Бакинские дворы продолжение

Сария Мамадова
Рядом с ними,  в однокомнатной квартире жила русская пожилая женщина. Она жила на пенсию и подрабатывала тем, что водила и приводила соседских детей в школу. Но кроме этого соседи считали своим долгом поделиться с ней приготовленной едой, а если это были праздники, то сладостями и печённым.
            Хорошо помню тот печальный день. Когда я пришла во двор и увидела на дворовом столе камень, который придерживал лист бумаги с фамилиями и деньги. Рядом лежал карандаш.  Уточнила у Саиды, что это означает   и она огорчила меня известием о кончине всеми почитаемой старушки. А так как у неё никого не было из родственников, то собирали деньги на похороны и поминки и  «навеки провожали всем двором». Поминки отмечали во дворе и тут же нарезали винегрет, колбасу и прочую снедь. Ну не будем о грустном .  А перейдём к праздникам!
Атмосфера праздников витала в воздухе, Люди становились особенно приветливыми, улыбчивыми, поздравляли друг друга с очередными праздниками. Но больше всего радовались дети. Потому, что в этот день одевали, купленные по случаю праздника обновки, красовались друг перед  другом, а рядом уже гремела музыка и  все выбегали посмотреть на проходивших демонстрантов с шарами, цветами, флажками в руках. Это были майские и ноябрьские праздники.
А так как Баку был многонациональным и толерантным городом, то отмечали и национальные праздники и делились с соседями куличами на пасху, шякяр бурой и пахлавой, если праздник Новруз. На еврейской пасхе кушали мацу. У нас в школе и музыкальной школе, было много очень талантливых еврейских детей. Жили дружно, весело, одной семьей. Никому и в голову не приходило делить по национальному признаку. И сейчас так.
А ещё старшие, инициативные дети привлекали малышню и сами участвовали в постановках, шили костюмы. Сооружали импровизированную сцену и занавес из двух простынь. Декламировали стихи, а те, кто посещал музыкальные школы, играли на аккордеоне, скрипке. Все волновались. Но жильцы всех подбадривали аплодисментами.
А ещё хочу написать про игру в ручеёк. Когда во дворе собиралось довольно много детей, предлагали сыграть в ручеёк. Разбивались на пары. Одни  поднимали правую руку  и  держали левую поднятую руку партнера или партнёрши, чтобы образовались своеобразные ворота –проход. Играли чётко и в ускоренном темпе. Кто оставался без пары, не задерживаясь, пробегал по своеобразному тоннелю, хватал кого-то за руку и оба бежали вперёд на выход. Там становились, соединив руки. А,  оставшийся без пары, бежал вперёд. Подхватывал себе партнёра,  или партнёршу бежали  глубь «тоннеля» на выход и так далее. Было очень забавно со стороны. Так как это делалось быстро и отлажено, то создавалось впечатление движения, потому назвали ручеёк.
А когда надоедала игра в ручеёк танцевали знаменитую «етку-енку», хором напевая мелодию, выполняли незамысловатые па встав друг за другом.
Те. кто жили близко к бульвару, то бегали прыгать с парашютной вышки. Она стояла в центре бульвара. Сейчас она тоже стоит на  месте, на ней часы, которые показывают температуру воздуха, воды и время.  А тогда надо было взобраться на башню по лестнице до выступающего  кругового балкона, подойти к краю и там инструктор цеплял  (устройство не знаю) за раскрытый парашют, который спускался по канату вниз. Высота была небольшая, а желающих было много! В по воде сновали катера для прогулки. С которого можно было видеть вогнутую часть берега.
Иногда дети постарше ездили погулять в Губернаторский сад или Михайловский. Малышня увязывалась за ними. Интересная история этого сада. Для его закладки привозили самую благодатную почку, и деревья с разных концов света. Помню первый раз увидела цветущую магнолию и была просто поражена красотой белых цветов. Бабушка жила в Крепости на Малой Крепостной улице, а чуть ниже по дороге в саду была баня ( она еть и ныне, но функционирует или нет точно не знаю. А потом дом, Где снималась знаменитая сцена «чёрт побери» в картине «Бриллиантовой руке режиссера А.Гайдая, а потом мимо зелёной аптеки входили через небольшую  дверь в Губернаторский сад. Тогда деревьев было больше, а там где красуется прекрасный фонтан из черного мрамора с позолотой и белая колоннада из мрамора, была огромная чаша водного бассейна, на котором вокруг сидели глазастые, покрашенные в зелёный цвет лягушки.  У некоторые из которых были отбиты уши, потому. что после купания в бассейне на них восседали мальчишки, держась за уши. А в жару  они барахтались в бассейне и их было не перечесть. К конце сада, ближе в площади Азнефть, стояли вогнутые, сделанные из труб качалки и на деревянных сидениях по  концам сидели с качались дети помладше. Кого заинтересует история сада может прочитать подробно об этом удивительном саде, претерпевшим много изменений и реконструкций. Был период. рассказывала бабушка, во втором бассейне плавали лебеди, потом вырубили часть деревьев и построили одну из самых красивых зданий Бакинской Филармонии и др.
Ребята постарше выписывали журнал Юный Техник, где предлагали вниманию читателя простые схемы,  не сказать громко, радио. Их собирали на кусочке оргстекла, схема была очень упрощенной. Припаивали пару деталей два похожих на гильзы от пуль медных невысоких  цилиндров , одевали наушники и опускали концы наушников в цилиндрики и импровизированный аппарат работал, я сама слышала речь. Правда негромкую. Я сама слышала через наушники.
