Экспедиция по Томской области 21. 06. 15

Лилия Завьялова
 Село Михайловка Зырянского района. 21.06.15

Зубарева Любовь Фёдоровна 85 лет. Переселенцы из Белоруссии. Родилась в 1930 году в г. Анжеро-Судженске. Вышла замуж. Работала дояркой. Исполнительница народных песен. Переняла от родителей, от жителей села.
В селе устраивались складчины. Ходили со двора на двор. На гулянках Любовь Фёдоровна была генератор на складчинах: «Дядя Яшка, на складчину можно к вам?» - «Почяму няльзя? Можно»! На двоих по бутылке самогонки ставили. Самогон ставили на хлебе. По деревне ходили с гармошкой. Пели частушки «Саратова». Также пелись частушки стенка на стенку.
Песни забыты, но удалось кое-что записать. «У родимой мамоньки» многие знают и в других деревнях, но отличаются мелодией.
Пришла баба Сина. Аксинья Максимовна Деева. Родилась в деревне Высокое. Коренная. 82 года. Родители из России (Чернигов). Работала дояркой. Вырастила восьмерых детей. Раскулачивали. Мельницу забрали. Полная телега детей.
-Одна сибе, удова я. Двадцать пять лет, как ево нет.
-Мы пили по две стопочки (соседки вставляют «а стопочки-то ого-го были!). И не пьём до сегодняшнего дня. Не дают.
-Гуляю, гуляю, седьмую стопку допиваю.
-Ну, вот пятух получился. Вытягивать буду.
Баба Сина ругается на бабу Любу: «Смола липучая» «Что ты вся смухортилась»? (сморщилась). « Голова не жопа – завяжи, да лежи».

Больше - Дорохово.
Село основано в 1652 году братьями казаками Дороховыми. Ворота везде встречаются с крышами, чтобы не гнили. Тучи мошек. Встретилась девочка с перемотанной платком головой и обмотками на ногах. Тряпки обработаны дёгтем. Поют в основном современные обработки и авторские народные песни и частушки. Люди отзывчивые, доверчивые.
Филатова Александра Дмитриевна 1933 года рождения. Родители- переселенцы из Белоруссии. Сама Александра Дмитриевна коренная жительница. Родилась в селе Воронино-Яя.
Дорохова Ираида Иннокентьевна 1936 года рождения. Коренная жительница.
По словам бабушек - плясали вкруговую. Устраивали «колокольчики» - ставили в стакан алюминиевые ложечки и прятали в штаны. Когда плясали, звенело. Играли в таз локтем и кулаком. На выкупе невесты пели песни, жениха отталкивали, а с другой стороны наоборот заталкивали. Игра «Чижик». На чурочку кладётся дощечка, а на неё палочки. По палочке ударяли, и кто вперёд бежали и подбирали палочку, выкрикивая слова: «Чижик, палка, коноплянка, трёх угольная цыганка. На кулииии»….

Ягодное.
Нина Ивановна Нивмержитская 1941 года рождения. Переселенцы из Мордовии.
Игра «Казанки». Фигурные косточки домашнего животного ставили коридорчиком и сбивали их.
Плясали «Краковяк», «Полечку» под гармошку. В Рождество наряжались, по дворам ходили, пели коляду. Свадьбу играли три дня: первый у невесты, второй у жениха, на третий день дарили подарки у жениха, блины. Наряжались, ходили по дворам. Воровали кур на складчины, за что не ругали. Варили пшеничную кашу, садились посреди улицы и раздавали прохожим. Катались на лошадях с колокольчиками.

