Вы должны кем-то стать, прежде, чем сможете что-то сделать, и что-то сделать прежде, чем сможете что-то получить.
(Зик Зиглар – психолог, писатель, специалист по управлению.)
Подростковая аудитория. Тренинг «Шаги к успеху». Даю задание: сформулировать и записать в тетради свою мечту и методы, с помощью которых, с точки зрения подростков, эту мечту можно превратить в реальность.
Мечты, чаще всего, очень одинаковы: хороший дом, машина, яхта, много денег, путешествия и т.д. Стратегия осуществления своих замыслов у подростков тоже очень похожа: открыть свое дело.
Анализируя ответы подростков, задаю себе вопрос: что это? Устойчивость русского менталитета (неявно присутствующее воспоминание о прошлом в сознании русских людей, ведь до революции в течение практически тысячелетия предпринимательство в России развивалось очень динамично и успешно), или желание безграничной свободы, сладость обладания властью, ощущение безграничности возможностей, или ответ на бесконечно длящийся в нашей стране кризис, или…?
В связи с этим возникает новый вопрос к старшим подросткам: что для вас собственное дело, предпринимательство?
Ответы просты. Если объединить их, то получится примерно следующее: предпринимательство – это свое дело, которое позволяет иметь прибыль и при этом не быть зависимым от работодателя и не «пыхтеть» на работе с 8.00 до 17.00.
Вот так. И обычно ни одного слова об ответственности, о бессоннице, об истерическом ожидании результата, и еще о том, что далеко не каждый человек может быть предпринимателем. По статистике только 4-6% всех проживающих на планете людей могут быть успешными бизнесменами, а из 10 вновь открываемых компаний выживает только 2-3!!!
Что делать с этим желанием чуда? Как уберечь молодого человека от разочарований психологического, экономического и социального характера? И, наоборот, как заставить поверить в себя, в свои силы и возможности?
Я всегда настаиваю на профессиональной диагностике, которая направлена на выявление определенных склонностей подростка или молодого человека (а нередко, кстати, уже и взрослого, который прожил часть жизни и вдруг понял, что то, чем он занимался все это время, не приносит ему никакого удовлетворения, а, наоборот, вызывает раздражение и является мощным стрессогеном) к той или иной профессиональной деятельности путем разработанных методик и с помощью различного инструментария.
Зачем нужна профдиагностика?
Во-первых, затем, чтобы не допустить стихийного (и, чаще всего, ошибочного выбора дальнейшего образования и получения профессии «за компанию» с лучшим другом (подругой), или по принципу «это сейчас модно»), что может в дальнейшем привести к букету разочарований, потере интереса к обучению и выбранной деятельности и колоссальной потере времени.
Во-вторых, чтобы не перепутать несбывшиеся профессиональные мечты родителей с выбором подростка.
В-третьих, чтобы не сделать неверного выбора, исходя из незнания своих данных, разнообразия мира профессий (их более 40 000) и реальной ситуации на рынке труда (каждый регион имеют свою специфику) и своих реальных возможностей.
Безусловно, профдиагностика подразумевает работу со специалистом-психологом либо очно, либо, исходя из современных возможностей по видеосвязи. Но кое-какую диагностическую работу можно провести и самому. Ну, например, с помощью тестов понять:
можете ли Вы разумно относиться к жизни и быть реалистичным
способны ли Вы быть лидером
И то, и другое необходимо, если молодой человек или девушка, действительно, мечтают о предпринимательской деятельности.
Итак, возьмем в руки ручку или карандаш и лист бумаги.
Ваша задача – написать номер утверждения, внимательно прочитать его и ответить, верно ли оно для Вас (+ - верно; - - не верно). Пожалуйста, будьте искренними, отвечая на данные вопросы, не надо поддаваться существующим стереотипам. Помните, «плохих» и «хороших» ответов не существует. Есть Ваша точка зрения, заслуживающая уважения (несмотря на то, что может быть спорной).
