Олег Нумеров Вместе мы можем больше!

Катерина Агафонова
В 2017 году Ассоциация мебельной и деревообрабатывающей промышленности отметила свое 20-летие. Эта добровольная, некоммерческая организация консолидирует усилия общества по преодолению кризисных явлений и проблем отрасли. Какие перемены происходят в мебельной сфере благодаря усилиям Ассоциации, узнали из беседы с ее генеральным директором Нумеровым Олегом Николаевичем.

Досье: Родился и вырос в Москве, окончил МВТУ им. Баумана по специальности «Инженер-механик» и Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР, заслуженный работник лесной промышленности РФ, обладатель ордена «За мужество и верность», ордена Петра Великого I степени.
               
Олег Николаевич, насколько востребована деятельность Ассоциации, на ваш взгляд, и какие основные проблемы стоят перед ней в настоящее время?

Не каждая профессиональная общественная организация может похвастаться тем, что существует на протяжении почти 20-ти лет, а потому это уже событие и подтверждение ее востребованности. За эти годы Ассоциация определилась, по каким вопросам она должна работать, в чем помогать отрасли, бизнесу. И главная проблема, я считаю, в том, что мебельная отрасль мало видна государству. Потому что есть группа высокопоставленных чиновников, представителей власти, депутатов, которые себе слабо представляют, что такая отрасль в стране в принципе есть. «Италия, Германия, Китай – а разве мы что-то производим?» – думают они. К сожалению, это можно отнести к недоработкам Ассоциации, которая не смогла популяризировать деятельность отечественного производителя.

На то есть объективные причины?

Да, и в этом нет никакой сенсации. У Ассоциации нет государственной финансовой поддержки, она существует исключительно на членские взносы. И по большей части предприятия не считают нужным формировать бюджет, который бы работал на пропаганду отечественного мебельщика, на развитие популяризации отрасли в целом. Многие члены Ассоциации, имея колоссальные бюджеты, продвигают собственное имя, большинство готовы отвечать только за себя, не вкладываясь в общее дело. То же касается и  телевидения (а это члены нашей Ассоциации), несмотря на беспрецедентные возможности по продвижению. Это реальность, и переломить это мировоззрение пока не удалось. Исполнение программы, подкрепленной девизом «Покупайте российское, гарантия профессионалов!», наткнулось на сопротивление самих членов Ассоциации, заявивших, что это дорого для них. Еще один нюанс: есть предприятия, которые не являются членами Ассоциации, но пользуются преимуществами, которые она провела в жизнь – по пошлинам, к примеру. Это несправедливо. В общее дело лучше вкладываться вместе и понемногу, чем рассчитывать на то, что крупные предприятия будут решать все вопросы отрасли за свой счет.

Как осуществляется работа Ассоциации по ключевым направлением сотрудничества с государственными структурами?

Когда правительством принимается какое-либо решение, мы должны представить интересы нашей промышленности. В стенах Ассоциации готовятся  постановления правительства, пишутся нормативные акты. Вы только представьте, в департаменте химико-технологического и лесопромышленного комплекса Минпромторга России всего 3-4 сотрудника – женщины-менеджеры, окончившие экономические факультеты коммерческих институтов. И они де-юре отвечают за всю политику, которую наша страна проводит в этой отрасли. Как же они могут это сделать и какое они могут дать обоснование? Все процессы упрощены, а специалистов, которые освоили бы проблематику в масштабе отрасли, просто нет. Представители госструктуры нас максимально задействуют – напишите, подготовьте, сделайте, хотя мы им не подчиняемся официально. «Срочно в работу!» – под таким грифом получаем практически каждое распоряжение из департамента. И мы стоим на передовых позициях для того, чтобы объединить все предприятия в общих решениях – таможенное урегулирование, техрегулирование, импортозамещение, развитие экспорта.

Как вы видите поддержку отечественного производителя мебели в рамках Ассоциации?

Сейчас отстаиваем интересы наших производственников для того, чтобы запретить государственным, муниципальным службам и институтам закупать импортную мебель для своих нужд. Подготовка этого постановления правительства – наш вклад в программу импортозамещения. Если мы добьемся принятия этого решения, это будет прорыв. Ведь сегодня для госнужд закупается мебельная продукции на сумму в 35 млрд. Общий объем мебельного производства в России – окола 140 млрд, и мощности предприятий загружены на 60%. Это решение обеспечит дополнительную загрузку мощностей, у людей появятся новые рабочие места, в регионы поступят налоги. Есть силы, которые противодействуют этому процессу, но в целом министерство нас поддерживает. Сейчас готовится пакет документов по этому вопросу.(Ассоциация добилась реализации этого мощного проекта: 12 сентября премьер-министром России Дмитрием Медведевым было подписано постановление, ограничивающее государственные закупки иностранной мебели и деревянных изделий - прим. авт.). Хроника российской жизни такова, что власть предержащие, особенно на местах, считают нормальным купить кресло в рабочий кабинет за 300 тысяч. Хорошо, если рублей. «Это ведь государственные деньги, а значит, ничьи», – думают они. Есть сила противодействия – ФАС, она четко соблюдает теоретическую часть вопроса, ставя под угрозу предпринимательство в целом. Прецедент, возникший с пошивом одежды для нужд МВД, ФСБ и таможни отечественными текстильными предприятиями, можно назвать показательным. Директорам предприятий по обвинению в картельном сговоре грозит до 20 лет тюрьмы. А за этими руководителями – 5000 женщин, которые могут остаться без работы, если предприятия закроют.