Латат.
Мария Наумовна Большекова. Коренная жительница. Овдиенко Людмила Павловна. Бабушки не пели, а в основном рассказывали интересные истории про свою жизнь.
Рассказ Большековой Марии Наумовны. Миленькая моя, что вам рассказать? Сталина
и Ленина нету. 41 год работала, а что заработала? У меня 2 дочери и сын. Одна дочь живёт в Германии. Вторая дочь и сын в Томске. Папа мой пошёл на войну. Одного брата забрали в армию, другой ушёл добровольцем. Папа вернулся, а братья пропали без вести. Ну и что мы видели, что мы ели? Мне пять лет было, я сейчас лежу и вспоминаю, как меня будили. Пришла соседка, сижу, да плачу. «Германцы» скоро приедут. Убралась, всё покрасила, сын белил два дня. Заново печку складывала. Шторки вешать стала-упала.
Частушки я пела. Я не начинала, но подтягивала. С мужем мы прожили 47 лет. Пчёл держали. Когда были детьми, играли в «рюшки», «городки», в «козла». Играли в мяч, «лапту», «классы» чертили. Постарше когда были, вечерами играли в «гвоздик», в «номера». Загадывали номера, сидели парами. Девушка на коленях у парня. Выкрикивали номер. Девушка с таким номером бежала. Если не успеет, то назначали - кому песню спеть, кому целоваться. Жизнь наша тяжёлая в деревне. Клуба не было, устраивали вечёрки. Сёдня ты вечёрку собираешь, завтра я. Танцевали вальс, кадриль (четыре парня выходили, приглашали девушек), «Во саду ли, в огороде», «Сирбияночка», краковяк. Кому какая нравится девушка, ту и выбирает. Молодёжь была у нас культурная. Парни девушек любили, уважали, а щас? Кина показывали редко, а если кино с поцелуями, то до 16 лет не пускали. У нас были красивые девушки, все умерли.

На гармошку новую накину шаль бордовую.
Если я не чернобровая, ищи чернобровую.

Работала я на тракторе, на прицепе. Тринадцать лет я работала на почте, ездила в Маложирово. Стажу у меня сорок один год.
Нас осталось 4-5 женщин. Когда у кого день рождения, то собираемся. Щас гуляют, песен не поют. Латат славился песнями. Если лататцы заявились, то будут песни. Латат гремел песнями. Щас только напиться и в постель.
Я жила в Новоархангельском, а дружила с лататским. Большеков был самым красивым в Латате. Приехали к нам со своим дядей, сестрой, сосватали. За столом посидели. Мама, папа благословляйте, замуж пойду. А мы рано были взрослыми. В школе училися, на полях работали. Ночью скирдуешь. С уроков снимали картошку копать. Мальчики запрягают лошадей и в ночь скирдовать. Я в седьмом классе училась и на уроке уснула. Учителя знали. Мама до работы копает, а мы до школы. А в школе ещё погонят. Мы ни детства, ни юности, ничего не видели. У мужа была ишемическая болезнь сердца. Поехал в тайгу и умер прямо в кабине.

Рассказ Овдиенко Людмилы Павловны. Схоронила недавно сына. Поехал на рыбалку в Могочино, и что там случилось никому не известно. Быка запряжёшь и едешь. Руки замёрзнут. Понравилась я, идёт, догоняет. Замуж пойдёшь? – Пойду! Раньше не было таких печек, а были железные. Сижу, плачу. Я один платок отдала, а второй-подумаю. Вся родня уговорила меня. Второй платок отдала. Пошла. В новый год была свадьба. Мороз! Выходила в штапельном платье, веночек, марля. Жёлтый платочек на мне. Цветы сами делали. Стреляли, кто встречал жениха и невесту. А лошади бешеные. Ехала на них золовка с ребёночком. Лошадь как хватила, кошёлка перевернулась, в озеро все вылетели. Родители благословили, зерно посыпали, стопочку подали. Гости за столы. Гуляли три дня. Жили бедненько. На следующий день ситцевое платьишко на мне. Дядька три рубля подарил. Подарков не дарили, одаривали платочками. Невесту откупали самогонкой. На стол ставили холодец, тушёную капусту, картошку с мясом, винегрет. Утром поднялася. Свекровь растопляет, разжигает печь: «Ой, что-то не горит». Кто-то подсказал ей что-нибудь подарить. Тогда я подарила свекрови полотенце, а она блины напекла (это обычай). Мне за всё время городские 170 рублей подарили, и то я их отдала свёкру. Жили, продать нечего. Денег не давали. Надо было мыло купить и керосин. Электричества не было, радио не было. Вся деревня ходила копать ямки в Новоархангельское, чтобы провести радио. Давали три рубля, так вся деревня бежала. Наряжаться не на что было. Ситцевые платья, в карман цветочек, сапоги. Дедушка жил, так он шил сапоги и тапочки. В этом и ходили на вечёрки. Сейчас мы может быть и пожили. Бабушка говорила: «Жить бы сейчас и жить». Схоронила мужа в 67 лет. Подарить нечего было. Ребёночек родился, кусочек материи только был. Сошьёшь рубашоночку, штанишек не было. Потом встали на ноги. Царство небесное Брежневу. Дал немного нам пожить. А этот, как ево, Хрущёв, чтоб ему на том свете добра не было. Оставил, чтобы держали одну корову, одного поросёнка и одну, две овечки. Семья из пяти человек. Поросёнка зарежешь и съешь до нового года, а дальше нету ничего. Не могли ничего купить. Кусочек сала продавали, чтобы купить платочек. Мы сели на мель. А Брежнев снижал цены и поднял хозяйство.

