталось, что в закромах?

Продолжение следует....