Джин из бутылки. 2016 г

Игнатий Костян
Истерия с «национальной» символикой в виде вышиванок в Синеокой приобретает грандиозные масштабы. За короткое время кулуарным раскрутчикам сего «национального» бренда, удалось убедить население страны в том, что вышиванки это не только патриотично, но и модно, а также весьма стильно. Не спорю. Все мы подвержены трансформации взглядов, если нас активно начать зомбировать.
Славянская культура действительно знала орнаменты, которыми украшалась одежда различными стильными символами, служившими в качестве оберегов, что, несомненно, подтверждается археологическим и этнографическим исследованиями. Во времена советской исторической науки увлечение национальной символикой объяснялось всего лишь простым незлобивым желанием что-то украшать, чтобы, как говориться, глаз радовало. Но с учетом последних времен, когда в исторической науке стали превалировать эзотерические принципы и подходы в изучение предмета исследования, мы, наконец, то узнали, что всякая там символика это непросто крестики и нолики, наложенные друг на друга искусной рукой мастера, а суть определенная информация, отражающая пространство и его влияние на нас.
В этой связи, оказывается, весьма важно знать какими символами мы пользуемся, какие знаки нанесены на нашу одежду, и как эти крючки с крестиками могут отразиться на нашей повседневной жизни. Апологеты вышиванок в лице различного рода стилистов от этнографии и ученых эзотериков давно уже подробно расписали, что несет за собой тот или иной цветы вышиванки, а также «сакральные» возможности ткани на которую наносится цветовая гамма, поэтому говорить я буду не об этом, потому что считаю подобное бредом и абсурдом. Говорить я буду о политизации этого бренда и о возможных последствиях этого процесса для Синеокой.
Никто меня не переубедит в том, что раскрутка бренда «белорусская вышиванка» не преследовала политических целей, ибо инициатива раскрутки принадлежит тем силам в Синеокой, которых принято называть оппонентами власти или, скажу более грубо, националистам. Именно эта категория белорусских свядомых путем внедрения в сознание нации великолепия вышиванки пытается противопоставить себя русским, у которых как говориться и в помине нет ничего подобного (имеется виду вышиванка), чтобы гордиться своей национальной идентичностью. То, что в деле  проведения вышиванкой, как мордой по батарее русских, преследуется совершенно очевидная политическая цель, и к бабушке не ходи – свядомиты всем своим нутром желали и продолжают желать максимально отделить особенности белорусской культуры от русской, и тем сам вбить еще один  барьер в информационном противостоянии двух братских народов.
Но, характерно то, что наши нацики не оригинальны, и все это в деле с вышиванкой они как под копирку переняли у украинских свядомых, которые на протяжении всей истории постсоветского периода, добиваясь «нэзалэжнасти» позиционировали себя с истинными выразителями  интересов своего народа, и при этом украшали себя рубахами с вышитыми орнаментами, так для наглядности, типа мы не хухры-мухры, а знаем  свою культуру и традиции. Что творилось и произошло под лозунгом вышиванки в Украине, думаю пояснять не надо – вся страна сошла с ума и продолжает сходить дальше.
Глядя на Украину и ее отношения к этоно-национальной символике в виде вышиванок, невольно поверишь в утверждения эзотериков, что всякий там символ, нанесенный на одежду, или на тело, влияет на тебя и на всех, кто запечатывает себя в нем.
А что же у нас? Да все тоже. Вышиванка стала не только национальным брендом и символом свядомитов, она почему-то сроднилась с государственной символикой. Вышиванку открыто пиарят бэрэсэмовцы, олимпийцы, да и что говорить высокопоставленные государственные мужи.
Кому от этого плохо? Да никому, пока. Но, тем не менее, вышиванка сегодня остается больше политическим атрибутом нежели, нежели  эксклюзивчиком в стиле одежды.
Если  не обратить внимание на то, что этот пока безобидный символ белорусской националистической идентичности необходимо идеологизировать в направлении  государственной идеологии и снять с него политическую маску, то вышиванка в скором будущем может превратиться в символ экстремизма. Такое уже в истории было не раз. Обыкновенная свастика, отражающая глубину постижения сакральных тайн, стала символом фашизма, и люди с ее изображением творили величайшие в мире преступления.
Как аполитизировать вышиванку в Беларуси пусть думают те, кому положено на этот счет думать, а не задарма хлеб проедать. Выпустили «джина из бутылки», так будьте так добры, ловите его сами.