Рассказ Канаевой Ираиды Петровны (1944 г. р. Кемеровская область, д. Константиновка).
Праздники. На Рождество пекли курники, печенье пряники. Наряжались «Шулюканами» (цыганками, красавицами), обрезали перчатки. На Пасху, Рождество славили. Ложкой били об заслонку и плясали. «Трепак», «Сени мо сени». Давали самогонку, печенье, пирог. Колядок не пели уже. На Пасху яйца красили луковой шелухой. На Троицу ломали берёзки и ставили вокруг дома, разжигали костёр. Варили в ведре яйца. В воду, в которой варились яйца, бросали смородиновые веточки и заваривали чай. На Пасху брали пихтовые веточки и цветочки. Украшали ветками иконы, углы дома. На окна надевали самые красивые шторы.
Изба, быт. Изба состояла из кухни и горницы. Кровати украшались свесами. Мама и бабка спали на кроватях. Дети летом на полу. Зимой на полатях, на печке. Бабка спала на курятнике – большой ларь в доме, где держали кур. Простыни шили из лоскутков. Мылись щёлоком (зола), хозяйственным мылом, сывороткой. Стирали, парили щёлоком, каустической содой.
Свадьба (50-е годы). Прежде чем жених придёт, собирались подружки. Продавали косу, украшенную бантами. «Сто рублей коса, сто рублей краса, сто рублей место, сто рублей невеста». Кидали деньги. Дружка (шафер) кладёт 25 рублей и всё! Жених садится, шафер. Выносят приданое: подушки, перины, одеяла стежёные. Стежила сама. Приколотки (занавески на головки кровати), низ, вязаный в одну нитку, простынь из ниток потолще. Сверху пикейное одеяло, наволочки с прошивкой, полотенца льняные, платья, простыни, скатерти, вязаные сеткой. Красила шерсть и на сетке вышивала цветы – красные, фиолетовые, зелёные, жёлтые гарусом. Из этих же ниток украшали кистями края. Шторы половинчатые. В материи вырезали квадраты и вставляли туда вязаную крючком вставку. За невестой приезжал жених на лошади, украшенной самодельными цветами. Невеста в подвенечном шёлковом, кремовом платье. Фата из ажурной кисеи. Вокруг очелья восковые цветы. Сперва едет приданое, потом жених. Жили бедненько. В сундуке первым слоем клали кирпичи, а на них всё приданое. На свадебном столе винегрет, квашеная капуста пластами с растительным маслом, курник, пирог с рыбой, вафли, печенье, самса (татары). Если умерла мама, то свадьбу играли через год. Уходили бегом.
Одежда, обувь. Носили платья из ситца, саржи, штапеля, плюшевые жакетки. Баба шила на машинке «Зингер» фланелевые шаровары. Пальто со шкуркой крота. Синее пальто с каракулевым воротником и каракулевой муфтой. Пуховая шаль. Обувь: хромовые сапоги (сорт выделки кожи, вставка как чулок). Яловые (кожа более жёсткая), ичиги (сапожки из тонкой кожи), валенки.
Игры. Мама куклы шила из белой материи. Туловище, набивали опилками. Ручки, ножки, головку ватой. Рисовали глазки химическим карандашом. Волосы из пакли (лён). Одевали в сарафан. Собирали цветные стёклышки, клали на полочки. Кирпич, дощечка – это посуда. «Пекли» из глины, покрывали белой глиной.