Александр Кузьмин Сознание определяет бытие!

Катерина Агафонова
Генеральный директор компании PERRINO – сам себе гений, человек амбициозный и характерный. Эффективно управляя крупнейшей компанией по производству матрасов и товаров для сна, он доказывает себе и окружающим, что быть создателем успешного бизнеса в России значит масштабно мыслить, интуитивно чувствовать и быть готовым к мгновенным изменениям. «Чем хуже, тем лучше» – таков девиз предпринимателя, который не привык почивать на лаврах и использует любую возможность, чтобы вырасти над собой.
    
Как Вы пришли в матрасный  бизнес?

Это случилось 5 лет назад. У меня был опыт работы на руководящих должностях в топовых компаниях с миллиардным оборотом в долларах, опыт в маркетинге. С командой единомышленников просегментировали весь рынок, потому что был выбор, чем заниматься, и выбрали то дело, в котором, возможно, не крутились сумасшедшие деньги, но было по-настоящему интересно. В матрасном сегменте сложилась понятная для нас конкуренция. Мы вошли на определенном демпинге, и тем самым сломали устоявшееся ценообразование. Теперь на PERRINO сориентированы не только лидеры рынка – Орматек и Аскона – но и практически все мелкие предприятия.


Говоря о философии здорового сна, применимо ли это к российским потребителям?
Становится ли это понятием в обществе, где с советских времен было принято считать матрас элементарным атрибутом для того, чтобы спать, а не улучшать качество жизни?

На мой взгляд, эти изменения приживутся в обществе еще не скоро. Матрас за рубежом относится к категории «надо», и там готовы отдавать за качество немалые деньги, а у нас – желание сэкономить и долгие терзания души на фоне широкого выбора продукта. Мы стремимся делать нашу жизнь максимально комфортной, но сознание крепкого советского гражданина, далекого от бесцельной роскоши и определяющей бытие эстетики, пока трудноискореним. Не искореним в формате моей жизни. Поэтому, чтобы кардинально что-то поменять, нужно прожить жизнь, как минимум, еще одного поколения. По факту: большая часть населения России пока занята выживанием, а не поиском изысканных решений.

В кризисные времена эксперты отмечают трансформацию потребительского спроса. Продается то, что доступно?

Главная тенденция сейчас – поиск покупателем оптимального соотношения цены и качества. Снижается число спонтанных покупок, потребитель становится все более избирательным. Востребован сегмент «средний плюс» по цене эконом. Один из последних маркетинговых трендов в матрасном бизнесе связан с тем, что покупатель стал больше обращать внимание на внешнюю оболочку изделия, чем на его «начинку». Учитывая эти тенденции, в скором времени мы намерены запустить новую матрасную программу, которая позволит сделать акцент на экологичности и натуральности обивок.

Как складывалась Ваша жизнь до прихода в компанию?

Родился, вырос и учился в Калининграде. Окончил факультет радиосвязи и АСУС Балтийского военно-морского института им. Ф.Ф. Ушакова. Так что по образованию я кадровый военный.

Специфическое военное образование помогает Вам в работе?
Возможно. Но лично я не рассматриваю высшее образование решающим фактором успеха для руководителя. Даже если мы рассматриваем высококлассное высшее образование рейтинговых вузов. Лучше быть «свободным художником», который не боится рисковать, живет без парализующего страха потерять свое «место под солнцем». Оптимально входить в реальную бизнес-среду и потом, в зависимости от потребностей, получить то образование, которое нужно именно тебе. Работая в разных сферах, с разными людьми, я много впитывал, слушал, видел, как решаются вопросы и вершатся дела. Это дало мне бесценный опыт, больше, чем образование.

Руководить – значит предпринимать?

Моя главная задача – подумать, придумать, дать направление и идти дальше. Я рассматриваю любую проблему фундаментально, абстрагируюсь от временных сложностей. Не нужна скорость света, бешеный накал страстей. Стратегия любит тишину. И я продумываю все до деталей. Нервные перегрузки начинаются тогда, когда включается человеческий фактор, работа с живыми людьми.

Вы интроверт по своей натуре?
 
У меня мощная интуиция на людей, события, временные связи. Я открыт людям, но не подпускаю никого на близкое расстояние. С коллегами, конечно, сложились доверительные отношения, мы много времени проводим вместе. Те, кто пришел пять лет назад, остались в компании практически в полном составе. Коллектив сформирован, есть интересы – самореализация прежде всего. Но со мной сработается не каждый. Если я не понимаю человека, не чувствую его потенциал, не доверяю ему, тогда работать невыносимо и невозможно, мы просто расстаемся.

Вы руководитель диктаторского типа?

Так точно. Как военный человек, считаю, что любую задачу можно расценивать как приказ. Если есть приказ – выполни его. Да, я нарушаю границы, заставляю выходить из зоны комфорта. Но если ты докажешь, что сильнее меня, тогда вперед! Если готов взять на себя ответственность – будь любезен быть неуязвимым. Моя  позиция – дать сотрудникам полномочия под личную ответственность и не ходить за ними, исправляя ошибки. На собственной «шкуре», на личном опыте легко ощутить, какова цена ошибки, исправить ее. Если поставлена задача – нужно, думая, делать. И я не хочу знать, почему все пропало, мне нужен результат.
Какая реплика скажет о вас?
Сознание человека определяет его бытие. В этом я убежден. Поэтому особенно ценю в людях ум, независимость мышления, цельность характера, самодостаточность. Могу сказать, что в компании Perrino заняты целеустремленные люди, для которых нет слова «невозможно».