Какие знаковые решения, проведенные Ассоциацией, можно еще отметить?

Важнейший документ – подготовленный Ассоциацией технический регламент Таможенного союза «О безопасности мебельной продукции». В нем приведены технические критерии для определения соответствия стандартам всех видов мебельной продукции, кроме специальной медицинской. С одной стороны, это ключевой документ, который пронизывает все сферы мебельной и деревообрабатывающей промышленности – вопросы контроля таможни, торговли, безопасности мебельной продукции. С другой стороны – это единственный пример действующего регламента в масштабах лесопромышленного комплекса, который существует на данный момент.

Правительством озвучена программа импортозамещения в стратегических отраслях. Как вы расцениваете этот процесс в мебельном бизнесе?

Как известно, мебельная отрасль крайне импортозависима, и со всеми экономическими перипетиями, курсом рубля, валютной политикой возникают определенные сложности. У отрасли высокая импортозависимость по комплектующим, фурнитуре, оборудованию. В связи с кризисом слои бедного населения сталкиваются с тем, что априори не могут себе позволить товары длительного пользования, а обеспеченные люди считают, что достойны покупать якобы импортную мебель, которая на 80% таковой не является. То есть они покупают мебель российского производителя, которая в лучшем случае – фасады или интерьерообразующие элементы – закуплены по импорту, а сделана и собрана она в России. Высокая цена порождает иллюзии насчет качества. Они купили более дорогую мебель и считают, что она импортная.

О каких позитивных результатах импортозамещения можно говорить уже сейчас?

Основными материалами в производстве отечественной мебели в настоящий момент являются конструкционные материалы – древесные плиты. Поскольку речь идет о массовой мебели, о мебели из массива или с использованием натуральной древесины я не буду говорить. Древесных плит вполне достаточно, они конкурентоспособны по всем параметрам: качественным, экологическим, физико-механическим, эксплуатационным. Эта продукция устраивает производителей любой ценовой категории корпусной мебели. В этом сегменте 95% отечественных плит и только 5% – импорт: ламинированные плиты суперразмеров, с уникальными декорами. Второе – облицовочные пленки на основе бумаги. Созданные мощности и имеющиеся производственный потенциал соответствует импортным аналогам и эффективно используется. В России достаточно компаний, занимающиеся производством бумажных пленок. Полимерные облицовочные пленки завозят из-за границы. Это колоссальная проблема, которая должна решаться на государственном уровне.

Как обстоят дела с организацией производства мебельной продукции в России?

Отмечу важность производства отечественной фурнитуры. Мы говорили с фурнитурщиками на тему организации производства в России, однако этот разговор ни к чему не привел. Профессионалы озвучили проблему: у нас нет того металла, который используют крупные, признанные во всем мире европейские производители фурнитуры.  Не говоря о гальванике, декоративных элементах Swarovski, для реализации которых требуется дорогостоящее оборудование. Руководители российских предприятий, съездив в Китай 5–7 лет назад и посмотрев на китайского изготовителя европейской фурнитуры, отказывались от мысли производить что-либо у нас. Однако, тогда этот вопрос не стоял так остро, а сейчас другая ситуация. Сегодня в Китае растет уровень заработной платы, уровень жизни, поэтому есть тенденция к уходу иностранных компаний с территории Поднебесной. В этой связи возникают условия для создания этих производств в России на основе лучших технологий, которые отвечают современным требованиям и имеют перспективу развития.

А что происходит в сфере материалов?
Ситуация еще более проблематичная. Почему так сложно переформатировать ситуацию на взаимодействие с нашими тканевиками? Опыт работы с иностранными компаниями следующий. Российские мебельщики говорят: «Нам нужен уникальный  декор из конкретного проспекта, и это должны быть 3000 метров материала, который не появится у других продавцов, плюс нам необходимы 200 метров образцов для тестирования». Все эти условия исполняются зарубежными предприятиями, через 3-4 месяца появляется готовый продукт. А что происходит, когда мы обращаемся к отечественному производителю? «Какие 200 метров, какие 5000 метров? Мне нужно заправить линию, гнать ее неделю, и я не собираюсь переустанавливать программу. Будьте добры купить у меня 15 000 метров в неделю». Поэтому возникают сложности. Многими российскими компаниями закуплено оборудование для производства тканей – мебельных, декоративных, портьерных, – есть готовность выпускать эти материалы. Однако, к производству материалов для обивки мебели применяются другие, более жесткие требования, чем, к примеру, к производству искусственный кожи для салонов автомобилей, где успешно практикуют российские компании. Кропотливая работа в этом направлении требует времени и желания российских поставщиков.


