Святой. встреча

Наталия Трунова -Рассказова
                ВСТРЕЧА ПОД ТУЭКТОЙ

Папа что то строил в Туэкте . И нас к себе забрал. Руки золотые и семьянин до капельки жизни. Не мог быть один. Место мне понравилось сразу . Я тогда написала стихи-
             Туэкта - это улица длинная
В тесной долине зажатая
            Мне здесь нравится!
  В Туэкте школа была одна и помещение общее!  И учились мы в смешанном классе . Было необычно и это приводило меня в восторг! Ставили спектакли и жили полной жизнью. Старшие ездили учиться в Онгудай.

Центр культурной жизни- клуб. Волшебное кино! Вести о фильме поступали с Онгудая и мы всегда были в предвкушении.
Накануне нам сообщили , что привезли прекрасный фильм " Тайна двух океанов" о нем много говорили , как дети так и взрослые.
Родители управляли этим рычагом всевластия над нами - Сделай то то и пойдёшь в кино!  Наверное в каждом доме звучало!  И мы старались! Очень - очень. Переделывалась куча работ! Легко и радостно - поскольку в конце тоннеля был свет экрана! !
Я не исключение и тоже старалась изо всех сил!
Двое из ларца , одинаковых с лица столько не успевали бы сделать !
И , вдруг мама добавляет два неподходящих, как мне казалось , условия. Идти немного погулять с младшей сестрой и даже взять её в клуб!
Это мне категорически не понравилось, но с мамой не поспоришь и я скорее поныла и так подерзила слегка! Снаружи - слегка, а внутри полыхало мамаево войско!
Ни как не отбадавшись ,я пошла с ноющей , по своим причинам ,сестрой. И, у порога , вдруг твёрдо так сказала-" Не хочу с ней гулять и не хочу в кино с ней! Выйду в лужу посажу и домой приведу!"
Маму такими " угрозами" с твердостью в голосе не продавить , ответила-" Значит и сама не пойдёшь! Можешь тоже в луже рядом сесть"
И , я так думаю , что именно в этот момент , что то запустилось . Что то сдвинулось и начало,  потихоньку поскрипывая ,  набирать 
;Улица!!!! Кто в детстве помнит - как она убирает всякие обиды и недостатки нашей детской жизни! То , что улица нас воспитывает - это не пустые слова! Дела только в том - какая она- эта улица!
Для меня Туэктинская Бесконечная улица была сразу и навсегда родной! Я прописалась в ней по макушку. Сначала подралась с сыном какого то местного начальника, увидев впервые , как он нагло лазил девчонкам под кофточки!  Пока его приспешники ,  такие же распущенные держали тех !
 Более отвратительного зрелища я не видела и уж совсем не собиралась стоять в стороне. Росту крохотного но , выросшая на вольной степи ,  в которую , просто упирались лучиками ,  все мириады звёзд, я налетела как ураган и работая руками ,  как ветряной мельницей , поколотила эту компашку. Опомнились они быстро ,  но вот сдачи дать побоялись. Сама не знаю почему- меня же ,  как говорил папа-" соплей перешибёшь"!
Не трогали и другим не разрешали! И улица стала моей бесшабашной рекой! Хочу - на лодке, хочу вплавь!;Но вернёмся в тот день! В тот Странный День!
На улице все мои недовольства улетучились . Мы быстро включились в игру ! Ноющая сестрёнка сразу повеселела и уже не виделась обузой и тяжёлым дополнением к походу в кино.
Но видимо то колесо уже нельзя было остановить. В догонялках сестра неловко подскальзывается и падает в лужу. Коровью, такую знаменитую лужу во всех деревнях моего детства. Через которое гонят стада любой скотины и она непременно там мочится.
Я вижу , как сестра , ещё растерянно улыбаясь , падает ,  я бегу остановить эту катастрофу ,  но не успеваю!
Сама ,тоже испачкавшись ,иду домой с ревущей малышкой.
Дома тишина! Мама молча забирает сестру и молча её переодевает, отдаёт её вещи мне , не глядя. Я беру и так же молча все стараюсь ,как могу ,привести в порядок!
Не оправдываюсь! Потому что не спрашивают.
 Я пообещала-я сделала! И меня тоже предупредили.

