Эксперимент

Светлана Мельникова 2
               

     Леночка шла из школы и плакала. Плакала она не оттого, что Иванов Петя подставил ей сегодня подножку, и не из-за того, что получила тройку по русскому языку. Всё было более банально: слёзы лились от того, что её единственная подружка не дала откусить от своего ароматного пирожка кусочек.
     - Я совсем маленький кусочек хотела откусить, - всхлипывала девочка, размазывая кулачком слёзы по щекам. - А ещё подруга! С первого класса с ней дружу, уже два года как... Мама её не велела, видите ли, давать откусывать что-либо от чего-либо, так как это не гигиенично, - продолжала разговаривать сама с собой Леночка, - а если пирожок был один, что тогда делать?! Ещё нагрубила... А я... А я... с этой Катькой поделилась позавчера последней конфеткой. И даже не дала откусить, а всю ей отдала. И вообще, и вообще.., - топнула ногой Леночка, - не буду больше дружить с этой жадиной! Жадиной - прежадиной, с жадиной - говядиной... Вот были бы у меня взрослые подружки, они бы мне посоветовали, что делать и как отомстить этой Катьке.
     Леночка приостановилась у клумбы, ещё немного подумала...
     - А скажу-ка я Ершову, что это Катька у него пенал украла.
     У Ершова на той неделе, действительно, пропал пенал, и он его, кажется, так и не нашёл.
     - Вот пускай он ей всыплет как следует.
     Девочка прошла ещё один квартал и свернула к скверу.
     - А ... если ... если завтра в школе на переменке толкнуть её посильнее.... ну, как бы нечаянно. Чтоб летела себе на здоровье по коридору и все коленки разбила, - Леночка немного помолчала, - ... или..., - и тут девочка споткнулась об кочку и сама растянулась возле скамейки.

     - Что ж ты, маленькая, так неаккуратно ходишь? - услышала она голос сверху. Леночка подняла голову. На скамейке, на которой минуту назад никого не было, каким-то непонятным образом оказались четыре девушки. Одна бросилась поднимать упавшую. Остальные даже не пошевелились, но разговор завели.
     - Злилась сильно, вот сама от злости и пострадала, - произнесла та девушка, что подняла и отряхнула Леночку.
     Другая девушка с чёрными как смоль волосами топнула ножкой по земле и засмеялась.
     - Вот и пускай злится. Злость силы даёт, зло режет и бьёт, злость - радость бытия, а ей в помощь и я.
     - Знаем Злодуша, что ты все нехорошие поступки поощряешь, да всему есть свой предел. Не дело это быть на одной волне со злом, - попробовала достучаться до Злодуши добрая девушка Добруша.
     - А вот мне всё равно, что с этой девочкой произойдёт! Доброй она будет или злой, больно ей будет или нет. Меня, кстати, зовут Всёравнуша.
     - И что, вам всё равно будет война или нет? - не удержавшись спросила Леночка, посмотрев на Всёравнушу.
     - Да, абсолютно, всё равно. А тебе разве не всё равно, что с твоей подружкой будет, когда ты её завтра нечаянно толкнешь в школе, а?
     Леночка покраснела, потом вскинула красивые карие глаза на Всёравнушу и спросила:
     - А вы откуда это всё знаете? Я вроде бы вам о своих мыслях ничего не говорила. Вы, наверное, подслушали мой разговор с самой собой?
     - Нет, - молвила, наконец, слово четвертая девушка. - Меня зовут Обещанья. Мы с подружками прибыли сюда из страны Трувор. Мы - студентки одного вуза.  У нас сейчас практика. Мы ищем для своей диссертации подходящую кандидатуру. Вот обратили внимание на тебя. Ведь ты сама хотела нас заиметь, верно?
     - А тема... Какая тема вашей диссертации? - изумилась Леночка тому, что действительно, она в своём монологе мечтала о взрослых подружках.
     -Тема проста, как мир, - рассмеялась Добруша, увидев недоумение на лице девочки, - общение с ребёнком, которого раздирают острые социальные противоречия, и становление его на путь истинный как личности.
     - Ну, будешь нашей подопечной?
     - Буду, - заинтригованно пообещала Леночка. - А что я должна буду делать?
     - Да ничего особенного. Просто перед тобой будут всё время возникать какие-нибудь сложные жизненные ситуации, дилеммы, на которые ты будешь реагировать так, как ты считаешь нужным. Ты должна следить не только за своим поведением, но и за нашим, и если тебе покажется, что кто-то из нас неправильно себя повел, просто среагируй на это. Твоя задача: предотвратить кое-какие последствия наших взаимоотношений с людьми. Прислушивайся к своей душе... В общем, за тобой  - выбор! По рукам?
     - По рукам, - согласилась девочка.
     Добруша взяла Леночку за правую руку, Злодуша - за левую, Всёравнуша и Обещанья встали по краям своей небольшой компании,  и все зашагали потихоньку по улице города.