Так,  что и без мобильных телефонов и планшетов не скучали, вовремя ложились спать, чтобы утром пойти в школу. Очень любила детвора близлежащих дворов ходить в цирк.  Старый Бакинский цирк располагался в радиусе, где сейчас находится Главпочтамт. Он был небольшим, с шатёрообразным куполом.
А напротив с теперешним  кинотеатром имени  Низами, где сейчас возвышается здание, на первом этаже которого располагалось кафе «Портофино и столы летом располагались на улице перед кафе. Потом  магазин Манго, а сейчас WAGGON, стояло одноэтажное здание кинотеатра, куда ходили смотреть нашумевшие тогда фильмы с участием Раджа Гапура «Бродяга», «Господин 420», с участием Лолиты Торрес   «Возраст Любви». Потом все напевали песенки Раджа . Кинотеатр назывался «Баку».
После сеанса многие ходили в знаменитое Кафе Мороженое, напротив, с кинотеатром. Ныне  магазин adidass. Зал был большой с высоким потолком  с громадным люстрами, где стояли столики с розовым  мраморным верхом, а на стенах были огромные картины,  с темой  летнего отдыха у моря. Когда подавали мороженое, то мрамор приятно холодил руки и локти летом . Там было всегда прохладно и особая атмосфера, располагающая к расслаблению и отдыху. Незабываемое впечатление.
В этом же районе напротив со старым банком, чуть дальше от кафе мороженное, располагалось здание, на первом этаже которого был рыбный магазин. Помню большие белые эмалированные судки, наполненные доверху красной и черной зернистой икрой, горками лежали тушки  балыка и прочие атрибуты рыбного магазина, но запомнилось это. 
А ещё вспоминается, так называемое импровизированное чаепитие. Появлялся самовар – главное условие. Так как вкус самоварного чая нельзя было спутать. Таким он был особенным. Раз речь опять зашла  о самоварах, то немного истории.
Немного об истории самоваров.
«История самовара довольно занимательна. Они появились во времена Петра Первого, который привез первый самовар из Голландии. Именно в период царствования Петра начался промышленный подъём Урала, на котором возникает множество металлургических и медеплавильных заводов. На этих заводах осваиваются приёмы изготовления бытовой посуды из меди. Уже в 30-ые годы XVIII века там начинают делать чайники с ручкой. Позднее уральские заводы принялись за выпуск казанов с трубами и винокуренных кубов с трубами. И, по всей вероятности, именно эти формы дали толчок для изготовления "сбитенников" - приборов для изготовления старинного русского напитка из мёда с пряностями. "Сбитенники" представляли собой чайник с внутренней трубой и поддувалом. Именно «сбитенники» положили начало изобретению русского самовара.
Первый документ, в котором упоминается самовар, относится к 1746 году. Где и когда появился первый самовар с точностью сказать невозможно. Но достоверно, что к концу XVIII века вполне сложилось устройство самовара, принципы работы которого остаются неизменными и по сей день.
 Самыми распространёнными были 3-8 литровые самовары. Но существовали и самовары для большого количества людей, 12-15 литровые, так называемые «армейские» или «цыганские».  Кстати, стоимость самовара определялась его весом: чем тяжелее самовар, тем он был дороже.
Изготовление самовара - процесс достаточно трудоёмкий. В его производстве были задействованы рабочие различных специальностей: наводильщики, которые сгибали медные листы и задавали форму, лудильщики, токари, слесари, сборщики и чистильщики. Мастера в деревнях изготавливали отдельные части самовара, привозили их на фабрику, где и собирали готовые изделия.
В истории самоваров есть период, когда самовары изготавливались только из красной (чистой) и зелёной меди, мельхиора. Однако позже стали использовать более дешёвые сплавы типа латуни. Известны самовары из золота и серебра. Формы же самоваров весьма разнообразны. В одной только Туле их насчитывалось около 150 видов, и их изготовлению привлекались известные художники и скульпторы. Многие из этих изделий сейчас стали экспонатами в музее тульских самоваров.
Существовало множество крупных и мелких фабрик, выпускающих самовары. Чтобы можно было распознать фирму производителя, на крышках самоваров стали ставить клейма, разработанные каждой фабрикой. Эти клейма были товарными знаками, которые сохранялись на протяжении всей истории существования фабрик. Позднее эти фирменные знаки стали дополняться изображением медалей с выставок, в которых участвовали самоварные фабрики.
История русского самовара не слишком длинна - около двух с половиной столетий. Цены коллекционных самоваров начинаются от 500 долларов. Самые дорогие самовары - самовары фирмы К.Фаберже, цены на которые могут достигать до 25 000 долларов.
Такова краткая история самовара: от античности до наших дней. Озерова Юлия.
Иранские самовары
Считается, что родиной персидских жаровых устройств,  для кипячения воды является расположенный в иранской провинции Лурестан город Боруджерд. Тамошние умельцы при изготовлении этой специфической кухонной утвари использовали импортируемое из Европы немецкое серебро. Их изделия, имевшие форму от простой геометрической до вычурной, украшала финифть, глазурь, чеканка. Для купцов и знати корпус и отдельные элементы покрывались позолотой, декорировались полудрагоценными и драгоценными камнями.
Отдельные экземпляры являются не только произведениями искусства, но и шедеврами, впитавшими в себя древнюю персидскую культуру. Они экспонируются на международных выставках, выставляются на мировых аукционах.
Источник: