Для Д. В

Лана Милус
Для  Д.В.
Совсем недавно беседовала  с мальчиком (11 лет) и его мамой на тему: что такое успешность и как не превратиться в «отстой». Было много эмоций, слез, высказываний, злых, беспомощных и ищущих поддержки взглядов, рассуждений, ответов на вопросы и отсутствие таковых.
Думая об этой ситуации, размышляя о том, как дальше надо действовать, чтобы всем стало спокойнее и комфортнее, и, самое главное, обеспечило ребенку успешное будущее, я вдруг поняла, что пришедшая в эту семью проблема говорит о том, что надо что - то менять. А если  надо что-то менять, то, прежде всего, необходимо сделать анализ. Каждый из родителей, с кем мне доводилось встречаться,  одержимо кивают головой в знак согласия, когда им задаешь вопрос: а вы сами готовы действовать, чтобы ситуация изменилась. «Да, да и еще 150 раз «ДА»» - с широко открытыми глазами от удивления (а как же иначе???) говорят родители. Но почему-то на практике все обстоит иначе (И я даже знаю почему: работа, занятость, личная жизнь…).
Что такое действовать? Это зайти в зону изменений. Т.е. проанализировать, что не так и начать жить ПО-ДРУГОМУ. Это всегда сложно. Это выйти из зоны комфорта, о которой мы все любим говорить и зайти в зону дискомфорта (о которой тоже немало рассуждаем). Только зона дискомфорта является зоной, где мы развиваемся. Поэтому опять же возвращаясь к тем, кто говорит: «живите в удовольствие», «вы никому ничего не должны», «вы родились, чтобы жить счастливыми – будьте ими», я прошу: пожалуйста, смотрите на степень зрелости аудитории, которой вы это говорите, а иначе может случиться так, что кому-то после этого потребуется серьезная психологическая корректировка поведения,  сформированного этой точкой зрения, а кто-то получит серьезную травму в виде пенделя от жизни, а кто-то…. (тут можно много говорить о том, к чему эти утверждения приводят). Пожалуйста, не подозревайте меня в нежелании быть счастливой и не жить в удовольствие… Я точно ЗА. Только надо понимать, как и за счет чего (кого), не причиняя вред и неудобства близким и родным тебе людям.
Так вот про зону дискомфорта. Очень часто люди, желающие изменений, не заходя в зону дискомфорта,  заскакивают в зону страха. Это зона, блокирующая все действия, все желания, все мечты.  Лучше не надо туда. Лучше через хороший анализ в зону развития.
Так вот, про изменения, к которым мы готовы или не готовы, но надо… В ситуации с данной семьей – первое и главное: РОДИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ (ну чтобы обойтись без зоны страха)! Не просто действуем стихийно, а составляем, если хотите, проект своих собственных и ребеночьих изменений.
Для того, чтобы, действительно, получить что-то качественное от изменений, нужно понимать, что, первое: вы должны иметь видение того, к чему идете, что хотите, в каком виде и когда. Это важно! Не будет видения – будет СМЯТЕНИЕ от того, что ничего не понятно… Что делать?… Как еще говорить?... Какие поощрения (наказания) придумать.  Можно это видение прорисовать с ребенком. (в случае с А. это сложно, поскольку его видения отсутствуют, или присутствуют в виде фантазий, или подменены стереотипами взрослых) Поэтому здесь надо придумать, с чем и как подойти.
Второе: необходимо проанализировать свои навыки и навыки ребенка, которые необходимы для задуманных изменений. Это даст вам четкую картинку и понимание того, что надо развивать (и в себе тоже) и где помочь ребенку. (последовательность/непоследовательность требований и исполнений, система контроля-мотивации, отношение к своему развитию, умение доводить начатое до конца и т.д.) Если не будет понимания наличия-отсутствия навыков (хаос),  появится тревога в отношении собственной жизни и жизни ребенка (я уже не знаю как… все бесполезно… все перепробовано (ЧТО? КАК? 2 дня на пробу и все… руки опустились? Проба – это вообще что???), он ни на что не реагирует… ему ничего не интересно… ну и т.д.)