Я не хочу быть в жизни беспомощным и зависимым от других.
Когда мне трудно, то я сначала анализирую свои ошибки.
Я не могу долго жить один (одна).
Когда у меня мало денег на покупку, я ищу возможность одолжить недостающую сумму.
Чаще всего я стремлюсь быть здоровым и физически выносливым.
Человек, который часто ссорится с другими, не умеет сдерживать себя.
Я не хочу нести ответственность за других.
Я собираю книги, где много полезных рекомендаций и советов опытных людей.
Я хотел(а)ы дружить с человеком, который умеет быть полезным другим.
Меня раздражают беспомощность и глупость других.
Мне трудно смеяться, когда у меня что-то не получается.
С неприятными людьми не обязательно вести себя вежливо.
Человек, в любой ситуации знающий как себя вести, скучен и неинтересен.
Я люблю читать о жизни других людей.
Мне нравятся уверенные в себе люди.
Теперь напротив каждого утверждения напишите в скобках значение ключа.
«Ключ»:
1(+); 2(+); 3(-); 4(-); 5(+); 6(+); 7(-); 8(+); 9(+); 10(-); 11(-); 12(-); 13(-); 14(+); 15(+).
Пожалуйста, не исправляйте свои ответы в соответствии с ключом (лучше узнать правду и получить возможность подкорректировать имеющиеся недостатки. Ведь Вы это делаете для себя.).
Подсчитайте количество совпадений (т.е., когда Ваш ответ совпал со значением «ключа».
А теперь проанализируйте результаты.
11 – 15 баллов:
У Вас достаточно развито понимание необходимости постоянного совершенствования себя в жизни и для жизни. Вы стремитесь добиться успеха, прежде всего, за счет своих способностей и умений. Вы не избегаете помощи со стороны других, но понимаете, что, в первую очередь, следует надеяться на свои силы, что лучше меняться самому, чем стремиться изменить других людей. Вы уже поняли, что надежда на то, что действительность изменится для Вас к лучшему, чаще приводит к неуспеху. Источник успеха в жизни кроется, скорее всего, в вашей самостоятельности и независимости, чем в неоправданном (зачастую) ожидании «доброго дяди» или благоприятного решения. Чтобы быть по-настоящему самостоятельным, необходимо быть выносливым, достаточно здоровым, реально оценивать действительность и уметь быть полезным другим. Вы понимаете, что жизненный опыт других полезен для Вас, ибо учиться только на своих ошибках часто неразумно. Именно потому Вы понимаете других людей, их переживания, заботы и трудности.
6 – 10 баллов:
Такой результат является показателем средней склонности быть разумным в жизни. Анализ «несовпадений», когда значение «ключа» не совпало с вашим ответом (выпишите их) позволит разобраться в некоторых причинах такого результата. Если вы больше будете уделять внимания совершенствованию своих способностей и умений, то это поможет Вам лучше адаптироваться ко многим сложностям и изменениям окружающей Вас жизни. Вы недостаточно уверены в том, что независимость и опора на свои силы принесут вам успех. Понаблюдайте за другими людьми, сравните себя с ними. Может быть, пример и неудачи других помогут Вам многое понять. Не отмахивайтесь от советов других, многое Вы не примите, но в этих советах всегда есть полезное применительно к Вашей ситуации и Вашим обстоятельствам.
6 баллов и меньше:
Вы чрезмерно зависите от помощи других. Это, конечно, здорово, когда есть кому помочь и сделать то, что затруднительно для Вас. Но подумайте: всегда ли так будет? Может быть, Ваши обиды или стрессы связаны с отсутствием своевременной помощи: вы надеялись, а ее нет? Уметь жить самостоятельно трудно, но еще труднее жить в зависимости от благосклонности других. Вам следует серьезно пересмотреть свои представления о действительности. Может быть, Вы в чем-то заблуждаетесь?
Рассуждайте над этим! Это важно. От много из этого зависит ваш успех в жизни, ваша самореализация.