Исток великой славянской реки

Валерий Стрельцов
      Исток Днепра. Свято-Владимирский мужской монастырь. Раньше от Бочарово до истока Днепра проезжей дороги не было, и пробиться туда можно было только на серьезном джипе. Мы не знали, как там сейчас и думали, что эти последние пять километров придется идти пешком. Поэтому после ночевки на Угре, где утром накрапывал дождь, мы снова вернулись в Сычевку и в единственном рыболовном магазине запаслись соответствующей обувью: мой напарник купил себе резиновые галоши, а я непромокаемые сапоги. Как только мы сделали эти приготовления, погода сразу улучшилась: стало теплее и в небе засияло солнце. Это был хороший знак, мы перед этим узнали, что прошлым летом на дорогу к истоку камазами возили щебенку и отсыпали там дорогу. Дорога до Бочарово была разбитой, ехать там приходилось довольно медленно, эти 50 километров мы потратили больше часа. Но к нашей радости последний пугавший нас пятикилометровый отрезок  оказался действительно хорошей новой щебеночной дорогой.

Я перед отъездом из Москвы читал, что смоленский губернатор несколько лет назад назвал придание цивилизованного облика истоку Днепра своим личным проектом. За несколько лет до этого там была построена деревянная Свято-Владимирская церковь. Ее я видел на фотографиях. Сначала нас очень обрадовала новая щебеночная дорога, а потом когда мы подъехали по ней к цели нашего путешествия наши сердца возликовали: на огромной лесной поляне вокруг церкви возник и светился свежими бревнами, в прошлом году построенный Свято-Владимирский монастырь. Он выглядел как древнерусская крепость в окружавших эти места лесах. Бревенчатые стены окружали вновь построенные монашеские кельи, кельи для паломников и хозяйственные постройки. Вся территория монастыря была благоустроена, украшена газонами и цветниками, между которыми проходили мощеные дорожки. Старые постройки около родников истока находились вне стен монастыря, к ним вела выложенная досками дорога. Все  это место в комплексе обрело благопристойный вид и было приготовлено к посещению туристами и паломниками.

Территория монастыря была пустынной и лишь в одном месте около нового курятника возились люди. Это были молодые монахи-трудники. Подойдя к ним, я стал выяснять у них, когда же все это деревянное великолепие было построено. Они ответили, что прошлым летом и что построила монастырь «Единая Россия». За всеми интересующими подробностями нужно обращаться в храм к батюшке, нам с мирянами общаться не разрешают.  Вот такие дела сейчас творятся на Руси…

Снова о мифотворчестве. Наши попытки разговаривать с местными людьми об истоке Днепра и попытки их настроить на волну, на которой о Днепре пишут энциклопедии и Википедия, как правило не вызывали у них  нашего  придыхания и нашей взволнованности: «великая славянская река», объединяющая славянские народы, крещение Руси в Днепре. Казалось, что эти отвлеченные от их реальной жизни темы их мало интересуют… И это не только мы отмечали. Действительно, если отбросить все штампы, которыми забиты наши головы, и просто глядеть на ручеек ржавой воды, вытекающий из болотистой земли, то трудно проникнуться тем одушевлением, которое испытывают географы и историки, пишущие об этом месте. На месте истока Днепра монахами построена бревенчатая купель для паломников, и мы, подъезжая к цели, очень хотели омыть и освежить там свои  уставшие тела. Но, увидев там мутную ржавую застойную воду, это желание сразу прошло, я только вылил себе на голову три кружки воды, вытекавшей из сруба купели. На этом священнодействие и закончилось. Но те самые молодые монахи около курятника мне сказали, что это место будут еще доделывать, и оно еще не до конца благоустроено…

Где-то недалеко за лесом, в двух километрах - всего в двух километрах - от монастыря в деревне Дудкино находилась страстотерпица баба Зина - Зинаида Жихарева - одна из бесчисленных великих женщин русской земли. Очень хотелось, чтобы она была еще жива… Но и в земле она будет нетленной частью России - нашей Родины.