;Вышла на улицу и развесила вещички и решила! Что все очень несправедливо ! Я ведь так старалась! Я ведь даже не помнила ,что там сказала , или , как моя бабушка сказала-" брякнула языком"
 Быстро вернулась , взяла в сенях немного хлеба, попила молока и зачерпнула горсть брусники. И пошла.
  Решила что дойду до станции и к бабушке. Бабушка добрая и мудрая она все все объяснит!
  Почти конец октября или уже ноябрь но тёплый - где то так. Листья редкие , леса - рощицы прозрачные , а через реку стена тёмного хвойного леса. Другая сторона вся голая и валуны вдоль дороги!    Топаю споро. Но и темнеет ещё быстрее. В горах - почти мгновенно. Хотя горы и не высокие. Но для меня - это горы. Где-то послышались выстрелы. На дороге никого. Остановка была не с самой деревне, а до неё нужно было идти .
  В далёкие поблескивали огоньки , но становилось не по себе! Однако решила что дойду и не вернусь. Мало заботясь- как меня в автобус то посадят. И тут на встречу машина летит.                И мне как приказ или шёпот -" прячься!" Я спрыгнула с дороги и снова , как приказ-" не беги! Спрячься!" Я прилегла за валун . Совсем небольшой. Выбирать некогда было! А машина остановилась прямо напротив и из неё вышли крепко выпившие мужчины. Говорили обо мне! Один утверждал- видел! Другие ржали и что то неприятное говорили! Первый порывался поискать ,  повеселиться! Но уехали!    Моё сердце колотилось в ушах !  Незнакомо все это мне было но детское сердчишко подсказывало  -" плохо это!"
   Была ли паника?! Нет! Наоборот- как холодной водой окатили- что творю то ! Ну -ка домой! Но не по дороге, а  через лесок , он вдоль реки - не заблужусь ! Я тогда не знала , что отношусь к тем 75% землян с " топографическим критенизмом"! Блужу я в трёх соснах и -везде! Но в лесу - особо Если по карте посмотреть- там ну ни как не заблудиться.  Даже в темноте!  Но я ухитрилась. Стемнело окончательно , а у меня в лесочке с болотными кочками просвета нет. Хлеб съела бруснику тоже. Под ногами хлюпает , а попить негде. И тут вспомнила, как на Руднике Весёлом Светлана Чернышова учила, что б за двойку или за плохое поведение не влетало, проси - " Бог ! дай мою молитву!"
Почему именно эти слова не знаю. Но стала их произносить! Сначала тихо, потом, задирая голову к ещё светлому небу, но со звёздами - во весь голос! Небо должно было меня услышать!
Когда , вдруг начала уже реально понимать, что не выберусь . И ни одна живая душа не знает - куда меня понесло- остановилась ! Огляделась ,  не за что зацепиться взгляду. Реку не слышу , горы в темноте и лес только ближними стволами подсвечивает!
 И тут очень горячо стала просить Боженьку!  Как горячо ни когда не просила. И я каялась. Маленькая,  впервые чётко понимая, что все делала в доме и злилась -только , что бы кино увидеть. Не ради того , что мамочке тяжело,  а только ради кино!  Это сейчас я понимаю - каялась!  Тогда я скорее корила себя и просила , молила- спаси!  Перед глазами стояла бабушка, в ежевечерней молитве перед образами ,едва освященными ломпадкой.  А я  не могла вспомнить ни единого слова молитвы! Только эту, светланкину, когда договаривались , как нам казалось !
Когда вдруг с боку увидела старика сильно испугалась !  Слетела с кочки и зачерпнула полный сапожок воды ,  а он так спокойно-" Не бойся! Чего кричишь? Борода у него белая. Опирается на корягу или палку  , не пойму!
   И я сразу ощутила спокойствие. И вот то ощущение теплоты, спокойствия и ещё чего то, в такой неповторимой силе больше никогда и нигде не испытывала ! 
    Сразу  сказала -" Заблудилась" А он ,  опять спокойно так- " Не заблудилась! Вот ведь улица" я поворачиваюсь- а передо мной и вправду наша улица ,  да ещё и с фонарями!  Ярко так, как не заметила то?! Я быстренько- "ой! как хорошо то ", и бегом!
Стоит ли тот дед ,или куда делся - меня уже мало заботило! Я неслась домой. Но немного пробежав, поняла!  Я с этим дедом молча разговаривала.!Без голоса!!!  Аж остановилась! 
Что в таких случаях ребёнок подумает- "Боженьку встретила! " Не мало не заботясь, что старик и Бог разного возраста. Я радостно бегу да и опять " договариваюсь",что бы Боженька и дальше помог-что б не выпороли! Прибежала- села на крыльцо и сняла чулочки ,  отжала их обулась ,  а тут народ из клуба вышел. Кино закончилось. Блуждала я в своих приключениях   чуть больше двухсерийного фильма. И тут папа выходит и говорит- "Ну что? Посмотрела кино! Иди спать , теперь мы с мамой пойдём! "
Тогда два раза показывали.  И мне стало уютно!  Боженька помог!  Не пороли не ругали!  Утром поспрашивала  где здесь живёт такой старичок?  Никто и никогда его не видел.;А Боженьку на иконе впервые рассмотрела- и даже воскликнула- " Так так он не с белой бородой?!
Потом увидела икону Серафима Саровского и признала!
Видать правда ,  пожалел меня дурёху ,  вывел!
А этот фильм я за всю свою жизнь так и не захотела смотреть. Понимая, как я присмыкалась и крутилась и злобилась ради него!;Как видите . Ничего особенного. Но вот и объяснения нет. Не бродила я сутками , что бы бредить. Никто и никогда не видел такого старика в округе. То спокойное и потрясающее тепло ни с чем не могу сравнить! И то, что вдруг оказалась перед улицей , да ещё и освященной редкими фонарями. Можно было бы что то присочинить. Но не хочется и не надо. И когда впервые увидела икону Сирафима Саровского , то узнала того , как мне казалось глубокого старца.