Учимся рассуждать

Лана Милус
На прошлом занятии даю ребенку – семикласснику, недавно зашедшему ко мне в работу,  задание: выписать три четверостишия из разных стихов Е. Евтушенко. Предлог: каллиграфия (отработка навыка правильного соединения О и А с другими буквами).

Истинные причины:

1.Понять ценностные установки ребенка

2.Познакомить с творчеством Евтушенко

3.Начать учить рассуждать, а, следовательно, писать сочинения

4.Попытаться начать взращивать любовь к поэзии

Знаете, какие четверостишия выбрал мальчик?

 

Дай Бог всего, всего, всего

И сразу всем – чтоб не обидно…

Дай Бог всего, но лишь того,

За что потом не станет стыдно…

 

Ты не завидуй. Будь мудрей.

Воров счастливых пожалей.

Ведь как они не озоруют,

Их тоже обворуют.

 

У каждого – свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это все неведомо для нас…

 

Спрашиваю: почему эти? Смеется, но объяснить не может.

- Вы же попросили, я сделал…

- Согласна… Сделал… Но ведь ты их как-то выбирал… И выбрал именно их… Почему? Расскажи…

Мальчик долго молчит, потом говорит:

- Я не смогу…

- А я хочу попробовать, - говорю я. – Отдай мне одно из этих четверостиший для моего комментария.

Он смотрит на меня непонимающе и показывает на третье.

- У каждого – свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это все неведомо для нас…

- Ты знаешь, для меня это про всех нас… Про то, что каждый из нас индивидуален, индивидуален настолько, что каждого можно сравнить с Вселенной… И личный мир каждого из нас – тайна… Мы никогда не открываемся до конца. Ведь это так?

Мальчик становится серьезным. Смотрит на меня каким-то глубоким, думающим взглядом. Кивает головой.

- Нам бывает очень сложно… Неимоверно… Но нас спасает тот светлый, «лучший» миг, который случается в жизни каждого… Это радостные, счастливые моменты… Как думаешь, какие моменты в жизни можно назвать лучшими?

- Праздники, - неуверенно говорит мой ученик. Я киваю. (что такое активное слушание, я точно знаю, и мне очень помогает этот навык: слушать активно) – Вечера в семье, встречи с друзьями, радиоэлектроника… (супер, это уже из диагностики: я начинаю узнавать своего нового ученика, я начинаю понимать, как буду взаимодействовать с ним, он узнает меня, и я по взгляду понимаю, что наши ценностные установки совпадают)

- А скажи, пожалуйста, что врезается в память сильнее: «лучший миг» или «страшный час»?

- Страшный час, - отвечает ребенок.

- Порассуждай, пожалуйста, об этом.

И забыв о том, что он не умеет, мальчик начинает подбирать слова (и для меня это очень важно – он учится рассуждать… А значит – формулировать…, т.е. думать. Как только он научится формулировать – он поймет, где и над чем надо ему работать… Это закон: мы можем изменить и отработать только то, что  четко сформулируем…)

- Страшный час – это много эмоций… это страх… слезы… Это сильнее, чем смех, радость… Это дольше помнится…

- А почему «это все неведомо для нас»?

Он долго думает, затем как-то смущенно смотрит на меня:

-Не знаю…

- Ты знаешь, мне кажется, это про то, что мы не можем знать, что произойдет в нашей жизни завтра: светлый миг или страшный час… Конечно, было бы здорово, чтобы лучших и светлых мигов было много… Но тогда мы можем избаловаться и ничему не научиться… Мне кажется, что сложные моменты жизни нас чему-то учат или являются ответом на какие-то наши не совсем правильные поступки… - я вопросительно смотрю на него. – Мне кажется очень важным проживать сегодняшний день очень полноценно, не забывать, что рядом есть любящие люди и мы им нужны…. Что они любят нас и готовы ради нас на многое… Нам неведомо, что может быть завтра…

Он вдруг вскидывает голову, смотрит на меня долгим глубоким взглядом… Мне нравится этот взгляд… Это взгляд думающего человека…

Мы молчим несколько секунд.

- Над каким из этих четверостиший хотел бы порассуждать ты?

Несмело и неуверенно кивает головой на первое…

- Ну и славно, - говорю я. – Порассуждай письменно. Просто рассуждай, не думая, правильно это или нет… Договорились?

Он кивает головой…

У нас еще целых пятнадцать минут и банальная работа – вспомнить синтаксический разбор простых и сложных  конструкций(предложений то есть)…