Не пускать Эдуарда Лимонова. К Нобелевской

Иван Степанов
14.ПФ.02


Эдуарду Лимонову 22 февраля 2018 года исполняется 75 лет.
Радостные чувства вызывает это событие.
Нобелевская премия однозначно не достойна Эдуарда Лимонова.


Вчера я не смог сдержаться – написал о Людмиле Улицкой, по доброму так написал, ведь 75 лет человеку талантливому и умному исполнилось. Хотя её творчество вызывает во мне смешанные чувства, а её личность мне не известна. И это хорошо.
Радостные чувства вызвала во мне информация, что Эдуарду Лимонову тоже 75. А сдержаться и не написать о нём для меня невозможно. Во-первых, от всей души поздравляю его с Днём рождения. И удачи ему во всём. Во-вторых, буду его критиковать. Но не «по доброму», а по человечески. Не уверен, что Эдуард прочитает эту критику, но для меня это совсем не важно. Для меня важно чувство благодарности ему, и я не могу его не выразить.

Почему? Да потому, что благодаря его произведениям я прекрасно и весело провёл время  живя за границами нашей Родины на Североамериканском континенте.  Всё дело в том, что несмотря на огромное число посетителей Америки  и даже её жителей, никто не смог более искренне и достоверно передать сам дух проживания там. А Лимонов смог! Да так хорошо смог, что  при попадании в Америку моя морда лица расплывалась в улыбке. И у меня там не было никаких проблем. Согласитесь, это стоит искренней личной благодарности.

Эдуард Лимонов очень искренний в своём творчестве. Те эмоции, что  Улицкая скрывает за ажуром своих предложений, Лимонов выставляет на всеобщее обозрение. Это шокирует некоторых, всех это тревожит. Но я не знаю ни одного, кто остался бы равнодушным к его творчеству. Некоторые, конечно, умничают, мол, Лимонов вторичен, а Ерофеев первичен. Бред и чушь.  Из живых писателей только Лимонов и я способны на такую неприкрытую искренность, причём Эдуард Лимонов первичен!

А уж провокатор Эдуард Лимонов самый крутой, из известных мне. В творческом смысле. Абсолютно искренний провокатор, позволяющий за обыденностью увидеть новое и в себе, и в окружающем социуме. А этого  так многим не хватает. Честно говоря, его творчество не  заставило меня перечитывать Солженицына и Шолохова. Но  побудило к гораздо более существенным вещам. Рассматривать, что есть смелость, и что есть трусость в наше время. Оказалось, что наивысшим проявлением смелости сейчас является искренность чувств и открытость их миру. А ещё честность с самим собой.  Такого рода психологические открытия стоят многого. Спасибо за них Эдуарду Лимонову.

Все почему-то в современном мире любят литературные премии. Как будто бы их присуждение о чём-то свидетельствует. Особо уважают некоторые Нобелевскую премию по литературе. Этому есть причины,  это на самом деле определённый знак, отметка одобрения со стороны Европы,  и её пресловутых ценностей. Но деградация комитета по присуждению Нобелевской премии в области литературы налицо. Дали премию Алексиевич и не дали ещё Улицкой. Страшно, когда деградирует уровень профессионализма в области «антисоветчины»! С другой стороны, смешно.  И особенно радостно, что  Нобелевскую премию никогда не дадут Эдуарду Лимонову. Он ведь патриот, а таким там премию в 21 веке не дают.

Произведение «Это я – Эдичка!» заслуживает особой благодарности с моей стороны. До его прочтения у меня были иллюзии об американском образе жизни. Об обществе потребления всего и вся. Потом я ходил «по следам» Эдуарда  Лимонова. И убеждался, что всё так и есть. Первый звонок из Америки родным я начал с фразы: «Это я – Ванечка!». Не важно, есть ли у вас преследователи, важно, есть ли у вас последователи. Когда  лет пятнадцать назад я был в офисе «Ирина-тур» в Торонто, со стены на меня глядела фотография Иры вместе с Эдуардом Лимоновым. Тут вошла мама Иры, взглянула на меня, на фото и на Иру сидящую рядом со мной и сказала: «Как ты похож на Эдика!». Я и правду похож. Мама обманывать не станет! И мне было приятно наше внешнее сходство.  А я «просто ходил по следам». И главное, Эдуард показал, как быть свободным, в «свободном мире». В несвободном мире легко быть свободным – борись с ним и все, ты свободный.  А в «свободном» мире только внутренняя свобода позволяет тебе бороться со «свободой» внешней. А свобода много стоит.

Эдуард Лимонов на самом деле «национальный герой». В герое что важно? Смелость! А в ней Лимонову не откажешь. Я тоже, конечно, герой,  но на национального совсем не тяну, местного такого пошиба. Но герой. Это как «Большая Шишка» и «Главная Шишка». Я официально заявляю, что признаю Эдуарда Лимонова Главной Шишкой!  У него есть даже своя политическая партия, а я не имею такой, мне без надобности. Правда, одна моя забавная жена меня всерьёз называла «национальным достоянием».  И я ей верю. Ведь она в «Правде» в Советском Союзе ещё работала, а это уровень! Но я бы никогда не смог стать «национальным  достоянием» без «национального героя». Он, Лимонов, показал мне образец смелости и уверенности. Как надо позиционировать себя в мире. Спасибо ему за это.

Подведу некоторый итог. На мой взгляд, лишь два человека, из ныне живущих, мастерски владеют литературным языком: это я и Улицкая. Пелевин и Веллер – жалкие фигляры. Буровский ещё ищет свой стиль.  И лишь два человека абсолютно искренние и открытые в своём творчестве: это – Эдуард Лимонов и я. Но творчество Эдуарда Лимонова я люблю, а творчество Людмилы Улицкой – уважаю.    Лимонов – патриот, Улицкая –  человек без Родины. Почувствуйте разницу, хотя люди родились почти в один день. Лимонов несёт радость и  уверенность в завтрашнем дне, а Улицкая сытые будни счастливых потребителей. Хорошо, что есть Эдуард Лимонов, национальный большевик, провокатор и просто большой писатель. С днём рождения!

P.S. Надеюсь, что хоть чуточку приблизился к внутреннему настрою некоторых произведений Э.Лимонова. Это, конечно же, подражательство, но ведь «важно, если есть последователи». Хотя Эдуард Лимонов уникален.