     В это самое время у песочницы одной из улиц мальчик Петя Симочкин доблестно пинал собаку. Бедная дворняжка визжала и огрызалась, но точный Петин ботинок ударял её то по одной стороне бока, то по другой.
     Эту картину и увидела Леночка со своими приятельницами. Доля секунды и возле Пети оказалась Злодуша. Она начала подбадривать Петю и даже раза два ударила собаку рукой по ушам.
     - Давай, Петя, мочи её!.. Раз - два, раз - два... Чё она лает где попало и когда попало? Ходит, наверное, по магазинам, колбасу ворует. Да от неё одно зло обществу. А я так люблю зло. Ведь хорошо же, да, Леночка, когда наказан виновный?
     Леночке, видимо, эта ситуация не понравилась. Она взглянула на Всёравнушу. У той в глазах не было даже сочувствия к несчастной собачке. Она равнодушно посмотрела на происходящее и отвернулась для созерцания других картин города. Обещанья взяла девочку за руку и начала тараторить:
     - Ты, пожалуйста, Леночка, не волнуйся. Я обязательно - обязательно помогу этой собачке. Я - обещаю! А если я обещаю, то всё будет хорошо и ситуация выправится, то есть она будет под моим контролем. Обязательно - обязательно помогу.
     Леночка посмотрела опять на собаку, у которой заканчивались силы. Она уже не лаяла и даже не огрызалась, а только тихонечко скулила.
     - Добруша, пойдём поможет братьям нашим меньшим.
     Обещанья сразу же после того, как Леночка от неё отвернулась, завела диалог с Злодушей.
     - Я всё равно помогу нашей девочке, ведь я же обещала. А я слов на ветер не бросаю. Сейчас вот ещё немножечко постою, наберусь сил моральных и... помогу. Ведь это же надо... бедная собачка...
     Но обещанного, говорят, три года ждут. А с собакой могла случится беда в любую минуту, и ждать, когда там Обещанья решится на помощь, было некогда.
     Добруша и Леночка уже были возле той самой злосчастной песочницы, где происходила неравная битва взрослого мальчика и беззащитного животного. Добруша отгородила собачку от мальчика самой собой.
     - А-я-я-я-яй! Не стыдно? Такой большой мальчик, а бьёшь беззащитное животное.
     - А чё она лает?!!
     - Так она - собака. А все собаки - лают. И чтоб ты знал, так на будущее: кошки мяукают, коровы мычат, козы блеют, петухи кукарекают и так далее. Не будешь же ты их всех за это бить? Тогда придётся с людьми драться на каждом шагу: они ведь все разговаривают.
     Пока Добруша общалась с мальчиком, Леночка подняла маленькую дворняжку на ручки и понесла в сторону, где стояли Злодуша и Обещанья. Пёсик доверчиво прижался к девочке, и тыкался ей в лицо своим холодным и мокрым носиком.
     - Ой, ты уже спасла животное? - удивилась Обещанья. - А я же обещала, что помогу...
     Леночка на неё даже не поглядела.  Она гладила собачку по голове, трогала её за холодные лапки и переживала.
     - Она, наверное, совсем голодная. А у меня в портфеле ещё два  бутерброда с колбасой и сыром остались. Злодуша, подай, пожалуйста, мой портфель.
     - Ты хочешь накормить эту псину?
     - Ну, да.
     - Да перестань, кормить тут всяких...
     - Обещанья, подай тогда ты, пожалуйста.
     Обещанья тут же принялась обещать, что непременно подаст портфель, просто - пренепременно.
     Леночка вздохнул, аккуратно положила собачку на землю, сама взяла портфель, достала бутерброд и покормила животное.
     - И чего этого пса кормить? - завозмущалась Злодуша. - Пускай катится по дорожке, как мячик из сторожки.
     - Какая ты всё-таки... - проговорила тихо Леночка.
     - Какая?
     - Злая.
     - Так это же хорошо.
     - Что ж в этом хорошего?
     - А что плохого? Злись на весь мир и будет тебе счастье.
     - Нет.
     - Что нет?
     - Неправильно это. Я чувствую, что так не должно быть.
     Собачка ни на шаг не отходила от Леночки. Она быстро пришла в себя и начала играть с девочкой.
     - Да ты же сама злилась на подружку и даже хотела применить к ней физическое воздействие, - съехидничала Злодуша. - А теперь я - плохая, а Леночка - сама доброта и непорочность.
     - Я была неправа и извинюсь перед Катей завтра же - в школе.

