2. 2. Пороки коллективистов

Эльдар Шарбатов
Категория ценностей конформистов-коллективистов

Перед лицом возмущений общественного порядка, коллективисты призывают объектов возмущений смириться со своей ролью, а обиженных терпеть, в стороне ожидая лучшего времени. От покровителя, в таких случаях, они ожидают реабилитации общественных консервативных установок, а сами применяют психологическую защиту (как, например, отрицание проблемы). Если это не срабатывает, то стремятся поделиться проблемой с другими представителями своей культуры, чтобы общество привыкло к проблемам и перестало видеть в них нарушения. Нет преступления – нет проблемы. Так, становясь исполнителями служебных преступлений, они не видят в этом лично свей вины. Такое отношение несравненно опаснее, любого мотива для потенциальных преступников, т. к. является почвой для развития блатной культуры в обществе.

Оптимизация такой нелепой традиции в современном обществе может позволить:
1. Остановить рост преступности.
2. Лишить перспектив развития блатную субкультуру в нашем обществе.
3. Обеспечить выявление коррупции и организованной преступности даже непрофессионалами.

Коллективисты – люди, зачастую, воспитанные строго, с детства приученные следовать общественному мнению и подвергавшиеся особо строгим наказаниям за ослушания старших, абстрагируются от мнения, что объект их подчинения может не быть прав, особенно если это очевидно.

Представителей этого типа конформистов можно встретить целыми группами (к примеру, коллектив организации). Их всегда большинство. Также ярким примером искажения идеалов коллективистов являются представители тоталитарных сект.

Психологические ценности конформистов-коллективистов:

1. Угроза – это психологическая ценность прощение, искажённая под влиянием ценности межкатегориальной структуры злоба. В основе её деградации доминируют психические процессы: инициатива и интеллект за счёт угнетения психических процессов: ревность и ненависть.
Конформисты этой культуры не отличаются добросовестностью в практической реализации консервативных установок своего общества и, следовательно, в значительной мере рассчитывают на результативность деятельности других представителей своего коллектива. А учитывая, что прощение, как нормативная ценность, не предполагает открытых наказаний для других представителей коллектива по факту случайных сбоев, ошибок и шероховатостей в труде, то возникает конформное стремление напутствовать чужой энтузиазм убедительными угрозами. Такой социальный процесс ведёт к завышению нормативных установок в коллективе в ответ на проявление инициативы его идеалистами.

2. Привязанность – это психологическая ценность понимание, искажённая под влиянием ценности межкатегориальной структуры сладострастие. В основе её деградации доминируют психические процессы: влюблённость и инициатива за счёт угнетения психических процессов: ненависть и страх.
Эта конформная установка основана на злоупотреблении любви, как к субъекту злоупотребления, так и в чужих межличностных отношениях. Если идеалист способен понимать другую личность, как представителя её идеалов (или если эта личность сама является олицетворением принятых им идеалов), то конформист привязывается к людям на основе, доступных им, средствам и техникам постижения данной ценности и, обязательно, готовностью ею злоупотреблять ради личных интересов, из прихоти подменяя саму ценность. Так, афишируя социально приемлемые внутренние чувства, конформист диктует обществу ситуативно выгодные ему установки. И, к сожалению, не каждая личность способна осознать, что ценностью является сама любовь, а не её объект. Так что чужая привязанность также может лежать в основе подмены данного идеала конформистами.

3. Оправдание – это психологическая ценность понимание, искажённая под влиянием ценности межкатегориальной структуры зависть. В основе её деградации доминируют психические процессы: инициатива и сострадание за счёт угнетения психических процессов: ревность и страх.
Приспособленцы данной культуры весьма категоричны в применении её консервативных норм, но редко следуют им практически. Организацию любой их деятельности можно разделить на три основных этапа:
1. Принять нормативную установку (в соответствии с консервативными идеалами своего общества).
2. Изначально установить достойный уровень и качество своей исполнительности (опираясь на практические результаты других представителей коллектива).
3. Найти убедительное оправдание своему несоответствию этому уровню и нормативам (либо не дать возможность оправдать нормативы другим представителям коллектива).
Подмена этого идеала состоит в том, что в основе их мотивов лежит не стремление к оптимизации своей деятельности, опираясь на чужие результаты а зависть к ним и, следовательно, нежелание принести пользу кому-либо. Такие конформисты могут из личной неприязни, без видимого повода пойти на крайние меры, официально осуждая сотрудников и дискредитируя их перед коллективом и, параллельно с этим, оправдываться в этом действии перед коллективом, призывая его быть снисходительным к ним и к факту осуждений.
В деградации данного идеала наиболее часто присутствуют такие психологические защиты, как смещение и морализация.

4. Изобилие – это психологическая ценность умеренность, искажённая под влиянием ценности межкатегориальной структуры зависть. В основе её деградации доминируют психические процессы: влюблённость и интеллект за счёт угнетения психических процессов: ярость и ненависть.
В виду того, что умеренность, как ценность, учит ограничивать доступные средства постижения принятых в обществе целей, конформисты этой ценностной ориентации понижают интенсивность и, следовательно, результативность своего труда в коллективе, показывая этим, что их цели требуют больше средств. В случае, если эти средства они не получают от своего руководства, то уже перед крайней необходимостью платить ставятся те, кто нуждается в результатах их ущербного труда. Искажение данного идеала не может вынудить конформистов-коллективистов отказаться от неоправданных целей, ведь неспособность к объективному анализу позволяет им отделить интересующие их перспективы принятия ответственности от необходимости её оправдать.

5. Лесть – это психологическая ценность смирение, искажённая под влиянием ценности межкатегориальной структуры праздность. В основе её деградации доминируют психические процессы: сострадание и интеллект за счёт угнетения психических процессов: ярость и ревность.
Суть данной конформной ценности состоит в подмене признания коллективных идеалов представителями коллектива утверждением личных интересов руководителей этого коллектива. Ценность смирение, в некоторых обществах может быть искажена настолько, что осуждению подвергаются не конформисты, предавшие коллективные идеалы, а те личности, которые об этом открыто говорят. Когда ценность лесть становится нормативной, то смирения требуют не от личностей перед коллективом, а от коллектива перед личностными интересами.

6. Власть – это психологическая ценность покровительство, искажённая под влиянием ценности межкатегориальной структуры лень. В основе её деградации доминируют психические процессы: сострадание и влюблённость за счёт угнетения психических процессов: ярость и страх.
Данная конформная ценность основана на обеспечении деструктивного проявления личной свободы посредством разрушения общественных норм. Если, в идеале, руководитель обеспечивает не только организацию труда в коллективе, за что всегда в ответе, но и определённую социальную защиту подчинённых, то в коллективе, подверженном конформным установкам, подчинённые ожидают от начальника, прежде всего, защиту их личных интересов ради безопасного злоупотребления коллективными нормами. «Патрон», в свою очередь, также может прикрывать своё несоответствие нормам, наименее полезными для его личных интересов, кадрами, грубо говоря, «подставляя их под статью».