Байки о доисторическом времени

Надежда Коган
«Разговаривают два программиста.
- Знаешь, мне бабушка завещала
Библию издания 1823 года.
- Круто! – восхищается другой. –
Наверное, еще на перфокартах!»
Анекдот 90-годов прошлого века

Это рассказ о тех доисторических временах, когда не было персональных компьютеров, Интернета, Скайпа и смартфонов. Сразу обозначу временной интервал: динозавры уже вымерли. Экзамены в школе тогда сдавали комиссии, отвечая на вопросы выбранного билета, подглядывая в шпаргалки, и пытаясь ответить на каверзный дополнительный вопрос. В институтах не было платных отделений и пятерки мы получали совершенно безвозмездно. Молодых специалистов, закончивших ВУЗы, тут же отправляли по распределению – такие были первобытные обычаи…

      Меня после окончания СТАНКИНа (сейчас называется МГТУ «Станкин») выбрал подмосковный завод, занимавшийся ремонтом тракторной техники. Но когда я бодро прибыла по месту назначения, начальник отдела кадров пришел в ужас.

     - Но Вы – девушка! А мы думали, что Вы, э-э-э, мужского пола… В списке было – Н.В.Коган.

      - Ну и что? – удивилась я. – Думаете, не справлюсь?

      - Уверен. – твердо заявил кадровик. – Пойдемте, я Вам покажу фронт работ.

       После осмотра нескольких сараев с поломанными тракторами, неподъемными запасными частями и чуть ли не дореволюционными станками я утратила свою прежнюю решительность.

       - И женского общежития у нас нет! – торжествующе привел решающий аргумент спец по кадрам.

       - Ну, тогда откажитесь от меня.

        Я не особенно расстроилась. Получу свободное распределение и найду работу поближе к дому.

       - Нет! – испугался кадровик. – Если откажемся, другого молодого специалиста не дадут. Вас-то еле выпросили… Но если Вы привезете в наше министерство просьбу от другого завода о том, что Вы им нужны…

         М-да… Специальность у меня - «Машины и технология обработки металлов давлением». Мы – кузнецы, и дух наш молод. Что-то я не могла представить себе предприятия, которому позарез требуется девица для работы в кузнечном цеху…  Да еще если при этом придется уступать моим нынешним работодателям квоту на выбор в следующем году… Что ж я в архивный не пошла со своей золотой медалью?  Цены бы мне не было.

      Однако, все оказалось не так страшно. Нашелся у нас в Загорске небольшой завод, которому так и так молодого специалиста не светило. Письмо написали, меня взяли, и я год проработала мастером ОТК до тех пор, пока не схватилась с директором, отказавшись подписывать паспорта качества на готовые установки обеззараживания воды. Сама бы не увидела, но меня ткнул носом инженер заводского техотдела – смотровые глазки у этих установок должны были изготавливаться из простого стекла, задерживавшего ультрафиолетовые лучи, а делали их из оргстекла, пропускавшее это излучение без преград, обжигая при этом сетчатку наблюдателям. Да и дроссель, от которого шло две тысячи вольт на кварцевую лампу, ставили внутреннего исполнения, а не наружного. При повреждении ударить могло, как молнией.
 
        После грандиозного скандала меня не уволили, а перевели производственным мастером на другой участок, где я пасла десяток военнослужащих, направляемых на завод в качестве шефской помощи близлежащим стройбатом.  Контролировала уборку двора и складирование материалов, матюгаясь ангидридом в перекись марганца и терминами из теории пластичности. Тоже, надо сказать, темные мы были люди… Сейчас даже в Интернете ближе к физиологии ругаются…

        Ребята, может быть, таких страшных выражений не пугались - но я каждый день выдавала им перед обедом невостребованное  молоко – оно полагалось кузнецам и сварщикам в связи с вредностью производства. Большая часть вредников от молока решительно отказывалась, так что оставшиеся шесть бутылок шли вечно голодным солдатам.  А еще я общипала пол-куста алоэ в плановом отделе, перевязывая гноящиеся ссадины подопечному воинству. Почему-то даже мелкие царапины заживали у них плохо – акклиматизация, судя по всему.

       Высшее образование за это время мне удалось применить только один раз, когда сломался автомат для точечной сварки. Главный механик охнул – там же игнитроны! Значит, чинить на соседнем электромеханическом заводе, а это не меньше месяца. Но я – от отчаяния, наверное - потребовала схему. Когда ее расстелили на двух столах, увидела единственный знакомый символ и уверенно ткнула в него.

      - Видите, гидравлический клапан? Вот он и сломался. Там же хобот не опускается.

        Автомат починили за день, и отдел главного механика долго смотрел на меня с удивленным уважением.

        В конце концов я решилась. Пришла в отдел кадров филиала НИИ подшипниковой промышленности в нашем поселке. Там меня знали – два года отработала после школы перед поступлением в ВУЗ. Мама сказала – хоть на зимнее пальто себе заработай. Чтобы не терять времени и знаний, поступила в заочный машиностроительный институт. Потом перевелась в СТАНКИН, и вот, явилась, не запылилась…

       Кадры задумались, куда взять специалиста-кузнеца. На мое счастье, откуда ни возьмись, в кабинет заявился начальник центральной заводской лаборатории – узнать, как с его заявкой. А я ему химию сдавала на первом курсе заочного обучения. На пятерку сдала, хотя гонял он меня по всему курсу и даже по Некрасову, учебнику для химических вузов, извращенец! Он, видимо, тоже этот марафон вспомнил и мне тут же предложили должность инженера в металловедческой лаборатории.

      Труднее было уйти с прежнего места работы. Директор в ответ на мое заявление об уходе пообещал немедленно перевести старшим мастером или инженером по инструменту. Кузнецы и сварщики сказали: «Предательница!»  Воинство смотрело обиженно, как покинутые ягнята, хотя я все рекомендации по молоку и алоэ довела до своей преемницы. Главный механик со мной вообще не разговаривал все две недели востребованной отработки.

      Но я не сдалась. Пепел пяти лет обучения стучал в мое сердце.

      Невостребованные матанализ и сопромат снились ночами – парадом косвенных напряжений в плащах из интегралов.

      Много лет спустя после гайдаровской реформы НИИ осыпался, словно тополь осенью. Зато маленький завод, гордо покинутый мной, превратился в солидное объединение с представительствами в других городах и за рубежом.

      Но я все равно не пожалела о тогдашнем выборе пути. Ведь у меня, как в повести Стругацких, понедельник начинался в субботу. И на работу я бежала с предвкушением – а вот если так попробовать?

     Доисторические времена…