Третье в Вашем проекте – планирование. Если этого не сделать, то как Вы поймете, с чего начать. А неверный старт – это очередной провал, очередной стресс по поводу «я негодный родитель», «у меня никогда ничего не получится», «сколько можно» и т.д. Лучше все это делать письменно. Как бы сейчас скептически многие к этому не отнеслись. Но почему-то свои желания мы прописываем, а то, что касается воспитания ребенка, как будто и так знаем. Понятно, что вы будете корректировать потом свои планы, это важно (только не в сторону облегчения – устали, поспать хочется, а в сторону усложнения – мы не просмотрели с тобой еще такой момент, как лыжи… Давай съездим еще на горнолыжку, поучимся.) Да, Д.В.,  в Вашем случае будут определенные ограничения по здоровью, но кому, как ни Вам знать, что можно, а что нельзя.
Четвертый момент. Необходимо продумывать систему стимуляции. Если не будет стимуляции, ребенок попадет в зону фрустрации, т.е. «обмана», «неудачи», «тщетного ожидания», «расстройства замыслов». Это вот, Д.В., про то, когда А. сказал: меня все-равно не спрашивают… т.е. зачем все это делать, когда все равно это никому не нужно. (Это мы понимаем, что все это для него самого… Он в данном случае нуждается в поддержке, в стимуле, в поощрении…) Поэтому, если решите простроить такой план по изменениям, то подумайте про стимулы. И это не должно быть банальное: торт, конфеты, 5 рублей. Это должно быть что-то интересное: знакомство с чем-то новым, поездка в интересные места, покупка серьезных вещей (в данном случае они покупаются просто так: делаю я или не делаю – мне все равно купят, стоит попросить, а в данном случае мальчик освоил практически на «отлично» систему манипулирования и шантажа)
Ну и понятно тогда, что, исходя из вышесказанного, надо заложить финансовые ресурсы на данный проект. Четко понимать, что в ситуации, которая сложилась у Вас в семье, вряд ли стоит вообще тратить какие-то деньги на развлечения сейчас до появления первых результатов. Лучше откладывать их и наградить потом ребенка за его действительные заслуги. Планировать поездки не с целью просто отдохнуть, а с целью  познать что-то новое, интересное.  В нашей с Вами беседе я рассказывала, как это можно делать, как это делают другие родители. У вас будет свое…
Теперь практически:
Например!!! Это просто «например». Это не про то, что именно так! Это НАПРИМЕР!
Например:
1. Подготовить множество журналов, картинок, выписок, цитат, афоризмов (желательно с фотографиями тех, кому Ваш мальчик готов подражать или просто тех, кто для него является авторитетом, краски, карандаши, маркеры, листы ватмана, или флипы, или обычные обои) и сделать карту видения себя через три – пять лет. Вот здесь можно многое проговорить, помечтать, представить, образно нарисовать, Сассоциировать и выложить все это на бумагу с тем, чтобы это было перед глазами. Не торопитесь. Можете потратить на это 2-3 дня… А можно, если пойдет, за один вечер, переходящий в ночь. Возможно, у ребенка появится такой драйв, что прерывать его как раз будет нельзя…
2. Следующий этап – анализ своих навыков, возможностей, сильных и слабых сторон, которые могут помочь или, наоборот, будут вам мешать в достижении этого видения, этой цели. Можно договориться с ребенком, чтобы он написал Ваши сильные стороны и стороны, которые ему в Вас не нравятся (заодно и с собой познакомитесь), только честно!!!(и договориться, что это будет без обид), а Вы напишете его сильные стороны и то, что ему может помешать в достижении этой цели (Обсуждать это можно потом, при удобном случае и так, чтобы ребенок даже не понял, что вы обсуждаете именно это. А можно и не обсуждать, просто принять, если это на самом деле так…). Поместите это на карту видения. Обсудите, что необходимо делать с тем, что мешает и как опираться на то, что является сильной стороной.