Одним из эффективных инструментов продвижения мебельной продукции остается выставочная деятельность. Как проходит работа Ассоциации в этом направлении?
 
Российские предприятия охотно участвуют в выставках, но делают это очень избирательно. Со своей стороны мы рекомендуем, советуем, консультируем, приглашаем регионы. Выставочная деятельность тесно взаимосвязана с экспортной политикой. При том, что объявлена государственная политика по поддержке экспорта, зачастую она сводится к бумажной работе по подготовке мероприятий, разработке анкет. Эти бумаги «путешествуют» между Торгово-промышленной палатой, Минпромторгом, Российско-экспортным центром. Не хотим идти по этому пути, потому что являемся практиками. Мы считаем, что самые эффективные действия государства в поддержке отечественного производителя – это не бюрократическая работа, а оказание частичного финансирования при проведении выставок за рубежом. Выставок, где мы хотим участвовать, много, однако финансовые ресурсы ограничены.

Российские экспоненты имеют успех за рубежом?
Могу отметить одну из первых совместных выставок - Международную выставку в Дубаи, которая состоялась в мае 2016 года. Участвовали пять российских компаний. Мебельная продукция, представленная нашими предприятиями, получила высокую оценку со стороны как местного бизнеса, так и иностранных участников с точки зрения ее конкурентоспособности по цене, качеству и дизайну. От деловых кругов ОАЭ поступило множество предложений, как наладить взаимовыгодное сотрудничество. Важным моментом развития экспорта и ведения бизнеса с торговыми сетями и девелоперами в этом регионе является наличие коммерческой структуры, консолидировано представляющей интересы наших предприятий-экспортеров. Все условия есть для этого: в этой динамично развивающейся стране налогооблажение льготное, лицензия получается однократно на весь срок действия предприятия, нет бюрократической волокиты. Важный момент – российская фирма должна быть зарегестрирована по законам Арабских Эмиратов, и лучше, если она будет с государственным участием. Мы планируем заниматься экспортной деятельностью – к следующей выставке собираемся создать совместную компанию. Предварительные исследования этого мало изученного рынка  положительны: там есть крупные фирмы, свободные ниши, к русским предпринимателям относятся позитивно. Также в планах Ассоциации создание отраслевого экспортного центра, который, кроме консультационной деятельности, будет заниматься и практической работой с предприятиями отрасли, развивающими поставки за рубеж. Это коммерческая структура будет непосредственно взаимодействовать с предприятиями-экспортерами по формированию экспортного портфеля, отрабатывать вопросы ценовой политики и качества. Но самое главное предназначение этой структуры – поиск зарубежных покупателей, отработка каналов реализации и выстраивание в целом политики выхода наших предприятий на зарубежные рынки.(В настоящее время российские мебельные компании активно участвуют в таких авторитетных выставках, как IMM Cologne в Кельне, BATIMAT в Париже и других. Как коллективными стендами, так и индивидуально. Экспорт становится привлекательным направлением для амбициозных участников рынка - прим. авт.).

Многие отечественные предприятия и не мечтают об экспорте, ограничиваясь рамками внутреннего потребления?

Пытаемся донести до сообщества ту мысль, что выжить без освоения новых рынков невозможно. Речевой лейтмотив топ-менеджеров представительных предприятий таков: «Кто нас там ждет? Как мы туда пойдем?» Отвечаю очень просто: «Как вы думаете, Китай здесь кто-нибудь ждал некоторое время назад?» Однако, за 5 лет китайский экспорт в Россию вырос в 10 раз. Они пришли, потеснив и Германию, и Италию на 4-ое и 5-ое место. Это ментальная проблема. Очевидно, что никто никого нигде не ждет, но нужно выходить из зоны комфорта, имея четкое представление о конкурентоспособности российского экспорта. Убежден, что для каждого на западном рынке есть свое место, все зависит от ассортиментной политики. Сразу ничего не получится, нужно много и эффективно работать. Маленькими шажками, поступательно, пробиваться.

Какие решения на государственном уровне помогут ускорить решение наболевших проблем в лесной и деревообрабатывающей промышленности?

До тех пор, пока государство не сделает лесную промышленность стратегической, приоритетной отраслью, ничего не выйдет. Правительство предъявляет колоссальные требования к Ассоциации и не дает нам при этом никаких полномочий. Без стратегического планирования от нас, профессиональной некоммерческой общественной организации, не могут быть исполнены по максимуму, как и всех участников лесной и деревообрабатывающей промышленности, пока существует такое положение дел. В Совете Федерации мы имеем серьезные позиции, отстаиваем мнение профессионального сообщества всеми доступными способами. Самое главное: должно прийти осознание, что совместными усилиями всех участников лесной и деревообрабатывающей промышленности можно добиться многого. На смену времени «почтальонов» из министерства обязательно придет время крепких профессионалов, активных предпринимателей, ратующих не только за свое имя, дело, капиталы, но и за судьбу страны.