Мемуары. Бабушка

Ната Найко Савельева
Ранних воспоминаний о ней у меня не сохранилось. Боюсь быть не объективной

и пристрастной, сквозь призму нелюбви к свекрови, моей матери. Впрочем,

нелюбовь была взаимная.Зато помню, как бабушка трепетно любила мою

двоюродную сестру- дочку единственной дочери из четырёх её детей.Друг

друга они,просто, боготворили. Искры этой привязанности перепадали и мне.

С маминых слов, моё рождение (вместо,желаемого внука),- было воспринято

с прохладцей, к тому же, мать, излишней любезностью не отличавшаяся,

заведомо не способствовала налаживанию отношений. А, потому, проживая

в непосредственной близости друг от друга (за дощатым забором),- приходить

"в гости" к бабушке я стала годам к двенадцати- тринадцати из-за ставшей,

в последствии, большой дружбы с сестрой,- к неудовольствию мамы. События

эти стали,в том числе, причиной наших с матерью сложных взаимоотношений.

Сестра была младше меня на шесть месяцев. Ожидала пополнения бабушка с трепетом.

Со слов мамы, свекровь, повстречав её на улице со мною на руках, после тяжёлой

диспепсии, чуть не стоившей мне жизни, а мать-превратившей в жуткую

паникёршу по части детских болезней,- воскликнула: "Что это она бледная

у тебя, больная, что ли? А у нас будет мальчик,- бабка нагадала!"

Но при диалоге я,сознательно, не присутствовала, поэтому воспроизвожу

со слов, хотя не верить маме- оснований нет, поскольку, уже на моей

памяти бабушка безопеляционно, вслух, оспаривала отцовство  младшей

сестры, некоторые таланты которой, так похожи на папины, что, теперь

это просто смешно.Вот такие, отнюдь не "высокие отношения"...

...Родилась девочка, с тяжёлым, уродующим пороком губы и нёба. Вероятно,

сказалось пьянство отца ребёнка, которого на момент её появления

на свет, на "горизонте" уже давно не наблюдалось. Вот здесь и проявился

бабушкин несокрушимый характер,обеспечивший выживание почти всем её

детям в пору лихолетья: голода и войны, и опять голода...Старшую из

девочек, умершую в раннем детстве от пневмонии, она вспоминала

со слезами до самой смерти свей.

Сестра выжила, бабушка жизнь положила на это. Она копила деньги, обязывала

сыновей, ухаживала- выхаживала. За год четыре операции, корректирующая в

шестнадцать лет и в завершение:внучка- красавица. А какую уверенность в

себе она ей внушила! Когда нам было по семнадцать лет, прозвучала и такая

фраза:"Вот бы к твоему лицу, да её фигуру"! А всё потому, что сестра рано

 развилась, как девушка и напоминала веретено, а я была худа и откровенно

не ухоженна. Но, тем не менее и на меня снисходила бабкина благосклонность,

за то, что я дружила с её обожаемой внучкой... Бабушка умела гадать на картах

и обучила нас с сестрой. Умение это, не раз, обеспечивало мне повышенное

внимание в любой компании и было, по сути,- психологическим блефом,

 но эффект, имел место, ошеломительный! Она готовила нас к замужеству с

самых "младых ногтей".Сама история бабушки,рассказанная, много позже, отцом,-

являлась энциклопедией на тему:"Как не остаться без мужа". Овдовев ещё в

войну, она четырежды выходила замуж, только, чтобы обеспечить

выживание своих детей и операции да украшения для внучки.

А дело было так... не будучи писанной красавицей (думаю в этом была суть

конфликта с невесткой, поскольку мама моя, была невероятно хороша),кроме

того очень высокого роста, что не являлось привлекательным в первой трети

прошедшего столетия,- принца,отнюдь, не искала. Исконно русская семья её отца,

не больно то желала с кем-то там смешиваться. Поэтому, единственный серьёзный

жених, украинец ещё и с "сомнительными" цыганскими корнями, строгим отцом был

проигнорирован. А походы "на танцы" в ближайшее за лиманом село,- запрещены.

Претендент был старше на девять лет, на самом деле- корни имел белорусские,

а намерения самые серьёзные. И бабушка сбежала к любимому в его село.

Семья мужа была строгая и стали готовиться к свадьбе. Накануне и в городе

вышла замуж её старшая сестра за болезненного, но достойного, по общему

мнению, жениха. Двоюродного деда нам довелось видеть: прошедший всю войну,

вернулся живым, был ранен, что не помешало ему "родить" четвёртого ребёнка

тётю-сестру. Всё моё детство я слышала, как надрывно он кашлял за забором...

Жена его тоже очень не любила маму,поскольку последняя затмевала

двух её дочерей и невесток. Но, вернёмся к главному повествованию...

"Блудная дочь" вернулась домой, покаялась, выпросила прощение отца под

защитой матери и...сбежала снова, прихватив свадебное платье сестры!

Отец сказал, что видеть её больше не желает.Но, она была счастлива,любима.

Родила четверых детей и попросилась к родителям только перед самой

войной,- в деревне стало очень голодно...Надо отметить, что семья

прадеда состояла из семи выживших детей и проживала в одном из первых

домов, построенных из ракушечника, на тонкой отмели,насыпанной прежде

между морем и лиманом,- именуемой Пересыпь. Дом был просторный, сохранился

до наших дней, но в него дочь с семьёй тогда не пустили, памятуя прошлое.

Хозяин работал на мясокомбинате, имел ежедневный паёк, состоящий из

говяжьих хвостов и костей, а в конце недели и с потрохами,- хотя бы

не голодали,с семьёй дочери,живущей в землянке по соседству,-делились...

Я никогда не ела ничего вкуснее бабушкиного жаркого из "хвостов" с томатной

пастой, именуемого в наших краях "соус", но зовут же ОНИ макароны- пастой!

Ещё, она всегда настаивала на "сборе" всей семьи,к неудовольствию моей мамы,

когда приезжал в отпуск любимый младший сын,подполковник, живущий в Москве,-

особая её гордость. Тот, которого так никогда и не увидел отец,замученный

в Норвежском плену.Об этом она тоже никогда не узнала. Поскольку, похоронки

не было, долго не получала пайка на детей, как семья погибшего, опять же

всякие слухи...Помня, как муж любил их, слухам не верила, но сомневалась...

Выходила замуж,-выживала.

Никогда не забуду,как бабушка уходила: тучная, отдышливая,но не жаловалась:

не могла омрачать ещё больше, горячо любимых дочь и внучку, которые

практически не покидали больницы.Я приходила к ней дважды. Никого другого

видеть она не пожелала.