3. Составьте план достижения цели. Настоящий, с датами, шагами по достижению и стимулами. Например: по всем предметам иметь не менее «4». Для этого: А. – выполняет все дом.задания, отвечает на уроках, классные работы оформляет качественно и красиво, тетради сдает вовремя, ну и т.д. // Д.В. – выборочно проверяет домашнее задание ежедневно (А. не знает, что сегодня она будет проверять), 2 раза в неделю  связывается с классным руководителем и учителями-предметниками с целью понять, как у А. дела в школе. Здесь же все домашние дела с критериями их выполнения, все посещения внешкольных студий. Обязательно прописать стимулы и штрафы. В одной из «моих семей» девочке выплачивали 500 руб. в день при условии, что все было выполнено так, как это необходимо. Если что-то не выполнялось – не выплачивалось ничего, чтобы не было вот этого промежуточного: а мне и 300 руб. хватит… Кроме этого были продуманы штрафы: ты не можешь рассчитывать на воскресный выходной, если во время рабочей недели не сделала необходимых вещей – в воскресенье доделываешь все недоделки… Причем это было оформлено в виде договора, в котором расписались родители и девочка. В качестве промежуточного большого стимула необходимо запланировать то, что ребенок хочет. Например, «если у тебя  получается закончить год с «4» по всем предметам, мы едем в Питер, о чем ты так давно мечтал (стимул тоже должен нести в себе очень полезную прикладную составляющую: познакомить ребенка с историей, побыть с ним, порассуждать о прошлом-будущем, о ценностях, погулять, посмотреть на красоту, просто поесть мороженое, в конце концов, и т.д.) В 11 лет уже все-таки надо отходить от покупок игрушек в виде вознаграждения.
4. Работая над всем этим надо помнить:

• Что ни в коем случае нельзя освобождать детей от работы по дому. Дети ДОЛЖНЫ иметь домашние обязанности. Обязанности по дому делятся между всеми, живущими в этом доме. Это ВАЖНО!!! И это тоже должно быть, например, в договоре. Это вопрос про ответственность, которая в жизни ох как необходима.
• Далее: умение договариваться с другими. В случае с А. можно проговорить: «Я не знаю, как ты будешь улаживать конфликты, но если в школе случается драка с твоим участием, ты …..» (лишаешься, получаешь… не знаю, как вы договоритесь и о чем). Безусловно, надо говорить о коммуникационных возможностях, о том, как можно выходить из конфликта, учить, обращать на это внимание. Но правило должно работать: никаких драк!
• Завышать планку: чтобы перепрыгнуть через забор, надо ставить цель – допрыгнуть до луны… Тогда высоту забора точно возьмете. И в этом случае проговаривайте, кем Вы видите своего ребенка, какой он умница, как он сможет, потому что… как Вы на него рассчитываете и т.д. И обязательно говорите, что Вы его очень любите. ОЧЕНЬ! И что Вас огорчает, когда ……. Что Вы чувствуете себя при этом очень плохо.  Возможно, в Вашем плане будут не все «4», а по какому-то предмету «5»… Думайте… Только Вы знаете Вашего ребенка…
• Далее… Серьезно отнеситесь к своему развитию и своему образу жизни… У Вас тоже должен быть план, поскольку у каждого своя жизнь: у А. – своя, у Вас – своя. Но они, эти жизни в определенных моментах должны тесно соприкасаться. И Ваша жизнь не должна противоречить тем ценностям и требованиям, что Вы декларируете по отношению к ребенку. Воспитывайте себя тоже (Ваш ребенок Вам подскажет в чем)
• Читайте с ребенком по вечерам (пусть для начала это будут очень короткие рассказы, но с тем смыслом, который надо обсудить, который родит в душе и в голове ребенка много мыслей, эмоций, раздумий). Решайте с ним сложные математические задачи, кроссворды, берите задачи на логику. Отдайте этому 30 – 40 минут вечернего времени (сегодня чтение, завтра – задача, послезавтра – фильм, потом … и т.д.) – Вы увидите, что будет происходить.