     Тут подошла к компании Добруша.
     - Так как там джентльмен, любящий животных? - пошутила Леночка.
     - Я думаю, что всё будет хорошо. Я сумела разбудить в нём чувство, которое сродни жалости. Надеюсь он его теперь не потеряет.
     Девушки с Леночкой пошли в сторону набережной, а собачка побежала рядом, весело лая.
     Возле продуктового магазина все обратили внимание на плачущего малыша.
     - Ты почему здесь один? - спросила его Леночка.
     - Я не знаю... Мама куда-то потерялась, а-а-а... - опять заплакал маленький.
     Малышу на вид было годика четыре. Растерянный и одинокий он с надеждой посмотрел на компанию.
     - Надо помочь, - проговорила Добруша.
     - Я обещаю, обещаю, что помогу этому малышарику, - завела свою пластинку Обещанья, а сама не сдвинулась с места.
     Леночка и Добруша бросились к ребёнку.
     - Ну что же вы смотрите?! - крикнула девочка на ходу Злодуше и Всёравнуше.
     - Да что ж бежать-то сломя голову, если мне всё равно, что будет с этим человечком, - откликнулась Всёравнуша.
     - Помогите же его успокоить, - не верила своим ушам Леночка, - ведь это - человек!
     - Да и не подумаю, - Злодуша ехидно улыбнулась. - Подумаешь, малыш потерялся. Да на земле каждый день теряется несколько тысяч людей, и что теперь: всем помогать? Пускай сам думает о том, что ему делать теперь. Мы -то здесь причём? Жизнь полна неожиданностями и разочарованиями.
     - Но он же - маленький!
     - Ну и что, - вступила в дебаты Всёравнуша. Мне, лично, всё равно, что с будет с этим карапузиком.
     - Но если ему не помочь, с маленьким может случится какая-нибудь беда.
     - Беда... Беда - это хорошо, - обрадовалась Злодуша.
     - Не понимаю, как можно радоваться беде. Это же надо быть до такой степени злой, как ты Злодуша, такой равнодушной ко всему, как ты - Всёравнуша, - обнимая малыша приговаривала Леночка. - Как можно что-то всё время обещать и не выполнять своих обещаний? Да-да, это к тебе относится, Обещанья.
     - А сама-то на себя посмотри, - вдруг твёрдо и жёстко сказала Злодуша. - Да ты по своей сути точно такая же, как и мы.
     - Ну, уж нет, - возмутилась Леночка, протягивая малышу бутерброд.
     - Ну, уж нет? - повторила Злодуша. - А кто хотел одноклассницу, свою подругу толкнуть так, чтобы она упала и разодрала себе коленки? А кто хотел обвинить её в воровстве пенала? Не ты?!
     - Я... я, - растерялась Леночка, гладя малыша по голове. - Я была неправа. Так делать нельзя. Я уже об этом говорила. Я всё поняла. Зло творить - нельзя никогда... Ни завтра, ни послезавтра, ни послепослезавтра... Никогда... Ой, какая же я была нехорошая всего лишь два часа назад. Из-за какого-то кусочка пирожка обиделась на свою лучшую подругу.

     Вдруг все девушки неожиданно заулыбались. И Злодуша была уже не злой, в её глазах засверкали тёплые лучики доброты. Всёравнуше было уже не всё равно оттого, что мальчик потерялся. Она подняла его на руки и стала задавать вопросы о том, как выглядела его мама и во что была одета; потом, она поцеловала малыша в пухлую и румяную щечку. А Обещанья уже ничего и никому не обещала, она ласково застегивала все пуговки на ветровке мальчика.
     Ничего не понимающая Леночка недоумённо смотрела на Добрушу.
     - Ну, вот и всё, - молвила наконец та своё слово, - наш эксперимент завершён. Его окончанием и недолготой мы довольны.
     В это время  дорогу перебежала запыхавшаяся женщина. Она бросилась к малышу.
     - Серёжа, Серёжа..! - только и могла сказать она.
     - А, так ты Серёжа? - заулыбалась Леночка. - Не теряйте больше своего сына, - строго предупредила она горе-маму.
     - Нет-нет... Это так ... так вот получилось... Серёжа! Серёжа!! Какое счастье, что ты жив и здоров!
     - Мама, мама, эти тёти такие хорошие, - отвечал малыш, - они мне дали хлеб с колбасой и успокоили меня...
     Мама Серёжи поблагодарила всю компанию за то, что они - не равнодушные люди, за то, что откликнулись на чужую беду.
    
     Леночка и девушки оставили Серёжину маму и Серёжу наслаждаться счастьем обретения друг друга и пошли потихонечку в сторону сквера.
     - Там возле скамейки и попрощаемся, - поставила в известность Леночку Добруша.
     - Так вы - не плохие? - неустанно радовалась девочка. - Это всё ваш эксперимент делил вас на плохих и хороших? - заглядывала она в глаза старших подружек.
    - Да, да, - подтверждали её догадки девушки.
     - Неужели, теперь, когда выяснилось, что вы самые чудесные девушки на свете, вы должны меня покинуть?
     - Конечно, всё именно так и произойдёт: ты вернешься в свой любимый дом, а мы возвратимся к себе домой, - отвечала на её вопросы бывшая Всёравнуша.
     - А мы ещё когда-нибудь встретимся?
     - Нет.
     - Почему?
     - Ты идёшь по жизни по правильному пути. Ты его немножко хотела изогнуть. Мы тебе, пусть по-своему, помогли этого не делать. Теперь ты больше уже никуда и никогда не свернёшь с него. И мы тебе больше не нужны, - констатировала факт бывшая Злодуша.
     Через несколько минут все девушки подошли к знакомой им скамейке, сели на неё и внезапно исчезли.
     Леночка растерянно улыбнулась, взяла портфель, поманила жизнерадостного пёсика,  и побрела потихонечку домой. А ей на плечико опустился нежный и благоухающий цветок жасмина. Это был последний подарок девушек.