Что Вас вдохновляет, помимо больших целей?

«Война» вдохновляет, жесткая конкуренция на рынке. Ведь деньги – это мерило кратковременного успеха, а вот завоевания – кислород для долгосрочной программы. Я не рассматриваю мелкие промахи: сдали Москву – разгромили французскую армию. Двигаюсь к цели без фатальных проигрышей, и за мимолетными неудачами – победа, я точно знаю.

Работа – это жизнь, которая доставляет удовольствие?

Я прихожу на работу с радостью. В компании практически нет текучки кадров. Горизонтальная система управления в PERRINO выстроена таким образом, что делегирование полномочий происходит в комфортном режиме между руководителями, которым я легко могу доверить выполнение текущих задач.

Как возникло название компании? Приходят смысловые ассоциации из забытой, но понятной жизни: перина на пуху и пере, уют домашнего очага, сказки перед сном…

Ничего подобного! Я проводил прекрасный вечер за бокалом игристого Dom Perignon. Так и пришло это название. Не придумывал специально, хотя много сотрудничал с неймерами – мастерами аллюзий и плохо читаемых подтекстов. Слово должно приходить само, без искусственных инсинуаций, тогда оно живое и настоящее.

Какие у вас увлечения?
Формула счастья проста: счастливый человек – тот, у которого совпадают хобби и профессиональные интересы. В этом смысле я абсолютно счастлив, потому что мое главное увлечение – это работа. Еще люблю простые вещи, близкие каждому, наверное, – отдых на природе, общение с друзьями.

А путешествовать любите?

Нет, не сказал бы. Я часто бываю в командировках, перемещаюсь по миру, наблюдаю за людьми. Но больше всего мне все-таки нравится быть в столице – здесь и сейчас. Это мой город, моя жизнь в этом городе. В Калининграде я могу прожить не более двух дней, начинаю тосковать и растворяться во времени, в Европе – не более суток. А вот когда прилетаю в Москву, то еще в самолете просыпаюсь от бешенной энергетики мегаполиса. И единственное место в мире, кроме России, где я чувствую себя комфортно – Китай. Люблю эту страну, не случайно она названа Поднебесной. Китай населяет особенный народ, позитивные, светлые люди, которые как будто знают о чем-то большем, чем наука выживать.

Западный менталитет отличается от российского?

Люди за границей расслабленны, спокойны, потому что не привыкли рвать зубами по живому, карабкаться, быть заложниками политических обстоятельств. Одна из причин этого «релакса» в том, что они законодательно защищены. Поэтому принятие бизнес-решений – затяжное, медленное, к этому трудно привыкнуть. А вот русские всегда готовы к боевым действиям и наступлению, живут в состоянии нестабильности, резких перемен, стрессовых ситуаций. Но эти сравнения касаются, в основном, среднего класса. В общении с правящими партиями, коалициями и финансовой элитой за рубежом, рождается другой взгляд. Эти люди молниеносно принимают решения и борются за победу.

Системный финансовый кризис в России надолго?

Как минимум, еще года на четыре. Два года падали и теперь будем выбираться из финансовой «ямы». Стимулирующие акции не работают, массово привлекать народ уже не получается, игра на демпинговых ценах не приносит ожидаемого результата. Сейчас эффективны интеллектуальные, тонкие, комплексные решения. Ну и, конечно, никто не отменял роль интуиции, основанной на опыте и креативе. По наитию «получилось-не получилось».

Можно расценивать кризисное время как «окно возможностей»?

Да, если у вас есть четкая стратегия развития,  которая позволяет взглянуть позитивно на происходящее вокруг. Мы кризисоустойчивы, сумели адаптироваться к новой нормальности. Двигаемся в своем коридоре, отрабатываем задачи, боремся, бьем в одну точку: открываем фирменные и партнерские магазины, франчайзи. К концу первого квартала 2017 года заработает больше тридцати новых экспозиций PERRINO. В кризисный период важно не распыляться, не бросаться из крайности в крайность. Когда угодно, только не сейчас. Вообще, если ты хочешь стать лучшим в своем деле, многого добиться, нужно заниматься чем-то одним. Без всяких отклонений от главной линии.

Корпоративная культура компании PERRINO основана…

На людях. Нематериальная мотивация работает, особенно сейчас. Гораздо лучше, чем эфемерные деньги. Дважды в год награждаем лучших сотрудников, причем бонусом может быть обучение. Нужно сразу предложить понятное и достойное, не увлекаясь торгом. Главное – чтобы человеку нравилась работать, чтобы он понимал, ради чего это все. Бизнес – это живой организм, где все устроен просто. Будет день – и будет задача. Это постоянная величина. Мы позитивно смотрим в будущее, строим планы. И все будет хорошо у тех, кто настроен побеждать и для кого невозможное возможно.

Наука побеждать. Несколько фактов о PERRINO
Успешный российский бренд. Бизнес начинался с небольшого предприятия, и за 5 лет динамичного развития компания смогла в 20 раз увеличить свои обороты и существенно расширить производство. Дилерская сеть насчитывает более 130 фирменных магазинов. Отечественная производственная площадка в Королеве построена по европейским стандартам. В 2018 году компания сеть Perrino вырастет до четырехсот салонов, из-за острой необходимости увеличения производственных площадей в настоящее время проектируется комплекс площадью в 40 тысяч квадратных метров в Сергиевом Посаде.