• Сохраняйте спокойствие. Вы же понимаете, что сразу ничего не получится: ребенок – не робот: кнопочку отжали и пошло… Спокойно, но непреклонно… Без истерик и скандалов, но с поворотом головы и указующим жестом в сторону картины видения или договора. Ребенок должен понять, что все манипулятивные подходы, которые он задействовал ранее, больше не пройдут: все обговорено, надо выполнять, чтобы…! Жизнь – иногда жесткая вещь,  и  ребенок должен быть готов к извилинам и рытвинам на дороге жизни. А также учиться быть конкурентоспособным. Есть правило: не вмешивайтесь, когда ребенку трудно, не вмешивайтесь, когда ОЧЕНЬ трудно, вмешивайтесь тогда, когда НЕВОЗМОЖНО!!!
• Было бы здорово, если бы Вы привлекали ребенка к своей работе: пожалуйста, помоги посчитать…., перевести вот этот текст…, сделать клип, презентацию, коллаж…,  разместить картинки в таком порядке…, отсканировать… Да мало ли что еще!? Таким образом, ребенок будет понимать, что те знания, которые он получает, действительно, необходимы во взрослой профессиональной жизни. И может так случиться, что пригодятся те знания и навыки, о  которых даже подумать не могли (думала, буду бухгалтером, презентации не нужно уметь делать, а оказалось…)
• Не поддавайтесь на уговоры ребенка снизить планку. Договорились – значит договорились. Цель должна быть достигнута. Таким образом Вы учите ребенка выдержке и самоуважению. А также показываете, как приходит уважение окружающих, когда мы начинаем чего-то стоить.
• Не бойтесь отпускать ребенка одного в студии, секции, бассейны. Важно показать 2-3-4 раза маршрут, объяснить все про транспорт, проехать несколько раз с ним, заодно познакомив его с информацией о том, с какими людьми лучше не общаться и как разговаривать с незнакомцами, как отличить хороших людей от  плохих и опасные ситуации от безопасных. Нельзя, помешавшись на безопасности, изолировать ребенка от окружающей среды. Это мешает их социализации, они становятся абсолютно беспомощными, если надо спросить дорогу, или купить что-то, или … Поверьте, ко мне на занятия ездят дети 10 – 11 лет без сопровождения взрослых на общественном транспорте, и эти дети более приспособлены к жизни, чем те, которых возят на машине.
• После составления планов (в данном случае), дайте ребенку больше самостоятельности, не нудите, не читайте моралей. Просто соблюдайте условия договора и требуйте от него того же.
• Научите ребенка готовить. Это важно! Начинайте с примитивных блюд и перейдите к более сложным. Посетите с ним мастер-классы по поварскому, кондитерскому, пекарскому искусству. Кто знает, может, это его будущая профессия. Но даже если нет, он должен уметь приготовить себе обед, а возможно, удивить своего друга, подругу этим умением. Начать себя уважать и за это ТОЖЕ!
• Ну и про управление финансами. Это тоже очень важно. У ребенка должны быть личные деньги. Хотим мы того или нет, но деньги – это важнейшая составляющая нашей жизни. И поэтому важно с детства приучать ребенка к тому, что каждая вещь имеет свою ценность и свою цену (у А. с этим очень сложно). А деньги любят счет и относиться к ним надо с уважением. Уметь их расходовать – это тоже важно. Это искусство: зарабатывать и тратить – тоже должно вписаться в Ваше видение.
• Вы должны понимать, что контроль за действиями ребенка очень важен. Вы должны знать все, что с ним происходит. Но нельзя превращаться в пастуха, нельзя на каждом шагу одергивать, поправлять и говорить, как надо. Ребенок должен сам научиться принимать решения. Это тоже ВАЖНО. Иначе он превратится в беспомощную «овцу», которой легко управлять, которая боится быть индивидуальностью. Пусть он выбирает одежду, стиль, музыку, принимает решения, безопасные для жизни и здоровья, пробует себя в начинаниях, даже самых смелых, с вашей точки зрения. Дайте ему это право.

Я очень хочу, чтобы эти мои размышления оказались полезными, как для Д.В., так и для других родителей. Буду рада Вашим отзывам, вопросам, комментариям, Вашему опыту во взаимодействии с  Вашими детьми.
Спасибо за то, что читаете «меня».